Инновационные тенденции иноязычного образования в России и пути их решения


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Основной задачей иноязычного школьного образования в ХХ1 веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, а целью – достижение базового (порогового по общеевропейской терминологии) уровня иноязычной коммуникативной компетенции для общеобразовательных школ и повышенного уровня коммуникативной компетенции (продвинутого порогового по общеевропейской терминологии) для школ с углубленным изучением ИЯ, гимназий и лицеев. Все ли сделано и что делается для достижения данной цели?Имеются ли необходимые условия для осуществления данной цели? Нормативно – правовые документы (Закон об образовании, Общеевропейские компетенции Совета Европы и Национальная доктрина образования в Российской Федерации) заложили прочные основы для создания благоприятных условий для изучения ИЯ в России и в Астраханской области. Данные документы дали возможность перейти к новому этапу – этапу устойчивого развития системы изучения ИЯ, который характеризуется переходом на новую парадигму образования: личностно – деятельностную, основанную на компетентностном, когнитивно – коммуникативном и деятельностном подходах. Новый этап характерен появлением новых тенденций в языковом образовании и существенным развитием старых.Каковы эти тенденции, являются ли они положительными или отрицательными?Рассмотрим некоторые из них. Первая тенденция – это усиление вариативности обучения ИЯ. Вариативность обеспечивает педагогический плюрализм, возможность учащимся учиться в разных типах ОУ и формировать различные траектории обучения ИЯ. Тенденция усиления вариативности в последнее время хорошо просматривается на возможности использования различных УМК по ИЯ, как отечественных, так и зарубежных;различных методов и технологий обучения.Учителя имеют возможность выбирать средства и технологии обучения, пути повышения профессионального роста и квалификации. Вторая тенденция – это расширение поликультурности и языкового плюрализма, которые способствуют процессу непрерывного развития языковой личности.(пример: Москва, 20 языков) Возрастает количество учащихся, желающих изучать в качестве второго ИЯ итальянский, арабский и языки народов – соседей.(пример: Астрахань). Развитию данной тенденции способствовали, с одной стороны, востребованность учащимися и родителями введения ИЯ на раннем этапе, с другой – введение повсеместно с 2004 года нового БУП. Третьей тенденцией является расширение возможностей индивидуализации процесса обучения ИЯ. Что это значит? Индивидуализация предусматривает создание условий, в которых каждый учащийся в полной мере сможет проявить свои способности и свою индивидуальность. Индивидуализация предполагает учет интересов, личного опыта учащихся и обеспечение мотивации обучения. Разрабатываются программы по ИЯ для одаренных детей, для экстерната, дистанционные программы для разнообразных категорий детей. Индивидуализация предполагает и использование различных технологий, учитывающих возрастные интересы и потребности. К ним отнесем введение и апробацию следующих технологий:когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, рассмотрение и интерпретация отдельных случаев и ситуаций, решение проблем и др.) сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов и др.)контролирующие (тестирование, дневники, языковые портфели, языковые конкурсы и олимпиады и др.); мультимедийные (аудио -, видео -, компьютерные программы, Интернет – ресурсы и т.д.);здоровьесберегающие. Разработка новых технологий, их сочетаемости на уроках ИЯ стали важным направлением в повышении качества изучения ИЯ. Четвертой тенденцией является открытость, которая предполагает доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля. Новые форматы аттестаций по ИЯ в 9-х и 11-х классах, ЕГЭ по английскому языку заставили учащихся и учителей осознать важность знакомства с критериями оценивания разных видов заданий и умениями их применять на практике для оценивания и самооценивания. Пятая тенденция появилась не так давно и связана с развитием новой личностно – деятельностной парадигмой образования. Автономия. В новом стандарте обращается внимание на важность учебно – познавательной компетенции. Не человека учат, а человек учится: от формата преподавания перешли к обучению. Без развития автономии учащихся невозможна успешная социализация выпускников школ. Умение самостоятельно работать, используя различные стратегии, и успешно решать проблемы, связанные с изучением ИЯ, помогут учащимся развить академические умения и справиться с вузовскими программами. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания развитию таких технологий, как проектная технология, таких приемов обучения, как языковой портфель, дневники, которые развивают навыки самоконтроля и коррекции. Большое внимание уделяется формированию и развитию ресурсных центров на базе районных школ, способствующих повышению уровня автономии учащихся. Шестая тенденция – расширение интернационализации обучения. Интернационализация стимулирует мобильность учащихся, дает им возможность учиться не только в России, но и за рубежом. Растет количество учащихся, сдавших зарубежные экзамены разных уровней. Седьмая тенденция связана с развитием интегративности и комплексности, которые обеспечивают полифункциональность и межпредметность обучения. Профилизация обучения предполагает интеграцию дисциплин, приемов обучения. Восьмая тенденция – это увеличение числа школ, использующих мультимедийные технологии при обучении ИЯ. Практически во всех школах при обучении ИЯ на уроках и / или во внеклассной деятельности используются информационно – коммуникационные технологии. Организуются профильные курсы дистанционного характера, которые способствуют развитию автономии учащихся, овладению ИЯ на более высоком уровне. Девятая тенденция – это растущая настоятельная потребность школ в перенимании инновационного опыта у школ, занимающихся экспериментальной и инновационной деятельностью. Обучение ИЯ в школе значительно улучшилось не только вследствие увеличения количества часов согласно БУП, но и благодаря изменению подходов к обучению ИЯ, обучение по УМК нового поколения, новых технологий и систематическому повышению квалификации учителей ИЯ. Многомерно – сложный характер языкового образования ставит перед администрациями школ и учителями много проблем. Наиболее существенные из них:первая проблема – это сохранить баланс спектра изучения ИЯ.Большинство родителей хотят, чтобы их дети изучали английский язык. (практически во всех регионах России).Необходимо введение изучения вторых ИЯ в школах. Вторая проблема – это следить за лингвистическими изменениями, которые происходят в иностранных языках ежечасно, особенно в английском языке. Ежегодно в Европе выпускаются словари, которые публикуют новые слова, вошедшие в лексикон в данном году, а также в словарях встречаются пометы об изменении произношения и расширении значения многих слов. Третья проблема диктуется многоязычием и поликультурностью языкового образования, которая возникла в последние годы. В начальной школе учатся дети разных национальностей, не знающие или плохо знающие русский язык. В данном случае русский язык не может служить опорой при обучении ИЯ, поэтому следует уделить больше внимания на индивидуализацию обучения и т.д. Четвертая проблема – это создание преемственности в образовательном языковом поле. Изучение ИЯ в детском саду – начальной – средней – старшей школе – вузе. Введение раннего и профильного обучения, безусловно, будут способствовать решению этой проблемы. Пятая проблема – это создание интегрированных курсов для начальной школы: ИЯ, ИКТ и русский язык. (это возможный вариант). Шестая проблема – это повышение качества преподавания ИЯ в колледжах. Отсутствие специальных учебников, учитывающих особенности данного контингента учащихся, малое количество часов, отсутствие квалифицированных кадров препятствуют повышению качества обученности учащихся колледжей. Седьмая проблема – это нехватка педагогических кадров. Еще одна проблема – это старение учительских кадров. ИЯ востребован на рынке труда, и выпускники предпочитают работать в фирмах. Отсюда большой процент учителей ИЯ – это люди, которым за 50. Итак, на современном этапе развития системы языкового образования приоритетными должны стать:формирование современной системы непрерывного образования, ее преемственности;повышение качества иноязычного образования с учетом отечественных и международных требований;обеспечение доступности изучения двух ИЯ;совершенствование системы языкового образования;активизация инновационных процессов в языковом образовании;подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных и готовых осуществлять инновационную деятельность в ОУ. Эффективная реализация приоритетных направлений системы языкового образования обеспечивается решением следующих задач:создание условий для совершенствования обучения ИЯ на дошкольной, начальной, средней и старшей ступенях образования;создание условий для трансляции опыта передовых ОУ;укрепление материально – технической базы ОУ;интеграция образовательной, научной и практической деятельности учащихся и учителей; повсеместный переход к обучению ИЯ в начальной школе;создание и развитие региональной системы оценки качества обучения учащихся и преподавания учителей ИЯ;разработка квалификационных требований к учителям разных категорий и типов школ;совершенствование различных форм повышения квалификации учителей ИЯ и увеличение часов программ по лингвистике и методике преподавания ИЯ.