Конспект урока по наглядной геометрии «Треугольник. Виды треугольников»


Класс: 5
Предмет: наглядная геометрия
Тема: «Треугольник. Виды треугольников»
Цели:
Помочь детям освоить понятие «тип треугольника», определить связь между названием треугольника и названием его угла-начальника.
Закрепить новый материал, используя для этого сенсорные способности ребенка.
Развивать логическое мышление, пространственное воображение.
Воспитывать творческую активность.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Структура урока:
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
Подготовительный этап
Изучение нового материала
Закрепление
Итог. Рефлексия.
Информирование о домашнем задании.
Дополнительное оборудование: плакаты с геометрическими фигурами, раздаточный материал для работы в парах (цветные полоски).
Ход урока
Орг. момент.
Добрый день!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
Сообщение темы и целей урока
Посмотрите на доску и определите, какую фигуру нужно поставить вместо знака «?»( на доске два плаката с одинаковыми геом. фигурами отличающиеся размером и цветом, на одной не хватает треугольника)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
- Прочитайте тему урока и скажите, что нового мы узнаем на уроке. - Значит, какие наши задачи на уроке? (узнать, какие бывают виды треугольников, учиться их отличать и строить).
Подготовительный этап
- Чем треугольник отличается от других геометрических фигур?
Три вершины, три угла,
Три сторонки – вот и я.
- Давайте вспомним, какие бывают виды углов: (на доске изображены прямой, развернутый и острый углы)
- Какие это углы?
- Какой угол называется прямым?
- Какой угол называется тупым (острым)?
Изучение нового материала
Теперь вы должны знать о том, что треугольники бывают разные. Их названия зависят от угла–начальника. В треугольнике он может быть прямым, тупым и острым. А сам треугольник будет называться прямоугольным, тупоугольным, остроугольным. (вывешиваются плакаты с названиями).
- (Работа в парах)
Постройте прямоугольный треугольник с помощью цветных полосок, которые у вас на столах. (тупоугольный, остроугольный)
-Сколько нужно взять полосок, чтобы построить треугольник? (почему?)
- Может ли быть такое, что в одном треугольнике два прямых угла? (два тупых)
- К какому выводу пришли? (кроме угла–начальника, остальные углы всегда острые)
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте, о какой семье идет речь.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Я тупо-, прямо-, остро-
Угольный треугольник.
-О какой семье идет речь?
-Какие треугольники живут дружно в этой семье?
- Какой треугольник называется остроугольным? (тупоугольным, прямоугольным)
- Определите по рисунку, какие треугольники изображены?
(Дети выходят к доске, показываю треугольник, называют вид и его признаки)
Физическая минутка.
Раз, два, три – три стороны. (повороты в стороны)
Раз, два, три – три угла.(руки на пояс, приседаем)
Раз, два, три – три вершины.(руки вверх, потягиваемся)
Закрепление
1)-Сейчас мы будем строить треугольники в тетрадях.
- как мы будем строить тупоугольный треугольник? Что сначала строим? (тупой угол)
-Начертите прямоугольный треугольник. (остроугольный)
2) Разделите треугольник (равносторонний)
тремя линиями на четыре равные части;
тремя линиями на шесть равных частей;
двумя линиями на четыре части;
тремя линиями на три равные части;
-Какие треугольники получили?
Игра «Внимание»
а)Учитель показывает карточки с изображением разных геом.фигур (5 шт.) по 2-3 секунды, затем убирает. Учащиеся по команде «Внимание!» строят фигуры, которые запомнил в том же порядке, как показывал учитель. Через 1-2 минуты – проверка.
б) Показ треугольников разных видов, учащиеся рисуют треугольники разных видов в том порядке, как показал учитель.
6.Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
Учитель показывает карточки с треугольниками.
- Как называется этот треугольник?
- Как строят тупоугольный треугольник? (прямоугольный, остроугольный)
-Кто считает, что хорошо поработал на уроке?
-Кто считает, что мог бы работать лучше?
-Кому понравился урок?
7.Информирование о домашнем задании.
Начертить и вырезать модели всех видов треугольников.
Учащиеся заполняют анкету
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / усталМое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересно / не интересно