Конспект урока по русскому языку Фразеология(6класс)


Урок
Тема: Практикум по теме «Фразеология русского языка».
Цели и задачи урока:
Обучающие: обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи; научить: подбирать фразеологические синонимы и антонимы; исправлять неточности во фразеологизмах; подбирать фразеологизмы по определенной теме
объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.
Развивающие: развитие речи; развитие мышления.
Воспитывающие: воспитание чувства взаимопомощи; воспитание дисциплины на уроке.
План урока.
1.Оргмомент. Сообщение темы урока.
2.Актуализация изученного.
?-Что такое фразеология? Что такое фразеологизмы??-В чем отличие фразеологизмов от простых С/С?
?-Какова цель использования фразеологизмов в речи?
3.Закрепление.
Упр.1 «Что делать?»
Задание: уч\ся должны найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Итак, что делать, если…
1) Вас посадили в лужу.
2) Вам суют палки в колёса.
3) Вас прибрали к рукам.
4) На ваших глазах делают их мухи слона.
5) Негде иголку воткнуть.
6) Вы попали пальцем в небо.
Упр.2 «Знаешь ли ты?»
Задание: объясните значение фразеологизмов.
1) Водой не разольёшь
2) Как в воду опущенный3) Толочь воду в ступе
4) Носить воду решетом
5) Седьмая вода на киселе
6) Воды не замутит
7) Набрал в рот воды
8) Как в воду глядел
9) Как две капли воды
10) Прошли огонь и воду
Упр. 3 «Живые картинки»
При выполнении этого задания будет оцениваться артистизм, юмор, умение «сыграть» тему.
Задание:Используя приёмы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы. (карточки с заданиями).
1) Куры денег не клюют.
2) Галопом по Европе.
3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4) Ученье свет, а неученье тьма.
Упр. 4 В каждом ответе должен быть фразеологизм.
1)Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат вверх ногами).
2)Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица земли).
3)Есть ли глаза у опасности, правды, смерти?(Смотреть в глаза правде, опасности, смерти).
Упр.5 «Кто быстрее?»
А)Задание:Кто быстрее подберёт синонимы?
1) Поминай, как звали (и след простыл)
2) Куры не клюют (хоть пруд пруди)
3) Водить за нос (морочит голову)
4) Глядеть в оба (держать ухо востро)
5) Закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы)
6) Пальчики оближешь (язык проглотишь)
Б)Задание: Назовите антонимы к фразеологизмам.
1) Жить душа в душу (как кошка с собакой)
2) Чуть свет (на ночь глядя)
3) Хоть пруд пруди (кот наплакал)
4) Рукой подать (куда Макар телят не гонял)
5) Дать волю языку (держать язык за зубами)
Упр.6 «Собрать из отдельных слов фразеологизмы»
1) В, палец, небо, попасть, вы
2) Рукавицы, держать, ежовые, вы, в.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников. (Каша)
Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)
4.Итоги.
Учитель: Давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале урока.?- Достигли ли мы этой цели?
?- Да, мы систематизировали наши знания по теме «Русская фразеология». Упражнения выполнялись по определенным темам, и это хорошо укладывалось в голове. ?- Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?
Все сегодня работали засучив рукава. Оценки выставлю с учетом вашей работы на уроке и проверки рабочих тетрадей отдельных учеников. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры
Д/З: принести фразеологические словари,