Конспект урока по геометрии по теме Решение задач на тему треугольник

План урока №25

Обобщающий урок по геометрии в 7 классе: «Решение задач по теме треугольники»

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Галилео Галилей



Цели урока:
Образовательные:
Формирование умений применять признаки равенства треугольников для решения задач;
распознавать равные треугольники, доказывать их равенство, делать вывод о равенстве некоторых их элементов.
Развивающие:
развивать интуицию обучающихся;
развивать навыки правильной математической речи обучающихся;
развивать эстетику чертежа;
развивать наблюдательность обучающихся;
развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности .
Воспитательные:
формировать аккуратность при выполнении чертежей, точность;
формировать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям.
Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, карточки, раздаточный материал.
оформление классной доски, портреты, плакаты.






Ход урока
Организационный момент
Сформулировать тему и цели урока.
Вступительное слово учителя.

В этом году мы начали изучать одну из древнейших и интереснейших наук- геометрию.
Сегодня у нас по теме «Решение задач по теме треугольники», мы будем решать задачи, и использовать какие-то игровые моменты.
Приложение-1
Треугольник - самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. В строительном искусстве испокон веков используется свойство жесткости треугольника для укрепления различных строений и их деталей. Изображение треугольников и задачи на треугольники встречаются в папирусах, в старинных индийских книгах и в других древних документах.
В древней Греции учения о треугольниках развивалось в ионийской школе, основанной в VII веке до н.э. Фалесом, в школе Пифагора число три определялось через треугольник. Три - треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определенности. Числа пифагорейцы изображали в виде точек, известны, так называемые, треугольные числа ( 1, 3, 6, 10...), которые образуют правильный треугольник. Учение о треугольниках было полностью изложено в первой книге “Начал” Евклида. Показать роль треугольника в геометрии. (Слайд-1).
Сегодня на уроке мы будем повторять весь изученный материал, связанный с понятием «Треугольник».
2. Блиц- опрос
1.Что называется треугольником?
2.Какие виды треугольников вы знаете?
3. Дайте определение равнобедренного и равностороннего треугольников.
4. Как по-другому называется равносторонний треугольник?
5. Какие два треугольника называются равными?
6. Обязательно ли для равенства треугольников каждый раз искать пар равных элементов?
7. Что для этого имеется?
8. Сколько всего признаков?
9. На магнитной доске изображаются треугольники:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1 2 3

Сформулируйте эти зашифрованные признаки.
Приложение-2
3.
1)Решение задач по первому признаку равенство треугольников. (Слайд -2)

2) )Решение задач по второму признаку равенство треугольников. (Слайд -3)

3) Решение задач по третему признаку равенство треугольников. (Слайд -4)

Практические задачи.

1) Столяру нужно заделать отверстие треугольной формы. Сколько размеров и какие он должен снять, чтобы изготовить латку? Что он должен измерить, если отверстие имеет форму: а) прямоугольного треугольника, б) равностороннего треугольника, в) равнобедренного треугольника, г) разностороннего треугольника.

2) Мама купила 2м ткани шириной 1м на платки двум дочерям. Раз делите этот кусок ткани равные части и докажите правильность своих действии.






Физкультминутка

1. Вдох-выдох, потянулись.
2.Руки вверх, поработали пальчиками, составить различные треугольники.
3. Левой рукой нарисовать в воздухе треугольник, затем- правой, и- обеими.
4. В паре с соседом( у меня две руки- две стороны, сосед помогает составить треугольник).
5.Нарисовать на полу треугольник каждой ногой.
6. Стряхнули усталость с рук, ног. Сели.

5. Работа с равнобедренными треугольниками
1) Какой треугольник называется равнобедренным? 2) Как называются элементы равнобедренного треугольника? 3) Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник?




Зашифруйте их.

Если , то


Свойство медианы.

Учащихся выполняют самостоятельную работу на готовых чертежах.
(Раздаточный материал).





6. Игра «Светофор».

Вы с сигналами светофора знакомы. Я буду задавать вопросы или отвечать, вы сигнализируете ответы. (Работа с карточками).
Красный - неверный ответ
Желтый – неточный (или я не знаю ответа)
Зеленый - верный
1. Верно ли расставлены размеры на чертежах?






3. Верно ли, что если сторона и два угла одного треугольника равны стороне и двум углам другого треугольника, то они равны?

4. Верно ли, что если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны?

7. Игра со спичками.

1. Из пяти спичек составить 2 равносторонних треугольника.
2. Из 6 спичек составить четыре равносторонних треугольника.



8. Подведение итогов урока.
За урок каждый ученик получает две оценки: одну за выполнение самостоятельной работы, а вторую за работу на уроке.

9. Домашнее задание.
1. Придумайте и решите практическую задачу, в которой были использованы признаки равенства треугольников
Cосчитай треугольники на рисунке (раздаточный материал) (слайд-5)
3. Решение кроссворда «Треугольник». 

По горизонтали: 1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5.6.7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. Сторона прямоугольного треугольника. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.
Ответы:
По горизонтали: 1. Биссектриса. 4. Сторона. 5. Прямоугольник. 6. Остроугольник. 7. Тупоугольник. 11. Пифагор. 12. Отрезок. 15. Гипотенуза. 16. Медиана.
По вертикали: 2. Точка. 3. Треугольник. 8. Вершина. 9. Равносторонний. 10. Высота. 13. Равнобедренный. 14. Катет. 17. Угол.





















Рисунок 115