Фонетические упражнения для начальной школы по английскому языку


Где-то собаки ворчали:
r – r – r…
В стойле коровы мычали:
mu: - mu: - mu;
В комнате мухи жужжали:
dз – dз - dз
Мимо машины бежали:
bi: - bi: - bi:
Гудели от ветра все провода:
? – ? - ?
Капала в кухне из крана вода:
t – t – t …
Перекликались в ночи поезда:
tu: - tu: - tu:
Листья под ветром шумели:
s – s – s …
Змеи в лесу шипели:
? - ? - ?
А комары все пели:
z – z – z …
Непоседа мяч и ночью успокоиться не может:
d – d – d …
Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое ели:
k – k – k …
2. Наша обезьянка собирается на прогулку. Закрыла кран с водичкой. Как бежит вода в домике?
[s] – [s] – [s]
Обезьянка идет на прогулку. Вот обезьянка пришла в лес. В лесу прохладно, дует ветерок. Прижмите нижнюю губку к верхним зубам. Получился звук [v] – он звонкий.
[v], [v], [v]
Ветер в лесу усиливается. Не меняя положение губ, произнесите [f] – [f]. Этот звук – глухой.
[f] – [f] – [f]
А где-то в лесу каркает ворона, но до обезьянки доносится только звук [k], [k]. Этот звук твердый и произносится на выдохе. Давайте попробуем.
[k] – [k] – [k]
В небе летят гуси. Они кричат [g], [g]. Этот звук произносится на выдохе.
[g], [g], [g]
Обезьянка встретила в лесу знакомую белочку. Она ей улыбнулась и позвала играть.
[i:] – [i:] – [i:]
А теперь, не меняя положения губ, произнесите коротко:
[i] – [i] – [i]
Наша обезьянка устала и возвращается домой, она повторяет коротко, кого сегодня видела:
[v], [f], [k], [g], [i:], [i].
3. Однажды ночью разыгралась буря, подул сильный ветер [u:] и по крыше застучал дождик [p]. Где-то ухала сова на дереве [u], а неизвестная птица повторяла [ au ]. На ферме замычала корова [m], загоготали гуси [g] и зарычала собака [r]. Потом пробежал, пофыркивая, ежик [f], [v], а два жука сердито переговаривались . А утром выглянуло солнце, и природа заулыбалась [i:]
4. Утром выглянуло солнышко, язычок проснулся, потянулся и выгнул спинку, как кошка . Вокруг жужжали мухи Язычок побежал к пруду и начал бросать камешки в воду [b], а потом решил искупаться. Вода в пруду была холодная, язычок замерз . Он прибежал домой, но забыл закрыть наружную дверь и она захлопала [w]. Язычок все-таки простудился и начал кашлять [k] и чихать . Болело горло и он стонал сначала , а потом еще жалобнее . Пришел доктор, удивился , и велел язычку показать горло и сказать . Но у язычка так болело горло, что он смог только произнести [e], затем [i], [i:]. Доктор дал язычку горькое лекарство, язычок сказал и крепко заснул.
5. Фонетическая сказка “Funny Forest”
В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа.
Ветер-ветерок напевал свою песенку – [w–w–w].
Дождик помогал ему и бил каплями по земле – [p–p–p].
О приближающемся дожде предупреждала сова – [u–u–u].
Ей поддакивали вороны, но вместо “да” слышно было только – [d-d-d].
А гуси возмущались – [g–g–g].
Мама-кошка звала своих котят – [ks–ks–ks].
Слышалось фырчанье ежей – [f–v–f–v].
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала – [m–m–m].
А издалека слышалось рычание английской собаки – [r–r–r].
