Сущность и значение системно — деятельностного подхода. Пути его реализации в планировании и моделировании современного урока русского языка и литературы в рамках ГОС.


Подготовила учитель русского языка и литературы ООШ I – III ступеней № 11
Костенко Н. А.
Сущность и значение системно - деятельностного подхода. Пути его реализации в планировании и моделировании современного урока русского языка и литературы в рамках ГОС.
Хочу начать свое выступление с цитаты Н. А. Конаржевского: «Современный урок – это , прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ»
Принцип системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Системно – деятельностный подход – это развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности.
В связи с этим основной педагогической задачей становится организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить?(обновление содержания образования)
Ради чего учить?(ценности образования)
Как учить?(обновление технологий образования)
Мы можем составить алгоритм конструирования урока в рамках системно – деятельностного подхода:
1)Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
2)Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием из банка приемов.
3)Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно - деятельностного подхода.
4)Рассмотреть выбранные приемы на предмет использования ИКТ для их реализации.
5)Оценить КПД урока, опираясь на принципы идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности ученика.
В рамках системно – деятельностного подхода мы можем выделить на уроке:
-учебную деятельность, которая становится самостоятельной деятельностью ученика по усвоению знаний, умений и навыков;
-учебную задачу, т. е. цель, которую ставит перед собой ученик( чему? Зачем? учиться)-учебное действие, т. е. систему существенных признаков понятия или алгоритм ( правильно ли я все сделал?)
-самооценка – определение степени соответствия эталону или качеству выполненного действия(Хорошо? Можно лучше?)Переходя ко второй части нашего вопроса, я хочу выделить основные аспекты современного урока в рамках ГОС:
-субъективизация;
-метапредметность;
-деятельностный подход;
-коммуникативность;
-рефлексивность;
-импровизационность.
Изменяется представление учителя о современном уроке. Теперь ученик – субъект учебной деятельности. Более разнообразными становятся источники знаний: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, приборы и приспособления.
Структура урока становится более динамичной, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной.
Критерии , по которым учитель оценивает ученика, определены заранее.
Давайте вспомним требования к современному уроку.
1)Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
2)Учитель – организатор, а не информатор
3)Обязательная рефлексия на уроке
4)Высокая степень речевой активности учащегося
В рамках ГОС появляется и новая система оценки. Образовательный процесс направлен на овладение системой учебных действий (УУД)
-Оценивается способность к решению учебно – познавательных и учебно – практических задач
- Используется комплексный подход к оценке результатов
- Применяется накопительная система оценивания (портфолио)
Хочу напомнить также о типах урока:
- урок первичного предъявления новых знаний;
- урок формирования первоначальных предметных умений;
- урок применения предметных умений;
- урок обобщения и систематизации;
- урок повторения;
- контрольный урок;
- коррекционный урок;
- комбинированный урок
В рамках ГОС мы можем проследить систему дидактических принципов образования. Это следующие принципы: научности, доступности, наглядности, прочности, сознательности и активности, системности и последовательности, вариативности, творчества.Дидактическая же задача урока характеризует конечный результат урока, т. е. что и в какой степени должно измениться, совершенствоваться в области знаний и умений у учащихся.
Можно выделить следующие дидактические требования к уроку:
- четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков;
- определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся;
- создание условий успешного учения.
Особое внимание следует уделить психологическим требованиям к уроку.
- Это соотношение нагрузки на память и мышление учащегося;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска;
- учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, самоконтроля и самоанализа.
Необходимо грамотно организовать познавательную деятельность учащихся. Здесь следует выделить такие пункты:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысление;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование устойчивого внимания и сосредоточенности;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.
Очень важно учитывать возрастные особенности, т. е. планировать урок в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, проводить урок с учетом сильных и слабых учеников, применять дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Современный урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность. Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными. На уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности, должны сочетаться различные методы и приемы обучения. Необходимо соблюдение единого орфографического режима. Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Что касается гигиенических требований, то нужно соблюдать правильный температурный режим, проветривание, освещение, чередовать виды деятельности, своевременно и качественно проводить физминутки.
Анализируя урок в соответствии с ГОС, нужно учитывать следующие пункты:
- цель посещения (аспекты);
- дата;
- класс, учитель;
- количество учащихся в классе;
- присутствовали на уроке.
Итак, я хотела бы выделить плюсы современного урока:
1)Стремление учителя самостоятельно планировать урок
2)Знание типологии урока
3)Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока
4)Планирование воспитательной функции урока
5)Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала
6)Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний
7)Практическая направленность учебного процесса
8)Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными
9)Осуществление дифференцированного подхода к учащимся
10)Формирование надпредметных способов учебной деятельности
11)Формирование мотивации
12)Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми
13)Оценка и самооценка учителя
Завершить свое выступление я хочу восточной мудростью : «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить»