«Формирование умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в таблицах»


МАОУ «Моргуновская ООШ» Формирование умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в таблицах. Цель: апробация деятельности по формированию метапредметных умений. Задачи: - разработать технологию деятельности по развитию умения воспринимать и анализировать таблицы;- разработать инструменты диагностики уровня сформированности умения воспринимать и анализировать таблицы;- разработать программы краткосрочных курсов для учащихся 5 классов по русскому языку, математике, истории, природоведению. Ожидаемые результаты проекта: 70 % учащихся научатся извлекать информацию из таблиц и применять ее для решения учебных задач. Ожидаемые продукты для учащихся: Программы краткосрочных курсов по выбору «Несплошные тексты».Материалы для диагностики сформированности умений:-Лист оценки умения осуществлять поиск необходимой информации в таблицах .-Лист оценки умения переводить знаково-символическую информацию в текстовую. -Лист оценки умения использовать информацию для решения учебных задач. Будут сформированы умения педагогов:1.Создавать учебные ситуации.2.Определять способы организации учебных ситуаций. Этапы работы: 1 этап- методическое совещание.Примерный модуль формирования умения извлекать информацию из таблиц.Критерии оценивания, параметры, показатели. 2 этап- разработка и апробация в 5 классе 4 краткосрочных курса по 9 часов:«Ключи к тайнам истории»; «Учимся преобразовывать информацию»;«Работа с таблицами»;«Природоведение в таблицах». Цели курсов – формирование и развитие  умений преобразовывать  информацию из несплошного текста в сплошной текст  с помощью таблиц. Задачи: - познакомить учащихся с различными видами таблиц;- изучить алгоритм чтения таблиц; - освоить навыки чтения и заполнения таблиц, анализа и преобразования информации, представленной в таблицах. Планируемые результаты: научить1. Различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста.2. Читать несплошной текст 3. Переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот).4. Самостоятельно создавать несплошные тексты.5. Использовать полученную информацию для решения учебной задачи Средствами контроля достижения результата курса являются: - практическая работа;- устная рефлексия по итогам отдельных занятий, упражнений- комплексное задание. Продукты апробационной деятельности: 1.Программы краткосрочных курсов2.Конспекты занятий.3.Критерии оценивания.4.Комплексные задания.5.Копилка таблиц. № Тема Содержание 1 Что такое информация. Наглядные формы представления информации Рассмотреть наглядные формы представления информации: текст, график, диаграмма, таблица, схема, рисунок.Групповая работа по представлению информации в разных формах. 2 Таблица – как одна из распространённых форм представления информации Рассмотреть виды таблиц: тематические, сравнительные, хронологические, синхронистические.Практическая работа «Чтение таблиц» 3-4 Тематические таблицы. 5 Хронологические таблицы 6-7 Сравнительные таблицы 8 Синхронистические таблицы 9 Итоговое занятие. Тематическая таблица «Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень»Какого роста были добры молодцы? У А. С. Пушкина в произведении «Сказка о царе Салтане» есть следующие строки:«Царь с женой простился, На добра коня садился, Ей наказывал себя Поберечь его любя Между тем как он далеко Бьется долго и жестоко Наступает срок родин Бог им сына дал в аршин».Каков рост новорожденного в современных единицах длины?А) около 70см; Б) около 65 см; В) около 60см; Г) около 50см. Сравнительная таблица Итоговое занятие Умение, которое формировалось Как оценивалось Где оценивалось Где формировалось Умение воспринимать и анализировать информацию, представленную в таблицах комплексные работыустная рефлексияПрактическая работа занятия Краткосрочные курсы Результаты: На начало - 25 % могли извлекать информацию из таблиц.На конец – 70 % справились с комплексной работой. плюс минус развитие УУД: личностных, коммуникативных, познавательных слишком узкая тема (желательно включить схемы, диаграммы, графики);недостаточный багаж знаний учащихся;нет методической литературы 3 этапОбобщение и транслирование опыта в педколлективе.Включение опыта работы во внеурочную деятельность 5 класс.