Рабочая программа дополнительного объединения естественно-научной направленности Математическая смекалка







Рабочая программа
дополнительного объединения естественно-научной направленности «Математическая смекалка»





Руководитель кружка:
учитель математики
Каратаскова Т.М.


Срок реализации программы - два года



2014-2016
Пояснительная записка
Кружок математики рассчитан на два года обучения 336 часов
(168 ч в год - 4 ч в неделю), для учащихся 14-15 лет.
Программа составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании»,
- Типового положения об учреждении дополнительного образования детей,
- нормативных документов Министерства Образования РФ
«О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» (№28-51-391/16 от 20.05.2003 г.)
«О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г.),
- книги для учителя И.С.Петракова «Математические кружки в 8-10классах», Москва «Просвещение», 1987г
Основной целью программы является: развитие и закрепление интереса к математике, подготовка к ОГЭ.
Основные задачи, поставленные на два учебных года:
подготовка к олимпиадам различного уровня;
формирование логического мышления, посредством решения задач;
возможность заинтересовать предметом более «слабых» учащихся;
Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
Научить строить графики и читать их.
Научить различным приемам решения текстовых задач.
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.

Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:
кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;
различные формы проведения кружка, способствуют повышению интереса к предмету;
рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.

Формы проведения занятий:
тестирование;
практикум по решению задач;
решение задач, повышенной трудности;
доклады учащихся;
игровые занятия;
практические занятия («составь фигуру из отдельных частей», «задания со спичками», «графы», «создание сборника задач»);
работа с научно - популярной литературой.

Занятия организованы по принципу: теория - практика
Учебно-тематический план

Тема раздела
теория
практика
всего

1.
Решение задач на смекалку
3
25
28

2.
Решение задач со спичками
1
7
8

3.
Решение олимпиадных задач
5
10
15

4.
Графы и их применение
6
11
17

5.
Системы счисления
10
14
24

5.
Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ
48
194
242


Итоговое занятие

2
2

Итого:
336


Ожидаемые результаты программы

При решении задач обращается внимание учащихся на отыскание наиболее рациональных, оригинальных способов их решения. Правильно организованная деятельность учащихся на занятиях кружка, активное участие учащихся в процессе занятий, их работоспособность и творческий настрой как учителя, так и учащихся являются условиями успешности проведения занятий.
Результатом деятельности учащихся на занятиях кружка является успешное участие в муниципальных олимпиадах, всероссийских конкурсах по математике, высокие результаты ОГЭ.

Содержание учебного материала
1. Решение задач на смекалку (28 ч)
Решение занимательных задач. Решение старинных задач. Решение задач на разрезание. Составление сборника занимательных задач. Математическая викторина. Тестирование школы «Авангард». Геометрия вокруг нас. Я и мир логики. Этот удивительный квадрат. КВН «Час веселой математики»» Математическая регата (решение задач на логику) Путешествие в царство математики.
2. Решение задач со спичками (8 ч)
Решение логических задач. Головоломки со спичками. Выпуск газеты «Смотри в корень»
3. Решение олимпиадных задач (15ч)
Решение задач с числовыми выражениями. Решение задач на разрезание. Решение задач на движение. Решение вероятностных задач. Решение задач на проценты. Геометрические задачи. Олимпиада 7-8кл
4. Графы и их применение (17ч)
Первое знакомство с графами. Полный граф. Дополнение графа. Степень вершины. Путь в графе. Цикл. Связность графа. Операция удаления ребра. Мост. Деревья, лес. Изображение графа.
5. Системы счисления (10 ч)
Исторический очерк развития понятия числа.
Рациональные числа и измерения.
Непозиционные и позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.
Десятичные дроби. Исторический очерк. Действия с десятичными дробями.
Обыкновенные дроби. Исторический очерк. Действия с обыкновенными дробями.

