Использование элементов здоровьесбережения в рамках иноязычного образования


Использование элементовздоровьесберегающих технологийна уроках английского языкаМалютина Ю.В.Прибыткова О.В. Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения – основа внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования предлагает преподавателям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению элементов релаксации. Урок иностранного языка отличается большей интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому необходимо помнить о здоровье обучающихся, о создании условий, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего урока и в тоже время позволили бы избежать переутомления.К сожалению, с каждым годом уменьшается число студентов с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше обучающихся склонны к быстрой утомляемости. Они медленно включаются в учебную деятельность, для них характерно неустойчивое внимание. В современном представлениям здоровье человека имеет три составляющие: Физическое здоровье, которое подразумевает наличие у организма резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптацию к изменениям внешней и внутренней среды. Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием. Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции. Рациональная организация учебного процесса предполагает наличие ряда взаимосвязанных элементов:• Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий.• Рациональная организация учебной деятельности на уроках.• Соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся.• Применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ученика.• Использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции.• Использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы.• Формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей саморегуляцию учащихся, рост их творческого потенциала. Для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо использовать элементы здоровьесберегающих технологий. Один из таких методов – релаксация. РелаксацияРелаксация – это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель её – снять напряжение, дать обучающимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение. При её проведении не надо ставить перед обучающимися цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Виды релаксации песня, которая не только предоставляет обучающимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость, удовольствие. Новизна и нетрадиционность  учебного материала Ожидание необычного, особая заинтересованность, также служат целям релаксации обучающихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызывать знакомство с новыми персонажами, журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран и т.д. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в образовательном процессе, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения иностранному языку. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий дает возможность добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся, снять последствия отрицательных воздействий на организм, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности в обучении.