Урок музыки на тему Музыкальный инструмент — домра


Урок музыки для 3-го класса "Музыкальный инструмент – домра"
Емельяненко Юлия Витальевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
- Знакомство с инструментами народного оркестра.
- Умение ориентироваться в инструментальных тембрах.
2. Развивающие:
- Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- В процессе слушания музыки развивать тембровый слух.
3. Воспитательные:
- Обогащать духовный мир детей.
- Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, набор - пазлы “Домра”
Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализа.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
2. Беседа по теме.
(На экране видеофрагмент-показ различных музыкальных инструментов)
Учитель: Сегодня мы c вами побываем на экскурсии в музее музыкальных инструментов, встретимся с одним из музыкальных инструментов и будем слушать необыкновенную музыку. Вам, ребята, предстоит встреча с красивым, будьте внимательны.
Слушание Будашкин Николай Павлович Концерт для домры с русским народным оркестром 1 часть.Учитель: Ребята, какой инструмент солировал в музыке?
Дети: Домра.
Учитель: Действительно, это звучала домра. Давайте на неё посмотрим.
(На экране появляется изображение домры)
Домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа. Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. На гриф натянуты 3 струны.
Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека — из прямолинейной ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки — клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.
Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.
Домре суждено было буквально возродиться из пепла! Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта – Василия Васильевича Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра.
Слушание Александр Андреевич Цыганков Вариации на тему р.н.п. «Коробейники»
Очень многое в звучании домры зависит от медиатора. Форма медиатора овальной формы. В настоящее время широко используются медиаторы из полимерных материалов.
3. Творческая мастерская.
Учитель: Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить домру.
(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение домры /по принципу игры в пазлы/, под звуки домры, дети “творят”)
4. Завершение урока. Демонстрация выполненных работ.