6. Решение заданий ЕГЭ (242 ч)
Числа и выражения. Преобразование выражений. Уравнения. Системы уравнений. Координаты и графики. Текстовые задачи. Неравенства. Системы неравенств. Функции, их свойства и графики. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Элементы комбинаторики и теории вероятности. Решение геометрических задач. Тестирование.
Календарно-тематический план
1 год обучения


ч
Тема занятия
Теория
Практика
Дата

1.Решение задач на смекалку – 28 ч





1
1
Решение занимательных задач

+


2
1
Решение занимательных задач

+


3
1
Решение задач на логику

+


4
1
Решение старинных задач

+


5
1
Решение старинных задач

+


6
1
Решение старинных задач с помощью уравнения

+


7
1
Решение старинных задач с помощью уравнения

+


8
1
Решение задач на разрезание

+


9
1
Решение задач на разрезание

+


10
1
Решение задач на логику

+


11
1
Составление сборника занимательных задач

+


12
1
Составление сборника занимательных задач

+


13
1
«Путешествие в царство математики»

+


14
1
Математическая викторина

+


15
1
Решение задач «Магические квадраты»

+


16
1
Решение задач «Магические квадраты»

+


17
1
Тестирование школы «Авангард»

+


18
1
Тестирование школы «Авангард»

+


19
1
Геометрия вокруг нас

+


20
1
Геометрия вокруг нас

+


21
1
Геометрия в жизни

+


22
1
«Я и мир логики» (логические задачи)

+


23
1
«Я и мир логики» (логические задачи)

+


24
1
Математическая регата

+


25
1
КВН «Час веселой математики»

+


26
1
Подготовка к устному журналу

+


27
1
Подготовка к устному журналу

+


28
1
Создание презентации по выступлениям
+



2. Решение задач со спичками -8 ч

29
1
Составление различных фигур из спичек.
+



30
1
Составление различных фигур из спичек.

+


31
1
Головоломки со спичками.

+


32
1
Головоломки со спичками.

+


33
1
Задачи со спичками.

+


34
1
задачи со спичками.

+


35
1
Сбор материала для газеты

+


36
1
Выпуск газеты «Смотри в корень»

+


3. Решение олимпиадных задач -15ч

37
1
Решение задач с числовыми выражениями
+



38
1
Решение задач с числовыми выражениями

+


39
1
Решение задач с буквенными выражениями

+


40
1
Решение задач с буквенными выражениями

+


41
1
Решение задач на разрезание.
+



42
1
Решение задач на разрезание.

+


43
1
Решение задач на движение.
+



44
1
Решение задач на движение.

+


45
1
Решение вероятностных задач.
+



46
1
Решение вероятностных задач.

+


47
1
Решение задач на проценты.
+



48
1
Решение задач на проценты.

+


49
1
Решение задач на дроби.

+


50
1
Геометрические задачи.

+


51
1
Олимпиада 7-8кл

+


4. Графы и их применение -17 ч

52
1
Первое знакомство с графами.
+



53
1
Решение задач на составление графов

+


54
1
Полный граф. Дополнение графа.
+



55
1
Полный граф. Дополнение графа.

+


56
1
Степень вершины.
+



57
1
Степень вершины.

+


58
1
Путь в графе. Цикл.
+



59
1
Путь в графе. Цикл. Связность графа.

+


60
1
Операция удаления ребра. Мост.
+
+


61
1
Деревья, лес. Изображение графа.
+



62
1
Решение задач на построение графов

+


63
1
Решение задач на построение графов

+


64
1
Решение задач с применением графов

+


65
1
Решение задач с применением графов

+


66
1
Самостоятельное решение тестов

+


67
1
Самостоятельное решение тестов

+


68
1
Итоговое занятие

+




5. Системы счисления -10 ч




69
1
Исторический очерк развития понятия числа.
+



70
1
Решение задач

+


71
1
Непозиционные и позиционные системы счисления
+



72
1
Решение задач

+


73
1
Рациональные числа и измерения.

