Урок по ознакомлению с художественной литературой А.С. Пушкин сказка о рыбаке и рыбке предшкольная подготовка


А.С пушкин сказка о рыбаке и рыбке
Дата:30.09.2014
познакомить с творчеством русского поэта;
введение учащихся в мир пушкинской сказки;
рассмотрение иллюстрации к сказкам поэта;
развитие логического и критического мышления;
воспитание бережного и уважительного отношения к творчеству поэта, к слову, любовь к сказке.
Тип урока: игровой, с использованием новых информационных технологий.
Оборудование: проектор и класс IBM-совместимых компьютеров; выставка иллюстрированных сказок поэта; звездочки для участников.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе А.С.Пушкине. Более двухсот лет назад прекрасным летним вечером 6 июня в 1799 году в семье Пушкиных родился мальчик, которого назвали ласковым именем Сашенька. Кудрявый мальчик со смуглым лицом и с очень живыми глазами, рос умным не по годам. Он был нежно привязан к своей бабушке Марие Александровне Ганнибал, у которой учился русской грамоте.
И все же особую любовь и теплоту Александр Сергеевич питал к своей няне Арине Родионовне, простой и доброй крестьянке. Не только преданностью и заботой завоевала она доверие и уважение у мальчика. Она знала множество пословиц, поговорок, народных русских песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Это о ней писал Пушкин:
Мастерица ведь былаИ откуда что брала,А куда разумны шутки,Приговорки, прибаутки,Небылицы, былиныПравославной старины!
Пушкин с самых ранних лет слушал русские песни, знакомился с былинами и народными сказками, с «преданьями старины глубокой», впитывал прекрасную русскую речь.
Рассказы бабушки, сказки няни — все это глубоко запало в память и душу великого поэта и стало могучим источником его творчества. В сказках Пушкина отразился богатый и красочный мир народных фантазий.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Что можно узнать из заголовка?
 Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Первая часть
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
В) Вторая часть
Словарная работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа над текстом.
- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
- Как вы думаете, хорошо быть жадной?
- К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
- Объясните, кто такая дворянка.
- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка.
- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она  в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
4.ФИЗМИНУТКА.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху.
- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
- Кто такая царица?
- Какой должна быть царица?
 - Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Почему народ над старичком насмеялся?
( Не садись не в свои сани!»- Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
-итог занятия
Какую сказку мы сегодня с вами слушали?
Понравилась ли вам сказка
Что именно вам больше всего запомнилось?