Технологическая карта урока Сверление отверстий в деталях из древесины (5 класс) по ФГОС

конспект урока
Занятие № 8 «Сверление отверстий в деталях из древесины».
Цель урока: ознакомить обучающихся с инструментами для сверления заготовок из древесины, понятиями «сквозное отверстие» и «глухое отверстие», видами свёрл и их назначением, инструментами для сверления (коловоротом и дрелью), способами закрепления заготовок и приёмами сверления, правилами безопасной работы; сформировать умения качественно сверлить заготовки из древесины по разметке; развивать аккуратность и трудолюбие.
Задачи:
Обучающая: - усвоить учащимися знания о процессе сверления отверстий, инструменте, оборудовании, приемах и правилах его выполнения.
Развивающая - способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательная - формировать технологическую культуру и культуру общения при работе в группе.
Дидактические средства обучения: образцы деталей с просверленными отверстиями, свёрла, дрели, коловороты, шило, угольники, линейки, карандаши, струбцины, заготовки из древесины для выполнения практической работы № 8, учебник (§ 10), РТ.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.
Тип урока: Комбинированный (УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ).
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Опорные понятия: сверление, свёрла (спиральное, центровое), отверстия (сквозные, глухие), коловорот, дрель, зубчатая передача, струбцина, станочник-сверловщик.
Планируемые результаты обучения.

Личностные
результаты
Предметные
результаты
Метапредметные
результаты

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология»;
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

Понимание определений и основных понятий темы занятия;
Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения материала.
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий при выполнении практической работы.
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Структура урока (технологическая карта урока) (80 минут)
№ п./п.
Этапы урока
Цель этапа
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приемы УУД

1.
Организационный момент
Активация учащихся
2 мин.
Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия
Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим
Регулятивные: планирование занятия
Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии
Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
3 мин.
Информирует и демонстрирует обучающимся на подготовленных образцах сквозные и глухие отверстия, знакомит с различными свёрлами и поясняет их назначение. Затем объясняет устройство коловорота и дрели, показывает, как правильно закреплять сверло в патроне, как размечать центры отверстий. Сообщает правила безопасной работы и демонстрирует способы надёжного закрепления заготовок на верстаке при сверлении и приёмы сверления сквозных и глухих отверстий.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.
Планируют варианты выполнения творческого проектного задания.
Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое
Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности
Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

3.
Актуализация знаний.
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.
25мин.
Проанализировать полученные знания и умения по предмету на занятии, настроить, подготовить и заинтересовать обучающихся на восприятие нового материала

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.
Познавательные: анализ объектов труда с целью выбора идеи проекта.
Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

4.
Первичное усвоение новых знаний
Организовывать осмысленное восприятие новой информации.
15мин
Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значение самого понятия «сверление древесины», рассказать о видах инструментов применяемых при сверлении, приемах и правилах безопасного выполнения этой операции ;
Способствует формированию уверенности обучающихся в своих силах, при выполнении практической работы по теме занятия;
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи у доски и в рабочей тетради.
Личностные: осознание своих возможностей;
Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.


5.
Первичная проверка знаний.
Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме.
10мин.
Задает вопросы:
Рекомендуемые вопросы для фронтального опроса по новому материалу.
Как размечают центры будущих отверстий на заготовках щ
древесины?
В каких случаях применяют винтовые свёрла?
Для чего предназначена канавка спирального сверла?
Как можно определить диаметр сверла?
Для какой цели при сверлении используется подкладная доска?
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.
При помощи чертежных инструментов выполняют схему этапов выполнения творческого проекта в рабочей тетради.
Личностные: осознание своих учебных возможностей;
Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.
Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников
Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6.
Первичное закрепление
Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия
10мин.
Предлагает задание на усвоение «новых знаний».
фронтальная форма
- выдвинуть идеи индивидуального творческого поекта;
- из каких видов материалов предполагается его выполнение;
- какими инструментами будет выполняться работа;
- какова последовательность выполнения этой работы;
индивидуальная форма
- обосновать лично, выбор идеи своего проекта;
Осуществляют учебные действия по намеченному плану.
Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи.
Личностные: осознание своих учебных возможностей;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7.
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования.
7 мин.
Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки деятельности.
Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.
Личностные: осознание важности обучения предмету;
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала;
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;
Коммуникативные: управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера.


8.
Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
3 мин
Сообщает домашнее задание на дом
Ответить на вопросы, приведённые в конце § 10 учеб ника.
2*. Найти в Интернете или в других источниках информацию о том, есть ли в вашем городе учебное заведение, где уча профессии сверловщик, подготовить к следующему уроку краткое сообщение.
Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.
Личностные: осознание важности обучения предмету;


9.
Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
3 мин.
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Что нового узнали на уроке?
Какие новые понятия вы изучили сегодня?
Где можно применить полученные знания в практической деятельности?
Для чего необходимо знать данный материал?
Какие затруднения у Вас возникли?
Дайте анализ своей деятельности на уроке.
Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.
Личностные: осознание важности обучения предмету;
Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности;
Познавательные: умение структурировать знания;
Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;


10.
Рефлексия деятельности.
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.
2 мин.
Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС- сообщения, законченное предложения;
Высказывают мнение о прошедшем занятии, в форме конструктивного диалога.
Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета;
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке;
Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету;
Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;





15