Реализация системно – деятельностного подхода с детьми раннего возраста (2-3 лет)


Реализация системно – деятельностного подхода с детьми раннего
возраста (2-3 лет)
Маценко Л.М.,
Зам. Зав. по ВМР МКДОУ №12,
г. Нижнеудинск

Современный мир выдвигает достаточно сложные и жесткие требования к нынешнему подрастающему поколению. Насколько гармонично дети войдут в этот мир, как они в нем адаптируются, во многом будет зависеть от педагогов.
В последнее время, с введением ФГОС ДО заданы новые ориентиры развития системы дошкольного образования. Особое внимание уделяется обеспечению интересов каждого ребенка, удовлетворению его потребностей, развитию способностей с учетом системно-деятельностного подхода. В раннем возрасте у детей закладываются такие фундаментальные личностные образования, как доверие к людям, интерес к окружающему миру, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость. Они начинают овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Американский психолог Глен Доман, основатель института развития человеческого потенциала, выяснил, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, к шести-семи годам на 90%. Исходя из этих данных, можно сделать вывод: чем раньше начать целенаправленную, систематическую работу с детьми в условиях детского сада, тем больше ребенок накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.
Ранний возраст - период интенсивного развития: речи, сенсорики, движений, накопления социального опыта, который ребенок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде. Непосредственное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми благотворно влияет на развитие и успешную самореализацию малыша в будущем.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются различные модели развивающей деятельности, представляющие собой целостную систему. Цель этой системы состоит в организации образовательного процесса, который с одной стороны: отвечает требованиям государственного стандарта, с другой - обеспечивает достаточно высокий уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Построение системы с учетом деятельностного подхода, отражающего различные формы работы с детьми раннего возраста, предполагает интеграцию образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования.

Ведущая цель, выдвигаемая ФГОС ДО - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств на основе системно-деятельностного подхода.
Основными задачами педагогов ДОУ являются:
создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;
организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является сензитивным периодом для развития речи.
формирование личностных качеств с учетом целевых ориентиров при реализации основных направлений развития.

Образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе комплексно-тематического принципа планирования, учитывающего интеграцию образовательных областей, что дает возможность решать поставленные цели и задачи в соответствии с реализуемой программой. Особое внимание уделяется системно-деятельностному подходу.
Проектирование образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для всестороннего развития детей, стимулирования интереса к познанию, расширения и углубления представлений об окружающем мире, учитывая принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми с учетом системно-деятельностного подхода:
непосредственно образовательная деятельность,
совместная деятельность взрослого с ребенком и индивидуальная работа,
самостоятельная деятельность ребенка в предметно-развивающем пространстве группы.
Суть тематического планирования при организации непосредственно образовательной деятельности заключается в следующем:
Выбирается центральная тема месяца (возможно 1-2 темы). Она первоначально рассматривается на «занятиях» по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Все остальные игры-занятия (лепка, рисование, конструирование и др.) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.
На каждом последующем занятии дается повторение темы, знания по теме уточняются и закрепляются.
Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.