6. Сегодня обезьянка с друзьями готовится к празднику. Они украшают зал. Тигренок и слоненок забивают гвоздики в стену, чтобы повесить красивую гирлянду: [d]- [d]-[d] – [t]-[t]-[t] – [d]-[t]-[d]-[t]. Зайчата надувают разноцветные воздушные шары: [w]-[w]-[w]-[w]-[w]. Зайчонок по имени Тим плохо завязал два шарика, из них стал выходить воздух, и они весело запели: [?]- [?]- [?]. А ещё один шарик весело поскакал: [p]-[p]-[p]-[p]-[p]. Тим сказал – [(ой)] Лисенок достал из мешочка мишуру, и она зашуршала: [(ш)] [ ] [ ] [ ] [ ]. Пчелки развешивают разноцветные фонарики [(ж)]. Пришел Мишутка, удивился - [?] Обезьянка оглянулась вокруг и улыбнулась [i:]
2. Наша обезьянка собирается на прогулку. Закрыла кран с водичкой. Как бежит вода в домике?
[s] – [s] – [s]
Обезьянка идет на прогулку. Вот обезьянка пришла в лес. В лесу прохладно, дует ветерок. Прижмите нижнюю губку к верхним зубам. Получился звук [v] – он звонкий.
[v], [v], [v]
Ветер в лесу усиливается. Не меняя положение губ, произнесите [f] – [f]. Этот звук – глухой.
[f] – [f] – [f]
А где-то в лесу каркает ворона, но до обезьянки доносится только звук [k], [k]. Этот звук твердый и произносится на выдохе. Давайте попробуем.
[k] – [k] – [k]
В небе летят гуси. Они кричат [g], [g]. Этот звук произносится на выдохе.
[g], [g], [g]
Обезьянка встретила в лесу знакомую белочку. Она ей улыбнулась и позвала играть.
[i:] – [i:] – [i:]
А теперь, не меняя положения губ, произнесите коротко:
[i] – [i] – [i]
Наша обезьянка устала и возвращается домой, она повторяет коротко, кого сегодня видела:
[v], [f], [k], [g], [i:], [i].
Однажды ночью разыгралась буря, подул сильный ветер [u:] и по крыше застучал дождик [p]. Где-то ухала сова на дереве [u], а неизвестная птица повторяла [ au ]. На ферме замычала корова [m], загоготали гуси [g] и зарычала собака [r]. Потом пробежал, пофыркивая, ежик [f], [v], а два жука сердито переговаривались . А утром выглянуло солнце, и природа заулыбалась [i:]
Фонетическая сказка “Funny Forest”
В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа.
Ветер-ветерок напевал свою песенку – [w–w–w].
Дождик помогал ему и бил каплями по земле – [p–p–p].
О приближающемся дожде предупреждала сова – [u–u–u].
Ей поддакивали вороны, но вместо “да” слышно было только – [d-d-d].
А гуси возмущались – [g–g–g].
Мама-кошка звала своих котят – [ks–ks–ks].
Слышалось фырчанье ежей – [f–v–f–v].
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала – [m–m–m].
А издалека слышалось рычание английской собаки – [r–r–r].
Сегодня обезьянка с друзьями готовится к празднику. Они украшают зал. Тигренок и слоненок забивают гвоздики в стену, чтобы повесить красивую гирлянду: [d]- [d]-[d] – [t]-[t]-[t] – [d]-[t]-[d]-[t]. Зайчата надувают разноцветные воздушные шары: [w]-[w]-[w]-[w]-[w]. Зайчонок по имени Тим плохо завязал два шарика, из них стал выходить воздух, и они весело запели: [?]- [?]- [?]. А ещё один шарик весело поскакал: [p]-[p]-[p]-[p]-[p]. Тим сказал – [(ой)] Лисенок достал из мешочка мишуру, и она зашуршала: [(ш)] [ ] [ ] [ ] [ ]. Пчелки развешивают разноцветные фонарики [(ж)]. Пришел Мишутка, удивился - [?] Обезьянка оглянулась вокруг и улыбнулась [i:]
Попрыгунчик:
Произнеси русский звук [н], а теперь продвинь язычок немного назад, нащупай за верхними зубами маленькие бугорки и произнеси английский звук /n/ - он более упругий, воздух идет через нос. Пусть язычок попрыгает на этих бугорках, как на батуте: /n-n-n/. Потом произнеси со всеми гласными: /ni-nu-n?/ и пр.
