Создание условий для адаптации учащихся 5 классов (Протокол ШМО учителей русского языка и литературы)


Протокол МО учителей русского языка и литературы №3 от 05.11.16
Присутствовали:
Перминова И.А., Волошенко И.А., Красноярова И.В., Лихачева Е.В., Лузганова Т.И., Феткулова Н.В.
Повестка дня:
Адаптация обучающихся в 5 классе на уроках русского языка и литературы. Создание условий для адаптации 5 классов.
Подведение итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе в 2016-2017 учебном году.
Анализ результатов школьного этапа олимпиады.
По первому вопросу слушали Красноярову И.В.:
В пятом классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя предметники. Уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадают с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5 –м классе во многом сходна с адаптацией в 1 – м классе. Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам. Даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней – все это является довольно серьезными испытаниями.В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим. Сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь.Что затрудняет адаптацию?
 Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют различные требования разные люди. Ребенок должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности.
 На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам и словарям.
 В пятом классе многие дети ощущают одиночество, т.к. любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Другие дети «шалеют» от свободы и носятся по всей школе. Отсюда - неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю,плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первой учительницы – других. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, т.к. они помогают ему стать взрослым. Нам следует стать более стать более внимательными, благожелательными, таким образом, помогая школьнику освоить эту позицию.
В этот период развития ребенка родителям можно воспользоваться следующими рекомендациями специалистов:
 Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах: Регулярно выбирайте время, свободное от домашних дел и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
 Регулярно беседуйте с учителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми. Даже если нет особых поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, что – бы мирно разрешить их.
 Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой поощрений и наказаний. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
 Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания. Если ребенок обращается к Вам с вопросами, связанными с выполнением домашнего задания, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
 Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любую возможность, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
 Прилагайте усилия для того, чтобы поддерживать стабильную и спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
По второму и третьему вопросу выступила Перминова И.А.:
Цель: создание условий для адаптации учащихся начальной школы при переходе в среднюю школу и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Задачи:
- продолжать изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;
-  разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
 - продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
 - скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах;
- разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся:
 - снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
№ ппСодержание работы Время проведения Ответственные
1. *​ Методсовет "Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период:
*​ изучение материалов работы с детьми в начальной школе;
*​ изучение личных дел учащихся:
*​ согласование норм оценок и требований к учащимся;
*​ составление психолого-педагогической характеристики класса:
*​ составление программы сопровождения учащихся в адаптационный период Август Зам.директора по УВР, учителя начальной школы, учителя среднего звена
2. Оценка состояния здоровья и физического развития учащихся Сентябрь Медработник, психолог, учитель физкультуры
3. Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации В течение года Учителя нач. школы и учителя-предметники
Кл.руководители4. Определение индивидуальных целей учителей 5 класса в решении проблемы преемственности (собеседования с учителями) сентябрь Зам.дир. по УВР
5 Посещение уроков в 5 классах.
Цель: определение уровня адаптации учащихся сентябрь зам дир по УВР, совместные группы по адаптации
6. Входной административный контроль.
Цель: проверить качество усвоения учебного материала предыдущего класса начало октября Зам.дир. по УВР
7. Анализ входного контроля октябрь Зам.дир. по УВР
Учителя-предметники
8. Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов октябрь психолог
9. Подготовка к педсовету: посещение уроков, анкетирование учащихся и родителей, беседы с учителями. октябрь администрация, класс-ные руководители, учителя-предметники
10. Малый педсовет "Особенности адаптации пятиклассников" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5 классах. Цель: подведение итогов I четверти ноябрь Администрация,классные руководители, совместные группы по адаптации
11. Педагогический совет по преемственности ноябрь Администрация, учителя
12. Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания русского языка. Цель: изучение программы по русскому языку, выработка единых требований. ноябрь-декабрь Совместные группы по адаптации
13 Взаимопосещения уроков русского языка и литературы. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы декабрь-январь Учителя , которые будут брать 5-е классы
14 Предварительная расстановка кадров в будущем пятом классе январь Администрация
15 Заочное знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене февраль Кл.руководители 4-х классов
16. Заседание МС "Готовность учащихся выпускных начальных классов к переходу в среднее звено":
*​ предварительное комплектование классов;
*​ уточнение адаптационного потенциала учащихся;
*​ составление индивидуальных программ адаптации март-апрель Администрация, классные руководители, совместные группы по адаптации
17. Знакомство классных руководителей, учителей - предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы (посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов) апрель-май Администрация, классные руководители
18. Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку и литературному чтению, совместный анализ работ. апрель Совместные группы по адаптации
19. «Круглый стол» преподавателей начальной школы и будущих предметников 5 классов май-июнь Учителя начальной школы, предметники русского языка и лит-ры, совместные группы по адаптации
Приняли решение:
- согласовать программы и учебники смежных классов;
- нужна пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;
- провести согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.
3.Итоги прошедшей олимпиады по русскому языку и литературе (школьный этап)
 В соответствии с планом работы школы на 2016-2017 учебный год, в октябре месяце администрацией школы был организован и проведен I /школьный/ этап олимпиады школьников.
Школьная олимпиада - первый этап всероссийской олимпиады школьников и является результатом работы педагогического коллектива с одаренными учащимися в урочной и внеурочной деятельности.
Основными целями и задачами олимпиады школьников являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Предметные комиссии во главе с руководителями МО провели большую работу по проверке работ, подведению итогов, определению победителей и призеров, некоторые из которых будут направлены на участие во II (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников.
1. В ходе олимпиады были определены обучающиеся для участия в муниципальном этапе олимпиад.
2. Олимпиадные задания требовали от учащихся нестандартного подхода для своего выполнения, проявления творческой индивидуальности.
Русский язык
№ ФИ участника, класс ФИО преподавателя
5 класс 1. Виноградова Е. 5г Лихачева Е.В.
2. Кислов, 5г Лихачева Е.В.
3. Филимонова А. 5а Перминова И.А.
6 класс 1. Шмидт В. 6г Феткулова Н.В.
2. Серова П. 6в Перминова И.А.
3. Кельм К. 6а/Сенькина С. 6г Перминова И.А./Феткулова Н.В.
7 класс 1. Диянов С. 7а Лузганова Т.И.
2. Кущенко П./Пушкарева М. 7б Красноярова И.В./Перминова И.А.
3. Тюпинская Е. 7а Лузганова Т.И.
8 класс 1. Лихачева Е. 8а Лихачева Е.В.
2. Никитина В. 8д Красноярова И.В.
3. Ткаченко М. 8в Перминова И.А.
9 класс 1. Романенко В.,9г Лихачева Е.В.
2. Курбанова В. 9в Лихачева Е.В.
3. Сазонова П. 9в Лихачева Е.В.
10 классы 1. Загородникова 10а Лузганова Т.И.
2. Зейналова Э. 10а Лузганова Т.И.
3. Соснина А. 10а Лузганова Т.И.
11 классы 1. Истомина К. 11б Феткулова Н.В.
2. Брикетова А. 11а Феткулова Н.В.
3. Шестопалова А. 11а Феткулова Н.В.
Литература
Победители: 5 класс – Трифонов Н. 5г (Лихачева Е.В.);
6 класс – Демкина М. 6г (Феткулова Н.В.);
7 класс – Довлетов И. 7д (Красноярова И.В.);
8 класс – Хабарова А. 8б (Перминова И.А.);
9 класс – Сенькова О. 9в (Лихачева Е.В.);
10 класс – Гуня А. 10б (Лузганова Т.И.);
11 класс – Губин П. 11б (Феткулова Н.В.)
Необходимо отметить, что немногие учителя систематически готовят ребят целенаправленно, зачастую проводят только разовые консультации и предлагают работать самостоятельно. Также статистика показывает, что участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, и чаще всего не одаренные дети, а успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки: внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
Предложения:
1. Учителям-предметникам систематически проводить дифференцированную работу на уроках и внеурочных занятиях с одаренными детьми.
2. Учителям-предметникам уделять больше внимания работе с одаренными детьми, предлагать задания повышенной сложности, развивающими творческие способности учащихся.
3. Учителям-предметникам при подготовке к олимпиадам использовать электронные учебно-методические материалы.