При комплексно-тематическом планировании обязательно предусматривается организация образовательной среды, имеющей свои особенности в группах детей раннего возраста.
Оснащение уголков строится с соблюдением требований к организации РППС в группах раннего возраста и учетом принципов, таких как: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, информативность среды, стабильность и динамичность, целостность образовательного процесса.
Дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение с взрослым, т.е. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства. Поэтому в группе раннего возраста не должно быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений должно быть продумано и рационально организовано. Подбор предметов и игрушек в уголках должен быть обусловлен задачами воспитания детей данного возраста. Активизируют деятельность ребенка яркие игрушки на полочках, предметы, находящиеся в ближайшем доступном окружении.
Известно, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие, т.к. выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления будущей личности ребёнка.
Системно-деятельностное взаимодействие взрослого с ребенком предусматривает большие возможности общения на равных, позволяет малышу самостоятельно действовать с привлекшими его внимание игровыми материалами, т.е. среда становится средством передачи социального опыта.
Для организации совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего возраста создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная, зона двигательной активности, отдыха, ряжения (в соответствии с ООП ДО). Поэтому необходимо предусмотреть:
место для игр с дидактическими игрушками, игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)
место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений),
место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства (уголок конструктивной деятельности),
место для игр с куклами (уголок ролевых игр),
место для игр с песком и водой (уголок экспериментирования),
место для рассматривания книг (книжный уголок),
уголок «ряжения»,
уголок театрализованной и музыкальной деятельности,
уголок природы,
уголок уединения.
Содержание образовательной среды меняется в соответствии с запланированной темой, отражается в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития.
Самостоятельная игра ребенка третьего года жизни во многом зависит от того, как педагоги организуют предметно-игровую среду. Игрушки-персонажи, куклы разных размеров, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски и одежда для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. становятся привлекательными, доставляющими радость и удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная деятельность с взрослым станет в дальнейшей стимулом активной самостоятельной игровой деятельности.
Главным условием перерастания стереотипных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия в случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение.
В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки общения со своими сверстниками и взрослыми.
Уголок ряжения - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, веночки, ленточки, шляпки, фартучки. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, т.о. обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Педагоги или родители вместе с детьми своими руками изготавливают бусы из различного материала (киндер-сюрприз, цветные шарики, палочки из фломастеров и т.д.) при этом дети нанизывают детали на ниточки. Уголок ряжения пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.
Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в группе должны быть различные материалы и оборудование: воротца для подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания, корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки, каталки, игрушки-двигатели, спортивный инвентарь, которые дети с удовольствием используют. Это способствует развитию основных видов движений и координации под умелым руководством педагогов.
Сенсорно-познавательная зона имеет особое значение для всестороннего развития детей третьего года жизни, так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, такими как кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки, втулки, пирамидки, матрешки, грибочки различными по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются пирамидки различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Подбираются предметы, контрастные по одному из признаков, сходные по другим в соответствии с «актуальным уровнем» развития каждого ребенка и перспективой на «зону ближайшего» развития. Мячи и шарики, различные по цвету помещаются в пластмассовые емкости четырех основных цветов. Малышам предлагается собрать шарики в «нужную емкость». Далее подбираются шары одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, мягкие и помещаются в привлекательные для детей емкости уже знакомых им основных цветов. Разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.
В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости которых наполняются песком и водой. Для игр подбирают совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно использовать в воде, ведерки и др. Перед началом игр детям надеваются непромокаемые фартуки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует активизации познавательного интереса. Здесь можно проводить элементарные игры - исследования с использованием шариков, ниток, пуговиц, камешков, кусочков пробки, т.о. происходит познание свойств предметов, расширение словаря, развитие речи и психических процессов.
Музыкальный уголок – место для развития слухового восприятия и внимания. Необходимо создавать условия для действий со звучащими игрушками и музыкальными инструментами: бубен, барабан, колокольчики, балалаечка. Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., формируют у малышей умение прислушиваться.
В этом возрасте используются несколько видов театров: пальчиковый, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, удивление, злость. Педагог организует общение по содержанию сказок, используя игры с речевым сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными движениями персонажей.
Поддерживая интерес и воспитывая бережное отношение детей к живой природе, педагоги организуют совместное наблюдение за объектами уголка природы и трудом взрослых по уходу за растениями, в результате дети усваивают название и значение действий, выполняемых педагогом, т.о. закладываются основы экологической культуры.
Уголок уединения. Здесь ребенок может спокойно отдохнуть, прилечь или посидеть на мягком диване с подушками, обнять любимую игрушку, полистать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи. Малыши могут с воспитателем рассматривать книжку с картинками, слушать любимые сказки.
Таким образом, при рациональном построении развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием у детей раннего возраста появляются многочисленные возможности для практической деятельности, экспериментирования, развития познавательных способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым руководством воспитателя.

Руководство взрослого с учетом системно-деятельностного подхода заключается в решении задач целенаправленного планирования и организации деятельности детей в течение дня. Находясь в состоянии активной деятельности, дети не замечают то, что их чему-то учат. В совместной деятельности педагог выступает в роли помощника, организатора и партнера, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста такие как: 
Стремление к познанию окружающего мира, желание активно действовать с предметами.
Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.
Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.
Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.
Подражательность, лёгкая внушаемость. 
Преобладание зрительно-эмоциональной, непроизвольной памяти и наглядно-действенного мышления.
Решая задачи развития речи детей раннего возраста, необходимо учитывать, что организуемая  деятельность  должна быть связана с каким-либо событием из личного опыта, предусматривать чередование разнообразной двигательной и познавательной деятельности, направленной на удовлетворение основных потребностей.
В работе с детьми 2-3 лет целесообразно использовать следующие формы совместной деятельности с учетом системно-деятельностного подхода:
сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию,
искусственное непонимание ребенка,
активизирующее общение,
наблюдение реальных событий, объектов,
восприятие художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций;
инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек;
разговор с персонажем,
игры-забавы и игры-хороводы;
игры на развитие моторики рук;
дидактические игры и упражнения;
бытовые и игровые ситуации;
элементарное экспериментирование
наблюдение в природе.

Примерное содержание совместной деятельности с детьми 2-3 лет представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Формы совместной деятельности
Виды совместной работы с детьми и способы мотивации

сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию
Параллельный разговор. Педагоги описывают все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт.
Побуждение к повторению слов, фраз за воспитателем.
Мотивация к действию с предметами и объектами.

искусственное непонимание ребенка
Неточное выполнение просьбы ребенка, активизирующее речевые возможные и высказывания малыша.

активизирующее общение

Эмоционально окрашенное общение в совместных играх.
Создание игровых ситуаций для общения с персонажами, игрушками и т.п.
Диалог педагога с игрушкой.
Поручения.
Вопросы.

наблюдение реальных событий, объектов
Ситуативные разговоры по поводу непосредственно воспринимаемых событий и объектов
Создание ситуации для диалога.
Сюрпризные моменты, вызывающие положительные эмоции, интерес и желание взаимодействовать.

слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций
Чтение с использованием ярких красочных картинок, побуждение к самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказыванию стихов, потешек наизусть.
Совместное проговаривание стихов, фраз и т.п.
Чтение потешки в сочетании с движениями

инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек
Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок с помощью взрослых.
Показ настольного и пальчикового театра с побуждением к пению, договариванию, диалогу.
Музыкальные игры, попевки, игра на музыкальных инструментах, элементарные танцевальные движения с подпеванием.
Внесение привлекательной атрибутики
Имитация движений

разговор с персонажем
Ведение диалога с персонажем
Взрослый как бы ведет разговор с самим собой о том, что видит, слышит, думает, чувствует.

игры-забавы и игры-хороводы

Использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок, музыкальных произведений
Совместные игры с заводными, движущимися игрушками

игры на развитие моторики рук

Прибаутки и игры с пальчиками, руками
Рисование пальчиковыми красками.
Лепка и разминание пластилина
Нанизывание крупных бус, шариков.
Застегивание пуговиц, крючков, молний, липучек.
Конструирование

дидактические игры и упражнения

Игры с материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки, мозаика, кубики.
Игры на развитие анализаторов: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус

бытовые и игровые ситуации
Сюжетно-отобразительные игры
Ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофер.
Наблюдения окружающего
Общение в режимных моментах

элементарное экспериментирова-
ние
Игры с водой, песком
Игры на выявление свойств предметов и материалов, с красками, бумагой
Игры на развитие анализаторов: слух, осязание

наблюдение в природе
Наблюдение за трудом в природе: за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими растениями и т.д.
Элементарные трудовые поручения: собрать листочки, камешки, природный материал.
Поделки из песка, снега.


Таким образом, реализуя принцип комплексно-тематического планирования, предусматривающего организацию образовательной среды, интеграцию образовательных областей и организацию различных видов деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей детей от 2 до 3 лет, педагоги обеспечивают системно-деятельностный подход. Он отражает вариативные формы работы с детьми раннего возраста на этапе реализации ФГОС дошкольного образования.




Литература:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, М, Мозаика - Синтез, 2015 г.
Алямовская В. «Ясли - это серьёзно» М, Линка – Пресс, 2009 г.
Дёмина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего дошкольного возраста» Творческий центр, М, 2014 г.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 315