Песенка:
Язычку захотелось петь. Подпевай! [ла-ла-ла] - это по-русски, а чтобы спеть по-английски, поставь язычок на бугорки за верхними зубами. Произнеси: /l-l-l/, а теперь с гласными: /l?-l?-l?, /l? -l?-l?/, /lu:-lu:-lu:/ - получилась английская песенка!
Тормози!
А теперь представь, что ты - водитель автомобиля, едешь, рулишь и чуть-чуть улыбаешься. Вдруг на светофоре зажигается красный свет! Тормози! - /?:- ?:- ?:/. Чтобы произнести этот трудный звук, нужно немножко растянуть губы в улыбке и приоткрыть ротик: /?:/. Помни, что звук /?:/ не должен быть похож на русское [э] или [ё]. потренируйся несколько раз /?:- ?:- ?:/, а потом в слогах /s?:-h?:-t?:/.
Змея:
Русский звук [ш] шипит, как змея. Пошипи: [ш-ш-ш]. А «английская змея» шипит иначе - немного мягче. Приоткрой рот, раздвинь губки, а серединку языка приподними: /?-?-?/. Попробуй теперь "пошипеть" слогами: /?i:-??:-?u:/.
Стрелялка:
Произнеси звук /t?/, а потом добавь к нему голос - /d?/. Звук должен получиться отрывистый и звонкий, как выстрел в компьютерной игре. Попробуй так же пострелять слогами: /d?i, d?u, d?e, d??/
Простуженный звук:
Открой рот, упри язычок в нижние зубы и выпускай воздух через нос. Получился звук /?/. Правда похоже, что звук простудился? Попробуй произнести его правильно в словах: morning, sing, bring, evening, long и др.
Всегда твердый:
В английском языке нет мягких звуков. Постарайся произносить твердо первый звук в каждом из слов: sit, milk, let, tea, sing, sister, lips и др.
Открыть - приоткрыть
В английском есть два звука, которые очень похожи и которые легко спутать. Это звуки /?/ и /e/. Но путать их никак нельзя! Ты же не хочешь, чтобы слово bed (кровать) превратилось в слово bad (плохой)? Тогда запоминай: для звука /?/ открывай рот пошире, а для звука /e/ только немного приоткрой.
Птичка и лягушка:
Округли губки, чуть вытяни их вперед и произнеси звук /w/. Не забывай, что не следует при этом прикусывать нижнюю губку, как при произнесении звука /v/. А теперь, не меняя положения губ, попробуй соединить этот звук с другими: /tw-tw-tw/, /kw-kw-kw/. Повтори слоги /twi-twi-twi/, /kwa-kwa-kwa/ - как будто разговаривают птичка и лягушка.
Ревушка, не плач!
Английский звук /t?/ произносится тверже, чем русский звук [ч]. Губки выдвини и приоткрой, язычком коснись бугорков за верхними зубами и произнеси: /t?-t?-t?/. Правда же, похоже на то, как успокаивают реву?
Короткий и длинный:
Гласные звуки в английском языке бывают короткие и длинные. Например: /u/ и /u:/, /i/ и /i:/, /?/ и /a:/, /?/ и /?:. Постарайся не путать их в словах, иначе превратишь бедную овечку (sheep) в корабль (ship)!