+



74
1
Решение задач

+


75
1
Решение задач

+


76
1
Десятичная и двоичная системы счисления.
+



77
1
Решение задач

+


78
1
Перевод чисел из одной системы в другую.
+



79
1
Решение задач

+


80
1
Десятичные дроби. Исторический очерк
+



81
1
Решение задач

+


82
1
Действия с десятичными дробями
+



83
1
Решение задач

+


84
1
Обыкновенные дроби. Исторический очерк.
+



85
1
Решение задач

+


86
1
Действия с обыкновенными дробями.
+



87
1
Решение задач

+


88
1
Арифметические действия с обыкновенными дробями.
+



89
1
Решение задач

+


90
1
Свойства действий с обыкновенными дробями.

+


91
1
Решение задач

+


92
1
Решение задач

+


6. Решение заданий ЕГЭ -242 ч

93-94
2
Числа и выражения
+



95-96
2
Числовые и буквенные выражения
+



97-98
2
Натуральные и целые числа

+


99-100
2
Рациональные числа.

+


101-102
2
Иррациональные числа.

+


103-105
3
Числа и выражения

+


106-107
2
Преобразование выражений.
+



108-109
2
Преобразование дробных выражений.
+



110-112
3
Разложение на множители способом группировки

+


113-115
3
Разложение на множители способом группировки. Решение задач.

+


116-118
3
Разложение на множители способом вынесения общего множителя.

+


119-120
2
Формулы сокращенного умножения.

+


121-122
2
Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

+


123-124
2
Разложение на множители.

+


125-126
2
Разложение на множители различными способами.

+


127-128
2
Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

+


129-130
2
Уравнения.
+



131-132
2
Линейные уравнения.

+


133-134
2
Квадратные уравнения.
+



135-136
2
Дробно-рациональное уравнение.
+



137-138
2
Корни уравнений.

+


139-140
2
Квадратное уравнения с параметром

+


141-143
3
Решение квадратных уравнений с параметром

+


144-146
3
Уравнения высших степеней
+



147-149
3
Решение уравнений высших степеней

+


150-152
3
Системы уравнений
+



153-154
2
Уравнения и системы уравнений (часть В)

+


155-156
2
Системы уравнений (часть В)

+


157-158
2
Системы уравнений с параметром
+



159-161
3
Решение систем уравнений с параметром

+


162-164
3
Решение систем уравнений с помощью матриц
+



165-167
3
Решение систем уравнений с помощью матриц

+


168
1
Обобщающее занятие

+






2 год обучения.

1
1
Вводное занятие

+


2
1
Решение систем уравнений с помощью матриц

+


3-4
2
Неравенства

+


5-6
2
Неравенства и их системы.

+


7-8
2
Неравенства с параметром
+



9-10
2
Неравенства с параметром и их системы.

+


11-12
2
Координаты и графики.
+



13-14
2
Координаты и графики функций.




15-16
2
Координаты и графики.

+


17-19
3
Возможности координатной плоскости

+


20-21
2
Графические задания с параметром
+



22-23
2
Чтение графиков функций
+



24-25
2
Графики функций

+


26-27
2
Описание графиков функций

+


28-29
2
Графики функций с модулем
+



30-31
2
Построение графиков функций с модулем

+


32-33
2
Свойства графиков функций с модулем

+


34-35
2
Графики функций с модулем

+


36-37
2
Текстовые задачи на «концентрацию»
+



38-39
2
Текстовые задачи на «смеси и сплавы»

+


40-41
2
Текстовые задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»

+


42-43
2
Задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»

+


44
1
Текстовые задачи на движение
+



45-46
2
Текстовые задачи на движение по реке.

+


47-48
2
Текстовые задачи на движение по озеру.
+



49-50
2
Текстовые задачи на работу

+


51-52
2
Скорость сближения

+


53-54
2
Скорость удаления

+


55-56
2
Задачи геометрического содержания
+



57-58
2
Геометрические задачи.

