Презентация «В чём сила каши?» Начальная школа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70 Исследовательский проектТема: «Правда ли, что «каша – здоровье наше?». Работу выполнили: учащиеся 4Бкласса МБОУ СОШ №70, воспитанники МБОУ ДОД ЦДТ № 6 Трушкин Даниил, Афанасьев Дмитрий Дьяконов Павел Научные руководители: Савкина Ю. В. - классный руководитель 4Б класса, Матрёнина Н.А.-педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ №6, учитель биологии МБОУ СОШ №70 Ульяновск, 2013 Проблема: Незнание полезных свойств каши, нежелание многих детей есть кашу на завтрак, при помощи которой можно поправить, сохранить и укрепить здоровье. Актуальность проблемы: Один из шансов сохранить и укрепить здоровье - правильное питание. Врачи из Берлинского университета доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Специалисты считают, что завтрак школьника должен состоять из трёх основных элементов: фрукты, зерновые и молочные продукты.Гипотеза: Если знать полезные свойства каши и ежедневно завтракать кашей, можно сохранить и укрепить здоровье, добиться успехов в школе. Цель: Доказать, что «каша – здоровье наше!», ценный, полезный продукт, который может не только сохранить и укрепить здоровье школьника, но и повлиять на успехи учёбы в школе. Задачи: 1.Проанализировать рост заболеваемости пищеварительной системы у учащихся нашей школы и класса. 2.Изучить основные правила рационального питания школьников – важного условия сохранения здоровья.3. Через анкетирование учащихся выяснить отношение учащихся к кашам, их знания о пользе каш. 4. Познакомиться с историей каши на Руси. 5. Выяснить, чем полезны каши, и все ли они одинаково полезны. 6. Познакомить учащихся с результатами исследовательской работы и провести контрольное анкетирование по выявлению отношений учащихся к кашам.Предметом исследования: каша как продукт питания на завтрак.Методы исследования: 1. Изучение литературы.2. Социологический - групповой анкетный опрос. 3. Статистический и аналитический. История исследования: В прошлом, 2012- 13 учебном году, я пропустил по болезни почти два учебных месяца. Мой бывший диагноз – заболевание желудочно – кишечного тракта. Главное лечение моего диагноза – диета и обязательное употребление каш. Я любил кашу, но не верил, что они мне помогут. Мама строго соблюдала рекомендации врачей и ежедневно готовила мне каши на завтрак. Каждый день мама старалась разнообразить приготовление каши, и часто к приготовлению каш привлекала и меня. Я полюбил каши, а самое главное я выздоровел! В школьной столовой нас часто кормят кашей. Я вижу, что многие дети не едят каши и не слушают учителя о том, что они полезны. Мы решили выяснить, почему многие дети не едят кашу, и чем каши полезны. Информационная справка о состоянии здоровья учащихся нашей школы (2013 -14 учебный год) В школе обучается 523 учащихся. 1 группу здоровья имеют 46 (8,8%) учащихся, 2 группа здоровья - 335(64%) школьников, 3 группа – у 110 (16%). Учащихся. В школе обучается 9 (1,7%) детей инвалидов. Болезни органов пищеварения выявлены у 78 (14,9%) учащихся. В нашем классе обучается 22 учащихся, из них: 1 группа здоровья у 3 (13,6%) учащихся, это на 7,2 % меньше, чем по стране. 2 группу здоровья имеют 13 (59%) школьников, 3 группа – у 2 учащихся (9%). Болезни органов пищеварения выявлены у 4(18%) учащихся Статистические данные заболевания пищеварительной системы у учащихся нашей школы по итогам медицинского осмотра 2010-14 учебных лет. Учебный год Число учащихся в школе Заболевания органов пищеварения (%) 2010-11 480 54 (11,2%) 2011-12 460 47 (10,2%) 2012-13 508 59 (12%) 2013-14 523 78 (14, 3%) Статистические данные заболевания пищеварительной системы у учащихся нашего класса по итогам медицинского осмотра 2010-14 учебных лет. Учебный год Число учащихся в школе Заболевания органов пищеварения (%) 2010-11 30 4 (13%) 2011-12 30 4 (13%) 2012-13 22 4 (18%) 2013-14 22 4(18%) Основная причина заболеваний органов пищеварения – нарушение правил рационального питания Основные правила рационального питания:1. 