Конспект урока физики в 9-м классе по теме Закон всемирного тяготения


ГБОУ ЦО №170
Колпинского района
Санкт-Петербурга
2016-2017 учебный год
План - конспект урока физики в 9-м классе по теме
«Закон всемирного тяготения»
Работа выполнена учителем физики ГБОУ ЦО №170
Максимовой З.Н.
Цели урока: помочь учащимся в построении и осознании модели строения атома.
Планируемые результаты (сформированные УУД):
Личностные: убежденность в возможности познания природы, формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения.
Метапредметные:
Математика (прямая и обратная пропорциональность, линейная зависимость, графики функций, выражение искомой величины через известные величины);
Астрономия (строение солнечной системы);
История (историческая справка открытия закона всемирного тяготения)
Предметные: понимание и способность объяснять строение вещества и атома; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, строить модели; формулировать доказательства выдвинутых гипотез; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования;
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;
Воспитательные: формирование системы взглядов на мир;
Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результатыОборудование к уроку: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика-9», М,Дрофа,2013
Технологическая карта урока.
Основные этапы организации учебной деятельности Цель зтапаСодержание педагогического взаимодействия.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЛичностная Познавательная Коммуникативная Регулятивная
1.Оргмомент Фиксация новой учебной задачи Организует погружение в проблему Мотивация,
Формирование
желания выполнять учебные действия Фиксируют проблему Слушают учителя и записывают дату и тему урока. Принимают учебную цель и задачу
2. Актуализация опорных знаний Актуализация опорных знаний Задает вопросы
(приложение №1) Формирование
желания выполнять учебные действия Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Строят речевые высказывания, рефлексия своих действий коррекция
3.Освоение нового материала Изучение содержания закона всемирного тяготения и границ его применения. Организует учебное исследование зависимости силы всемирного тяготения от масс тел и расстояния между ними.
Демонстрирует видеоролик. Мысленное воспроизведение проблемы Аргументируют свою точку зрения
Работа с учебником. Воспринимают ответы одноклассников Самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу
4.Закрепление нового материала Закрепление нового в ходе решения поставленной проблемы Формулирует задания, организует взаимодействие учеников и корректирует их работу Использование воображения при выполнении учебных действий Проводят коллективные исследования
Решают задачи
(приложение№2) Обсуждают задания и формируют умение работать в группе Самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу
5.Подведение итогов урока Анализ итога проблемы Формулирует итог урока Эмоциональное осознание окружающего мира Структурируют знания Самооценка работы и оценка работы на уроке товарищей. Осуществляют пошаговый контроль по результату
6.Постановка Д/зМотивирование учащихся на выполнение д/зКомментирует условия выполнения д/з(приложение№3) Осмысливание д/з и формирование желания его выполнить Фиксируют дзСлушают учителя и задают вопросы Принимают д/з7. Рефлексия Контроль Дает инструкцию по контрольно-самооценкаоценивающей деятельности самооценка Анализируют и конртролируют, оценивают результат Рефлексия своих действий Пошаговый контроль
Приложение№1
почему наблюдается падение тел на Земле?
почему планеты движутся вокруг Солнца?
почему Луна движется вокруг Земли?
.
Приложение№2
Вопросы для обсуждения в группах(парах)
1.Почему мы замечаем силу притяжения всех тел к Земле, но не замечаем взаимного притяжения между самими этими телами?2. Как двигались бы планеты, если бы сила притяжения Солнца внезапно исчезла?3. Притягивает ли Землю стоящий на ее поверхности человек? Летящий самолет? Космонавт, находящийся на орбитальной станции?4. Некоторые тела (воздушные шары, дым, самолеты, птицы) поднимаются вверх, несмотря на тяготение. Как вы думаете, почему? Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения?5. Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между двумя телами?6. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?7. Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами?Задачи:
№1 С какой силой притягиваются друг к другу две книги, массой по 300 грамм, находящиеся на расстоянии 2 метра?
№2 Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменном расстоянии массы тел возрастут вдвое? (увеличится в 4 раза)
№3Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменных массах тел расстояние между ними увеличится в 2 раза? В 3 раза? (уменьшится в 4 раза, в 9 раз).
Приложение№3 Домашнее задание:§15; упр №15(1-3)