+


59-60
2
Задачи на доказательство.

+


61-62
2
Доказательство от противного.

+


63-64
2
Задачи на составление уравнений
+



65-66
2
Задачи на составление систем уравнений.

+


67-68
2
Задачи на составление отношений

+


69-70
2
Задачи на составление уравнений, систем, отношений

+


71-72
2
Самостоятельное решение тестов

+


73-74
2
Самостоятельное решение тестов с взаимопроверкой

+


75-76
2
Решение тестов по новой демоверсии на 2015 год

+


77-78
2
Самостоятельное решение тестов

+


79-80
2
Неравенства.

+


81-82
2
Системы неравенств.

+


83-84
2
Неравенства и их системы.

+


85-86
2
Функции.

+


87-88
2
Функции, их свойства.

+


89-90
2
Функции, их свойства и графики.

+


91-92
2
Графики функций.

+


93-94
2
Описание функции, их свойств.

+


95-96
2
Арифметическая прогрессия.

+


97-98
2
Геометрическая прогрессия.

+


99-100
2
Арифметическая и геометрическая прогрессии.

+


101-102
2
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Решение задач.

+


103-104
2
Арифметическая и геометрическая прогрессии в формате ОГЭ.

+


105-106
2
Формулы арифметической и геометрической прогрессий.

+


107-108
2
Арифметическая и геометрическая прогрессии.

+


109-110
2
Примеры комбинаторных задач

+


111-112
2
Перестановки.

+


113-114
2
Размещения

+


115-116
2
Сочетания.

+


117-118
2
Элементы комбинаторики

+


119-120
2
Теория вероятности

+


121-122
2
Относительная частота случайного события

+


123-124
2
Вероятность равновозможных событий
+



125-126
2
Сложение вероятностей
+



127-128
2
Умножение вероятностей
+



129-130
2
Решение задач на вероятности
+



131-132
2
Дробно-линейная функция.
+



133-134
2
Дробно-линейная функция и её график.
+



135-136
2
Степень с рациональным показателем
+



137-138
2
Некоторые приемы решения целых уравнений
+



139-140
2
Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени
+



141-142
2
Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными
+



143-144
2
Метод математической индукции
+



145-146
2
Решение задач методом математической индукции

+


147-148
2
Решение тестов

+


149-150
2
Решение тестов из открытого банка заданий.

+


151-152
2
Решение тестов с сайта sdamgia.ru

+


153-154
2
Самостоятельное решение тестов.

+


155-156
2
Самостоятельное решение тестов с последующей проверкой.

+


157-158
2
Решение тестов в парах.

+


159-160
2
Решение заданий части Б

+


161-162
2
Решение заданий части С

+


163-164
2
Решение тестов с сайта uztest

+


165-166
2
Самостоятельное решение тестов.

+


167-168
2
Обобщающее занятие

+



Используемая литература
для учителя и учащихся

И.С.Петраков, Математические кружки в 8-10 классах, г. Москва, «Просвещение», 1987г
Открытые уроки математика, г. Волгоград, «Учитель», 2005г
М.А.Гершензон, Головоломки профессора Головоломки, г. Москва, «Детская литература», 1982г
Е.М.Минскин, От игры к знаниям, г. Москва, «Просвещение», 1982г
А.В.Шевкин, Школьная олимпиада по математике, г. Москва, «Русское слово», 2002г
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, Математика. Подготовка к ОГЭ – 2015. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии на 2015 год, Ростов-на-Дону, Легион, 2015
И.Р. Высоцкий ОГЭ 2016 Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания./ под ред. Ященко И.В.-М.:Издательство «Экзамен», 2016 г.
Тренировочные материалы для подготовки к основному государственному экзамену по математике в 2016 году: Дидактические материалы/ Сост.: А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко. – Самара: ,2015 г











13PAGE 15


13PAGE 141215




15