Мастер-класс Педагогические технологии как объективная реальность


Современные педагогические технологии как объективная потребность
Мастер-класс
Старцева Н.Н.,
учитель МОУ «СОШ №9 г. Ртищево Саратовской области»
Почему мы так негодуем, когда нас пытаются учить «как учить» непрофессионалы? Скажем, родители учеников или пользователи соцсетей? Ведь они же знают таблицу умножения, могут определить падеж и решить задачу. Но…чтобы этому научить ребёнка, недостаточно знать самому. Надо УМЕТЬ объяснить, закрепить, повторить, проконтролировать… Профессионально можем сделать это только мы, учителя.
Потому что владеем специальными инструментами - педагогическими технологиями.
Рассмотрим те из них, которые можно назвать универсальными, использовать на любом содержании (я имею ввиду учебники самых разных программ) и которые позволяют реализовать идеи ФГОС НОО.
ФГОС говорит нам о личностно-ориентированном обучении и системно-деятельностном подходе. Значит, мы должны владеть проблемным методом обучения. Вспомним, с чего начинается урок при таком подходе?
Правильно, с активизации знаний, когда мы не просто повторяем и закрепляем, а продумываем «мостик» между знанием и незнанием, создаём проблемную ситуацию чаще всего подводящим диалогом. Ученик думает «Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!» Четко формулируется цель урока. Ищем пути выхода из проблемы.
Фрагмент урока русского языка
Ученики при этом не слушатели, а деятели, поэтому и подход ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ.
Сколько лет проблемному обучению? 5? 10? Просто именно последние годы проблемное обучение стало НЕ РАЗОВЫМ приёмом, отсюда и термин – СИСТЕМНО-деятельностный подход.
Можно ли отнести исследовательский метод к системно-деятельностному обучению?
Опираемся на чисто психологические особенности детей этого возраста, которые по природе своей исследователи: жажду новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать… Большие возможности такой деятельности имеет предмет «Окружающий мир».
С первых уроков мы с ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Фрагмент урока окружающего мира
В начальной школе, да и не только в начальной, работа с информацией, текстами различной направленности – неотъемлемая часть учебного процесса.
Кому из Вас знакома фамилия Светловская? О каком предмете она Вам напоминает? Уроков внеклассного чтения как таковых нет в сегодняшних программах. Но технология, разработанная Наталией Николаевной Светловской, апробированная тысячами учителей во второй половине прошлого века, прошла проверку временем, была взята за основу в ОС «Школа 2100» и получила название технологии формирования типа правильной читательской деятельности, а затем технологии продуктивного чтения.
В чём её главное преимущество? Опять же в стимулировании к деятельности. Каков её первый этап? Да, антиципация, предвосхищение, предположение о том, что надо прочесть. На что опираемся? Конечно, на иллюстрации, автора, название раздела…Затем первичное чтение и детальная работа с текстом, когда мы учим детей думать над прочитанным…Заключительный этап – выводы и желание поговорить о впечатлениях.
Таким образом, реализуется принцип «читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить».
Ещё одна, считаю незаслуженно отодвинутая на задний план технология – игровая. Не надо забывать, что наши дети – люди не просто меньше ростом и с меньшим запасом знаний. Они люди, мыслящие по-другому. Им играть - как дышать. Естественно, имеются в виду дидактические игры.
Можно ли сочетать игровую технологию с технологией продуктивного чтения?
Фрагмент урока литературного чтения
- А возможно ли сочетание игровой технологии с проблемно-диалогической?
Фрагмент урока математики
  Какой урок выносим? Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю.  В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.