Такую звуковую зарядку Вы найдете в книге Е. Левко I like English (1, 2, 3 части). Она представлена здесь с забавными картинками, что повысит интерес ребенка к ее восприятию. Закрепить произношение звуков поможет таблица:
/i/
ship, six, fish, pig, sister, skip, drink, sing, milk, pink
/i:/sheep, tree, meat, beet, cheese, see, eat, sleep, tea, see
/?/
cup, uncle, duck, sun, mother, jump, run, plum, bus
/a:/park, bath, car, grass, star, arm, scarf, father, vase
/?/
dog, frog, box, block, shop, fox, forest, socks, body
/?:/
ball, four, small, fork, saucer, door, draw, horse
/u/
put, wolf, cook, good, look, football, foot, book
/u:/boot, two, spoon, pupil, soup, juice, afternoon, blue
Русская версия
? Есть у нас один помощник, маленький, но очень-очень нужный. Живет он в уютном и теплом домике. В этом домике есть пол, потолок, стены и даже крепкий заборчик. Окон в домике нет, но есть большие двери. Когда они открываются, то раздвигается заборчик, и сразу видно и весь домик, и того, кто в нем живет.
Когда дети догадаются, что идет речь о язычке, предложите им немного поиграть и сделать артикуляционную разминку: несколько раз широко откройте и плотно закройте «двери в домик» (рот); попросите провести кончиком языка по «заборчику - верхнему и нижнему» (зубам) и притронуться к «полу, потолку и стенам домика» (нижнему и верхнему небу, внутреннему боку щек). После игры-разминки продолжайте рассказывать сказку.
- Зовут этого симпатичного помощника - Язычок. По-английски мы будем называть его Mr Tongue. Tongue, потому что по-английски это означает язычок, а Mister - потому что все англичане - люди очень вежливые и ко всем мужчинам обращаются Mister. Вот у нас и вышло - Mr Tongue.
С нашим Mr Tongue все время происходят интересные истории. Одну из них я вам сейчас расскажу.
Однажды Mr Tongue решил вымыть зеркало. Он взял маленькую тряпочку и начал дуть на зеркало и протирать его. Mr Tongue очень старался. Он полегоньку дул - [h] [h-h-h] и вытирал тряпочкой.
Попросите детей помочь Язычку и показать, как он дул и вытирал зеркало. Следите, чтобы звук [h] произносился на выдохе легко и протяжно: [h-h-h].
Напомните детям, что они уже слышали этот звук в слове Hello. Попросите их произнести слово Hello. Отработайте его произношение, предложив детям повторять за вами.
? Однажды ночью разыгралось ненастье. Дул сильный северный ветер: [u-u-u]. Mr Tongue проснулся от того, что сильно громыхали входные двери: [w-w-w]. Он плотно закрыл двери и пытался заснуть.
Пошел сильный дождь, и его капли застучали по стеклу: [b-b-b], [р-р-р]. Mr Tongue слушал, как стучат капли, и незаметно заснул. ? Сегодня у Mr Tongue День рождения! С самого утра он очень радуется: [ei-ei-ei] и зовет своих друзей. Пока гости не пришли, Mr Tongue надувает шарики: [s-s-s]. Вот зазвонил колокольчик: [?-?-?]. Кто же это? Угадайте - [r-r-r] [u-u-u] [g-g-g]. Друзья принесли много подарков, Mr Tongue очень рад!
? Сегодня утром Язычок проснулся, потянулся и открыл шторы на окнах: [w-w-w]. Погода была прекрасная, и он воскликнул: [о-о-о], а затем подпрыгнул к самому потолку: [t-t-t], [wоt], [wоt-wоt]. What is your name?
? Язычок утром решил навести у себя в домике порядок, взял веник и начал подметать. Вот так: [w-w-w]. Потом начал выбивать пыль из дивана: [t-t-t].
Испугавшись шума, из-под дивана вылез еж и сердито забурчал: [g-g-g]. Собака услышала ежика и грозно зарычала: [r-r-r].
Язычок все убрал, посчитал, кто у него в доме живет, и числа назвал: one, two, three.
? Утром Mr. Tongue проснулся, зевнул: [о-о-о], потянулся: [а-а-а]. Потом он поподметал пол: [w-w-w], попротирал зеркала: [h-h-h], устал: [u-u-u] и решил поесть: [m-m-m].
? Однажды утром у Mr. Tongue был замечательное настроение. На улице светило солнышко, пели птички: [vi-vi-vi].
