Презентация. Как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода


Как организовать современный урокс точки зрения системно- деятельностного подхода Подготовила: Серегина Т.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1», г. Мирный РС (Я) Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому,и я научусь Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;в) какие методы и средства обучения выбрать;г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Компоненты овладения знаниями при  системно-деятельностном  подходе в обучении а) восприятие информации;б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);в) запоминание (создание образа);г) самооценка. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки «открытия» нового знания;уроки рефлексии;уроки общеметодологической направленности;уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Деятельностный метод обучения Система дидактических принципов Уроки разных типов Взаимодействие между учителем и учеником Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: 1. Мотивирование к учебной деятельности актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);устанавливаются тематические рамки (“могу”). 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения учащиеся должны:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 5. Реализация построенного проекта обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном 8. Включение в систему знаний и повторение На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – У меня получится! Я умею! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так-то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения) Алгоритм конструирования урока« открытия» нового знания Выделить и сформулировать новое знание.Смоделировать способ открытия нового знания.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).Смоделировать затруднение и способ его фиксации. Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.Определить приёмы организации первичного закрепления. Подобрать задания на этап повторения по уровням. Провести анализ урока по конспекту.Внести коррективы в план – конспект.