5 -разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин, стакан кефира перед сном); 2. исключение еды в промежутках между основными приемами пищи;3. время между завтраком и обедом, обедом и ужином должно составлять 5—6 ч, а интервал между ужином и началом сна 3—4 ч;4. пища должна содержать необходимые питательные вещества; 5. прием пищи в строго установленные часы;6. не торопиться во время еды, тщательно пережевывать пищу; 7. чистота, уют столовой, хорошая сервировка стола;8. исключение факторов, отвлекающих от еды (разговоры, телевидение, и др.). Вопросы анкеты для учащихся: 1. Завтракаешь ли ты утром? 2.Что бы ты предпочёл на завтрак? - Каша-Чай, бутерброды-Йогурт, творог и т. п. - Другое (напишите, что)3. Едите ли вы каши дома?4.Едите ли вы каши в школе?5.Знаешь ли ты, что каши полезны? 6.Ты знаешь чем полезны каши? 7.Твоя самая любимая каша? Результаты анкетирования одноклассников, цель которого: выяснить их отношение к кашам и знания о пользе каши. Вопрос Да Нет Иногда 1.Что бы вы предпочли на завтрак? - Каша-Чай, бутерброды-Йогурт, творог и т. п. - Другое (напишите, что) 3(14%) 8(36%) 5 (23%) 6 (27%) 2. Едите ли вы каши дома? 5 (23%) 9(41%) 7(32 %) 3. Едите ли вы каши в школе? 6(27%) 12(55%) 4(18 %) 4. Знаешь ли ты, что каши полезны? 18 (82%) 4(18%) 5. Ты знаешь чем полезны каши? 3 (12%) 19(27%) 6. Какая каша самая любимая? 3 (12%) 19(28%) Результаты анкетирования, в котором принимали участие22 учащихся нашего класса: 1. Все учащиеся завтракают, но на завтрак ученики хотели бы выбрать чай с бутербродами – 1 место – 8 (36%), другое (чипсы, шоколад, печенье) - на 2 месте – 6 (27%), на 3 месте – йогурт, творог – 5 (23%). Каша - на 4 месте – 3 (14%). 2. У немногих дома всегда едят каши- 5 (28%), иногда -7 (32%). 3.Всегда едят каши в школе – 6 (28%) учеников, иногда - 4 ученика – 18%. 4.Знают, что каши полезны – 12 (55%) учеников, а чем полезны – только 3 (14%). 5.Самая популярная любимая каша - гречневая – 5 (23%) человек, на 2 месте - рисовая – 4 (18%) человек, на третьем – овсяная – 3 (14%). Самая нелюбимая – пшённая. 6. Не любят кашу – 6 (28%) учащихся класса. 7.Самой полезной кашей ребятами признана перловая каша 5(23%) человек , но выбрал её только 1 (5%) ученик. Гречневую считают полезной 5 (23%) человек. Она на 2 месте. Выбрали гречневую кашу ученика, овсяную -2(9%) ученика. Рисовая каша на 3 месте, её считают полезной 4 (18%), выбрали 4 (18%) ученика. (См. Приложение, графики №2 -8) Что ты предпочитаешь на завтрак? Едят кашу дома Всегда едят кашу в школе Знаешь ли ты, что каша полезна Самая любимая каша Самая любимая каша у ребят - гречневая Второе место заняла - рисовая. На третьем месте – овсяная. 3 1 2 Самая полезная каша Выводы по результатам анкетирования : В результате анкетирования мы заметили: Если дети дома не едят кашу, то и в школе они также отказываются её есть. Ребята, которые едят кашу дома иногда, также иногда едят её в школе. А вот те ребята, которые дома едят кашу, в школе также её едят. Врачи из Берлинского университета доказали - домашний завтрак совершенно необходим детям: Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак лучше учатся, реже страдают от избыточного веса, у них лучше память, выше коэффициент интеллекта. Они реже болеют и не пропускают занятия. Завтрак школьника должен состоять из фруктов, зерновых и молочных продуктов. КА́ША, каши, ·жен. 1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. (Гречневая каша)2. Переносное. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; ·разг.). (После оттепели и первых дождей дорога превратилась в какую-то грязную кашу).3. Переносное. Путаница, беспорядок (в мыслях; ·разг. ·фам.). (У него каша в голове). 4. Раздавленная неудачным ударом фигура в игре в городки или кегли, когда ни один городок, ни одна кегля не выбита из черты (спорт.). Сделать кашу. Каши варят из круп, а крупа – это зерно разных видов и разных способов приготовления. Все зерновые объединяет одно – они богаты клетчаткой, витаминами, особенно группы В, ценным растительным белком, «медленными» углеводами и при этом – достаточно низкокалорийные, если в них нет масла и сахара. Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков. Москва. Астрель; Аст, 2000. Каша – пищевой продукт из разваренных на воде или молоке зёрен или крупы злаков. Каша овсяная рисовая гречневая манная пшённая Находки археологов свидетельствуют, что каша – древнейшее и значимое блюдо наших предков. Каши на Руси делались на три вида в зависимости от соотношения зерна и воды: - крутые (рассыпчатые), - размазни (вязкие) - и кашицы (жидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овощей, ягод, и фруктов. В народе сохранилась поговорка: «Кашу заварили». Пословицы и поговорки говорят о том, что русский народ уделял большое значение каше. «Каша – здоровье наше!», «Каша - матушка наша!», «Где щи да каша – там место наше», «Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит», «Без хлеба да без каши, ни во что и труды наши».. «Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась», «Бабка с кашкой, а дед с ложкой», «Ешь кашу, да говори нашу», «Мал горшок, да кашу варит», «Хороша кашка, да мала чашка». -содержит витамины B1, В2, В3; -очищает организм от солей, шлаков;- повышает иммунитет,- улучшает пищеварение. Овсяная крупа Овсяные хлопья Пшённая каша содержит полезные микроэлементы: цинк, медь и марганец. Она выводит из организма антибиотики.Кашу рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях, потому что в ней содержится никотиновая кислота. -Перловка богата витаминами группы В, белком и минералами, особенно селеном, известным антиоксидантом, укрепляющим сосуды. - В перловке много лизина – аминокислоты, которая помогает нам бороться с вирусами и микробами.- Эту кашу особенно любил царь Петр Первый. - В манной каше почти нет клетчатки. Она очень питательна и хорошо усваивается.- В манной крупе содержится около 70 % крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1. Манная каша - Рис укрепляют нервную систему. - Чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект.- Рисовая каша помогает при болезнях желудка. - Содержит витамины группы В и Е - Гречка содержит – кальций, железо, цинк, медь, витамины В1, В2, Е - Полезна при болезнях сердца, ожирении. Праздник отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня. У гречневой каши – есть свой народный праздник – Мирская каша. «Каша- здоровье наше», сытное и полезное блюдо - это идеальный здоровый завтрак для школьника, при помощи которого можно сохранить и укрепить здоровье, а так же достигнуть хороших результатов в учёбе Итоговое анкетирование2013-2014 учебный год.Всегда едят кашу в школе Едят кашу дома Наша гипотеза подтвердилась: - В результате обобщения анкетных данных подтвердилась гипотеза, о том, наши одноклассники плохо едят кашу, потому что мало знают о её полезных свойствах. - Изучая научную литературу, мы убедились, что «каша- здоровье наше», сытное и полезное блюдо - это идеальный здоровый завтрак для школьника, при помощи которого можно сохранить и укрепить здоровье, а так же достигнуть хороших результатов в учёбе. Литература: Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО, 2009 Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова, - М.Л. А. Лагутина. С. В. Лагутина Каши. М., Феникс, 2006Е. Потёмкина. Современные каши. М., Айрис-Пресс, 2010 Г.С. Выдревич. Каши в горшочках. М., Эксмо, 2009Юдина Н А., Русские обряды и обычаи, - М.: Издательский дом Вече, 2005Интернет-ресурсы:http://www.kashafest.ru/folklor.htmlhttp://my.mail.ru/community/samkash/5297C072CBA6F7F8.htmlhttp://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/ http://www.kulina.ru/articles/rec/molkz_kyxny/kasa/ http://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rushttp://www.etoya.ru/blogs/cookbook/2011/1/25/13839/http://www.koipkro.kostroma.ru/Parfenievo/Parf-Voh/DocLib11/...http://pinigina.livejournal.com/27146.html