Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушениями слуха в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения


«Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушениями слуха в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения»
Багавиева Гюзель Ильшатовна,
учитель начальных классов I категории,
ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа- интернат I-II вида»
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников с нарушениями слуха важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, учителя музыки, физической культуры, корригирующей гимнастики, изобразительной деятельности и т.д. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с нарушениями слуха, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребёнка с нарушенным слухом. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребёнка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.
Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это даёт основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приёмов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с нарушениями слуха материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателей является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, даёт консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
В ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведённых коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы учителя музыки и учителя-дефектолога являются:
- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
- развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;
- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с нарушениями слуха по лексическим темам;
- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
Учитель музыки формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.
Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.
Ещё одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы учителя музыки, воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учётом индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учётом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Учитель музыки совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.
Деятельность учителей по физической культуре и корригирующей гимнастике решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с нарушениями слуха. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений.
Деятельность учителя по изобразительной деятельности направлена на развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Совместная коррекционная работа специалистов способствует не только более продуктивному процессу коррекции речи, но и в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки ребёнка к письму. Свою работу педагог по ИЗО строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога. На занятиях закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой, используется ритмическое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное, различные загадки, стихи, пальчиковые игры и т.д.
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с нарушениями слуха.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с нарушениями слуха, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список использованной литературы
Волкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007. – 703с.
Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
Шипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей школьного возраста. СПб.: Речь, 2005. – 240с.