Язычок решил сделать зарядку. Сначала он подпрыгнул легонько: [t-t-t], потом немного сильнее: [d-d-d]. Потом он выглянул во двор и внимательно осмотрел внешние входные двери (язык двигается по внешней линии губ). Еще раз послушал, как поют птички, и побежал купаться.
? Сегодня наш друг Mr. Tongue приглашает нас прогуляться с ним по лесу (учитель включает кассету с записью звуков леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршит листва и ветки, иглы и шишки: [?-?-?]. И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [z-z-z]. А мы их отгоняем вот так: дети хлопают в ладони. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу: [?-?-?]. Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [?-?-?]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую опушку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: [wau-w-wau].
Мы ложимся на травку и отдыхаем: [о:-о:-о:].
? Утром Mr. Tongue проснулся (дети трут глаза, «просыпаясь»), встал, открыл шторки на окне [w-w-w-w]. Погода стояла хорошая, и он воскликнул [а:] [о:]. Mr. Tongue решил убрать в квартире. Он выбил ковры [p]-[b]. Немного пропылесосил [t]-[d], протер зеркало [h]-[h]. Mr. Tongue позавтракал и решил попить чаю, но он был очень горячим, и Mr. Tongue подул на него: [f]-[v].
После завтрака Mr. Tongue отправился погулять. Во дворе он увидел птичку с птенцами. Она звала их: [vi]-[vi]-[vi].
Под деревом сидела мама-свинья с поросятами и звала их: [wi]-[wi]-[wi]. Навстречу нему выбежала злая собака и зарычала: [r]-[r]-[r]. Mr. Tongue сказал в ответ: [br], топнув ногой, и собака убежала. Но вдруг подползла змея и зашипела: [?-?-?]. Зуб в змей сломался, и она зашипела: [?-?-?]. Mr. Tongue улыбнулся и пошел домой, где его ожидали дела.
? Однажды Mr. Tongue сидел за столом и обедал: [m-m-m]. Но вдруг в окно влетела пчела и начала летать над Mr. Tongue и жужжать ему на ухо: [z-z-z].
Mr. Tongue дунул на нее, чтобы она улетела: [h-h-h]. Однако это не помогло: пчела продолжала летать над столом и мешала Mr. Tongue есть.
И здесь ему на помощь пришел а dog. Он зарычал на пчелу: [r-r-r]. Пчела испугалась и вылетела в окно.
? Однажды Mr. Tongue решил пойти в лес на прогулку. Погода была замечательная, светило яркое солнышко, и Mr. Tongue сказал: [о-о-о] Дул легкий ветерок, и деревья чуть заметно колыхались: [h-h-h].
Вдруг мимо пролетел шмель и прожужжал: [?-?-?]. Mr. Tongue поздоровался с ним и пошел дальше.
Но вдруг прямо перед собой он увидел змею, которая угрожающе прошипела: [?-?-?]. Mr. Tongue испугался и шмыгнул в кусты.
Все стихло, лишь слышно было, как стучит дятел по дереву: [d-d-d]. Mr. Tongue облегченно вздохнул: [u-u-u].
? Однажды Mr Tongue пошел на прогулку в лес. По пути он встретил двух ежиков, которые что-то искали в траве. Один ежик фыркал так: [f-f-f], а другой: [v-v-v].
Высоко на дереве сидела птица и кричала: [ts-ts-ts]. Mr Tongue загляделся на птицу и едва не наступил на змею.
Змея обиженно зашипела: [s-s-s], но здесь у нее выпал передний зуб, и вышло: [?-?-?]. Змея смутилась и уползла, а Mr Tongue пошел дальше.
? Однажды утром Mr Tongue проснулся, потянулся (высунуть язык), внимательно осмотрел заборчик (провести языком вдоль верхних и нижних зубов) и отправился на утреннюю прогулку.
