Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода как одно из условий формирования УУД школьников на уроках математики»


Мастер- класс по теме
«Реализация системно-деятельностного подхода как одно из условий формирования УУД школьников на уроках математики»
(в рамках районного семинара-практикума «Формирование УУД школьников у урочной и внеурочной деятельности»)Воробьёва О.А., учитель математики 1 кв.категории,
руководитель школьного методического объединения
учителей математики, информатики и физики
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий школьников.
Практическая значимость: предлагаемые приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Продолжительность проведения: 30 минут
"Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет". Уильям Уорд

Системно – деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения.
Системно - деятельностный подход - обеспечивает активность и активную позицию ребёнка на уроке; способствует формированию универсальных способов действий.
Ключевыми позициями современного урока являются то, что:
Ученик на уроке – учится сам, учит других.
Учитель на уроке – «дирижер», создающий
условия для развития учащихся.
Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком — совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса
Становится ясно, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.
В нашей школе математика в 5-ых классах преподается по учебнику, автором которого являются Светлана Александровна Козлова и Александр Григорьевич Рубин. Учебник соответствует ФГОС Основного Общего Образования и является составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100».
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определённых образовательных технологий. Одна из них - технология проблемно- диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.
Авторы предполагают, что учебник поможет обучающимся в развитии умений (действий), которые необходимы в жизни. Эти умения (действия) развиваются через специальные задания, обозначенные в учебнике кружками и фоном условных знаков разного цвета. Каждый цвет соответствует определенной группе умений.
-755654445000 организовать свои действия: ставить цель, планировать работу,
действовать по плану, оценивать результат;
-755657239000
работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её;
-7556513271500
общаться и взаимодействовать с другими людьми, владеть устной и письменной речью,
понимать других, договариваться, сотрудничать.
-755653937000 Так обозначены задания, где нужно применить разные группы умений, мы называем их
жизненными задачами и проектами.
Структура параграфа, где вводится новый материал, имеет в учебнике следующий вид.
Открываем новые знания
Открываем новые знания
Ученики, проводя наблюдения, ищут решение и формулируют свои предположения о том, как решается данная задача, формулируют ответы на поставленные в учебнике вопросы.
Отвечаем, проверяем себя по тексту
Отвечаем, проверяем себя по тексту
Ученики читают, анализируют текст учебника, сопоставляют его со своими предположениями, проверяют правильность своих ответов на вопросы и сделанных на их основании выводов.
Развиваем умения
Развиваем умения
Так обозначены задания на применение знаний. Они даны на трех уровнях сложности.
Рассмотрим формирование УУД на примере урока математики в 5 классе ОС Школа 2100.
Тема урока: Сравнение дробей.
Цель урока: Создать условия для овладения навыками сравнения дробей на основе алгоритма сравнения обыкновенных дробей с разными знаменателями.
УУД, формирующиеся на данном уроке:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать
-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Этап мотивации к учебной деятельности: организуется актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности, создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки.
С помощью учителя уточняется тип урока, определяются шаги учебной деятельности. На данном этапе урока формируются коммуникативные УУД:
умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Этап актуализации опорных знаний организуется работа в парах, учащимся предлагается сгруппировать дроби по определенному признаку, объяснить свой вид группировки.
На данном этапе формируются следующие УУД: познавательные:
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей;
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме
На следующем этапе урока под руководством учителя происходит выявление места (шаг, операция) затруднения; - фиксирование во внешней речи причины затруднения. Учитель организует данный этап, предложив различные дроби, рассмотреть, чем они похожи и чем отличаются.
Проблемный вопрос фиксирует причины затруднения во внешней речи.
На данном этапе формируются следующие УУД:
коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме
познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Этап формулирования темы урока, постановки цели и составления плана урока: учитель при помощи проблемно- диалогического организует постановку цели урока, составляется совместный план действий.
Вопрос: Вы смогли выполнить задание? Нет?
Вопрос: В чем затруднение? (мы не знаем, как сравнивать дроби с разными числителями и с разными знаменателями)
Вопрос: Чем это задание не похоже на предыдущие?
Вопрос: Чему мы должны сегодня на уроке научиться?
Вопрос: Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока? (Сравнение дробей)
- Запишем тему урока в тетрадь.
Поставьте каждый для себя цель урока.
Вопрос: итак, какова цель нашего урока?
Данный этап урока способствует формированию коммуникативные УУД:.умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Этап открытия нового знания строится на основе выполнения заданий учебника, с помощью организованного учителем подводящего диалога.
Учащимся предлагается прочитать информационный блок текста, выяснить, как сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями.
С помощью учителя происходит фиксирование нового знания в речи и знаках.
При выполнении задания №2 учебника учитель организует работу в парах по сравнению дробей, учит оформлять решение с помощью алгоритма, записывать решение и ответ.
На данном этапе формируются следующие УУД: познавательные УУД: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; регулятивные УУД: умение работать по коллективно составленному плану. -
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учитель организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи, идет работа в паре.
Выполняя задание №3 учебника, учащиеся подчеркивают в условии ключевые слова и данные. Вызывается к доске пара, которая решают по алгоритму, дети на местах сравнивают свои записи с записями на доске. Затем предлагается самостоятельно записать в паре решение и ответ. А потом запись сверяется и уточняется с помощью педагога.
На данном этапе формируются следующие УУД: регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке; коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону учителем организуется выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверка по эталону, выявление места и причины затруднений, работа над ошибками, самооценка по алгоритму. Работа строится на материале учебника, ребята выполняют задание на. стр.74.
Эталон для самопроверки на доске.
На данном этапе формируются следующие УУД: регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этап рефлексии учебной деятельности способствует фиксации нового содержания урока. Учитель в форме диалога организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.
- Какова была тема урока?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
-Чему вы научились на уроке?
Какие умения формировали? (Умение работать с информацией, умение объяснять, слушать друг друга.)
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя памятку по самооцениванию.
На данном этапе формируются следующие УУД: регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке, умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Итак, современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах.
Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности.
Именно это является одной из основных задач современного урока.