Статья на тему Педагогическая поддержка детей с ОВЗ


Т.И. Кравченко, педагог дополнительного образования
МБОУ «СШ №25» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
Здоровье - одна из основных человеческих ценностей, необходимых для развития личности, достижения жизненных целей и долголетия.
В соответствии с уставом Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Здоровье характеризуется уравновешенностью организма человека с окружающей его средой, способностью адаптироваться к возникающим изменениям без серьезных сбоев в его функционировании. Медицинская статистика, средства массовой информации бьют тревогу по поводу состояния здоровья детей в ОУ.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В настоящее время менее 5% учащихся младших классов школы считаются абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с нарушениями зрения в виде организации определенных коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности [4, с. 10].
Решение проблемы снижения заболеваемости, возможны при правильной организации учебно-воспитательного процесса и лечебно-оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей с применением разнообразных форм и методов, с использованием опыта педагогов, работающих в различных регионах страны, нашего города.
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающий и лечебно-восстановительной поддержки привели к необходимости создания методического коррекционно-развивающего комплекса как средства педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Составляющими этого комплекса стали:
«Альбом тифлопсихологического обследования учащихся специальных (коррекционных) классов IV вида», имеющий практический характер и включающий блок методик, позволяющих определить уровень развития тифлопсихологических параметров, таких как зрительный гнозис (восприятие цвета, формы, величины), пространственные и временные представления, несенсорных психических процессов: внимания, памяти, мышления, личностных качеств, т.е. диагностика осуществляется во взаимосвязи отдельных сторон психической организации ребенка (эмоциональной, волевой, сенсомоторной, интеллектуальной, мотивационной, поведенческой);
«Индивидуальная тифлопсихологическая карта учащегося», дающая возможность вести отслеживание динамики тифлопсихологического развития учащегося с учетом состояния зрительного анализатора, соматического здоровья и интеллектуальных возможностей;
компилятивная программа «Психокоррекционные занятия с учащимися 1-4 специальных (коррекционных) классов IV вида», рецензированная в институте им. Л.С.Выготского социальной психологии и педагогики Российского государственного гуманитарного университета, целью которой является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, интересов, эмоций; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности учащихся;
«Рабочая тетрадь» для индивидуальных занятий с учащимися 1-2 специальных (коррекционных) классов IV вида по развитию зрительного восприятия, пространственных и временных представлений», задания которой используются не только в рамках индивидуально организованной работы, но и в рамках внеурочной деятельности, а также возможно использование в домашних условиях в процессе взаимодействия с родителями;
«Методические рекомендации по использованию «Рабочей тетради»;
«Мониторинг качества коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога», который дает возможность отслеживать динамику развития ребенка в процессе коррекционной работы;
«Словарь тифлопсихологических терминов»;
«Пособие для индивидуальной работы по коррекции и развитию временных представлений»;
сборник упражнений «Преодоление трудностей в развитии пространственно - ориентировочных функций»;
«Индивидуальная папка заданий по развитию зрительного внимания и
восприятия», имеющие практическую направленность и рассчитанные
на дифференцированный подход в проведении коррекционно-
развивающей работы.
Важным моментом в работе учителя-дефектолога является обследование детей с целью выявления и определения степени выраженности вторичных дефектов. Тифлопсихологическое обследование проводится в системе комплексного обследования. Разработанный нами «Альбом обследования учащихся специальных (коррекционных) классов IV вида», носит практический характер, диагностическое обследование строим с учетом динамического подхода. Систематизация диагностического материала предусматривает возможность тифлопсихологического обследования учащихся в возрасте от 6,5 до 12 лет и соответствует нормам, характерным для данных возрастов. Результаты обследования фиксируются в индивидуальной тифлопсихологической карте учащегося, которая дает возможность отслеживать динамику развития ребенка в процессе коррекционной работы. Кроме учителя-дефектолога тифлопсихологические карты ведут врач-офтальмолог и психолог. По результатам обследований узкие специалисты выносят заключение и дают рекомендации учителям, воспитателям ГПД и родителям.
«Альбом обследования» и «Индивидуальная карта учащегося» послужили основой для создания «Программы психокоррекционных занятий с учащимися специальных (коррекционных) классов 4 вида».
Общая цель коррекционного курса – компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности учащихся.
Коррекционный курс подразделяется на три этапа. Сложность и объем заданий возрастают при переходе от одного этапа к другому.
Программа не является статичной, она ориентируется как на актуальный уровень развития ребенка, так и на перспективный уровень его развития.
По программе коррекционного курса с детьми 1-4-х специальных (коррекционных) классов нами проводятся регулярные групповые занятия два раза в неделю по 30 – 40 минут. Непрерывная зрительная нагрузка на этих занятиях не превышает 5 минут. Это способствует закреплению необходимых навыков, не вызывая зрительного утомления.
Цель «Рабочей тетради» для индивидуальных занятий с учащимися 1-2 специальных (коррекционных) классов IV вида по развитию зрительного восприятия, пространственных и временных представлений» – устранение и профилактика трудностей младшего школьника в учебе, имеющих в основе недостаточный уровень развития зрительного восприятия, пространственных и временных представлений.
Тетрадь призвана стимулировать также активизацию и развитие слухового и зрительного внимания (необходимое условие успешности в любой деятельности) и мелкой моторики.
Задания в тетради подобраны таким образом, что подавляющее большинство из них одновременно работает и на развитие пространственного восприятия, и на развитие мелкой моторики, и на развитие внимания, мышления.
«Пособие для индивидуальной работы по коррекции и развитию временных представлений», сборник упражнений «Преодоление трудностей в развитии пространственно - ориентировочных функций», «Индивидуальная папка заданий по развитию зрительного внимания и восприятия», имеющие практическую направленность и рассчитанные на дифференцированный подход в проведении коррекционно-развивающей работы. Во время выполнения ребенком предложенных заданийу него совершенствуются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом. Дидактический материал выше перечисленных пособий представляет собой графические задания, при выполнении которых у ребенка совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений. Необходимо иметь в виду, что эффективность работы обеспечивается системой разнообразных по содержанию заданий, объединенных в 30 занятий. Каждое задание несет свою смысловую нагрузку для решения основных задач – развития зрительно – моторной координации, временных и пространственных представлений ребенка.
В заключении хотелось бы отметить, что регулярная и систематическая коррекционно-развивающая работа учителей-дефектологов, проводимая во взаимосвязи со всеми участниками образовательного пространства, оказывает благотворное влияние на развитие не только зрительного восприятия, пространственных и временных представлений, но и познавательной и личностно-мотивационной сфер учащихся специальных (коррекционных) классов IV вида. Созданный на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей учебной деятельности.
Список литературы
1.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г.
Развитие восприятия у ребенка: учеб.пособие. - М.: Владос, 2001. – 218с.
2.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: учеб.пособие.
- М.: Владос, 2000. – 236с.
3.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учеб.пособие. - М.:
Просвещение, 1990.–203с.
4.Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение: учеб.пособие.- С.-П.:
Детство-пресс, 2002. – 124с.
5.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями
зрения: учеб.пособие - К., 1998. – 154с.