Первое, что он увидел, была большая и почтенная трубка. Она пыхтела и говорила: [р] - [р-р-р], и каждый раз из нее вылетала туча дыма (Обратите внимание детей на то, что английский звук [р] произносится с придыханием. Попросите их показать, как трубка выпускает дым: [р-р-р-р-р]). Mr Tongue немного постоял около трубки и пошел дальше.

? Отправился кот на рыбалку, а озеро, где он ловил рыбу, было не простое, а волшебное. В нем вместо рыбок плавали звуки. Забросил он удочку, ожидает. Вдруг клюнуло. Дернул кот за удочку и вытащил что-то непонятное. [e:] - удивился он. Как же удивился кот? Рассмотрел он это что-то непонятное и поразился: [о:]. Как же он поразился? Потом погрозил: [а:]. Как погрозил рыболов? Поехал он на дачу. Колеса стучат: [d, t, p].


? Приходит Госпожа Произношение, а с ней - кот и собака.
I am а dog. - Я собака.
I am а cat. - Я кот.
Собака зевает: ([h-h-h] (легкий звук без шума), [au-au-au], кошка зевает: [ai-ai-ai]. Педагог: Возьмите свечу, подуйте. Теперь скажите: [w-w-w].
Дети повторяют.
К детям пришла змея: I am а snake. Она произносит: [и-и-и].
Госпожа Произношение объясняет артикуляцию звуков: «Детки, представьте, что у вас на ладошке лежит перышко. Давайте его сдуем: [р-р-р-р-р, к-к-к-к-к]. Попугай смеется с того, как мы сдуваем перо. Поставьте кончик языка на бугорки на небе: [t-t-t-t-t, d-d-d-d-d].
? Обезьянка умеет задувать свечу. Как она это делает? Дуем на ладошку: [h-h-h] (Дети повторяют.)
Медведь тоже умеет задувать свечу, но он делает это по-другому. Как? Дуем на ладошку: [р-р-р] (Дети повторяют.)
- А вот хитрая лисичка придумала новый способ. Вот он (дуем на ладошку): [w-w-w], [wоnt] (Дети повторяют.)
- Давайте задуем свечу всеми способами сразу. Repeat after me: [h-p-w]. (Дети повторяют.)
- Обезьянка задула свечу и пошла гулять. Вышла к болоту, а там комары:
[z-z-z] (Дети повторяют.)
То высоко: [z-z-z] (Дети повторяют.)
То низко: [s-s-s] (Дети повторяют.)
А один комарик летает вверх и вниз: [z-s-z-s-z-s] (Дети повторяют.)
- Very good!
? Шел я однажды по улице и увидел мальчика, который сидел на скамье и громко плакал. Я подошел к нему и спросил:
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why Willy? Why Willy?
Why Willy? Why?
- Мальчик ответил, что его напугал большой гусь:
A big grey goose I am
Th-th-th.
I stretch my neck and cry
At puppies passing by.
Th-th-th.
I like to make them cry.
Th-th-th.
- Тогда я предложил мальчику пойти в самое веселое место в мире - в цирк. Там мы встретили обезьянку:
Little monkey in the tree. That is what he says to me
"Thee -thee-thee
They - they-they”
Monkey jumps form limb to limb
While I answer back to him
"They - they-they
Thee - thee - thee.”
- И клоуна:
I am а jolly little clown.
Ya - уо - ye - уо
My jaw jumps up
My jaw falls down
Ya - уо - ye - уо
I am а jolly little clown.
- Вилли очень понравилось в цирке, и он перестал плакать.
Эта история может быть изменена на ваше усмотрение в соответствии с рифмовками, какие вы используете. Интересный сюжет могут предложить и сами дети.
? Чтобы чисто говорить,
Нужны звуки повторить.
T: Самолет летит, гудит
P: [v-v-v]
T: Пчелка на цветке жужжит
P: [?-?-?]
T: Чайник на плите кипит
P: [s-s-s]
T: А змея ползет, шипит P: [?-?-?]