Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: Что такое обращение?


ТЕМА УРОКА "ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ"
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: формировать представление об обращении с точки зрения пунктуационных, интонационных, коммуникативных норм.
Задачи урока:
дидактические:
раскрыть понятие «обращение»,
познакомить со способами выделения обращения на письме и в устной речи;
развивающие:
познавательные УУД
развивать умение учащихся находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, а в устной речи – интонационно,
развивать умение использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
развивать способности анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, доказывать, логически рассуждать при работе с языковым материалом,
развивать умение находить и выделять необходимую информацию при работе с правилом, материалом учебника и ТПО;
регулятивные УУД
развивать волевые качества, самоконтроль и самооценку;
коммуникативные УУД
развивать умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество при работе с соседом по парте;
воспитывающие:
личностные УУД
воспитывать положительное отношение к учению, нравственно-этическое отношение к окружающим людям, стремление к успеху.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
- Дети, какие качества нам помогут в работе на уроке? (Внимательность, аккуратность, точность, умение договориться).
- Желаю успеха и хочу, чтобы урок был интересным и полезным.
2. Выявление места и причины затруднения.
- Петя, передай, пожалуйста, тетрадь…
- Ильдар, выйди к доске.
- Никита, закрой дверь.
- Почему мои просьбы выполнили Петя, Ильдар, Никита, а не другие ребята?
(потому что с просьбой обращались именно к ним)
- Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются?
- Где мы это можем узнать?
3.Построение проекта выхода из затруднения.
Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Дети откройте учебник на странице 54 и прочитайте тему нашего урока. (Что такое обращение).
- Дети, может быть, кто-из вас уже знает, что такое обращение? Приведите примеры обращений. Нам пока сложно это сделать. Значит, какая цель нашего урока? (Узнать, что такое обращение…).
- Давайте посмотрим, как я сформулировала цель урока (Выяснить, что такое обращение и его роль в речи).
- Поднимите руку те, кто согласен с этой целью.
4. Реализация построенного проекта.
Работа над новым материалом. Работа с учебником.
1) Анализ языкового материала. Учебник стр. 54.
-Прочитайте вполголоса два предложения:
1.Миша, подойди к Маше.
2.Миша подошёл к Маше.
- С разной ли интонацией вы их читаете?
-Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?
-В каком предложении о Мише что-то сообщается?
-В каком предложении к Мише обращаются?
Какую работу выполняет это слово?
-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может это и есть … обращение? А как вы думаете?
2) Работа с правилом. Плакат Летучей Мыши.
- Теперь найдите правило, которое нам сообщает Мышь.
а) - Прочитайте его шепотом.
б) - Прочитай вслух.
в) - Зачитайте только ту часть правила, в которой говорится, что такое обращение.
-Давайте, ещё раз разберем предложение с обращением: Миша, подойди к Маше.
- Назовите обращение? (Миша)
- Как вы его произносите? (С интонацией обращения) А после того как сказали слово «Миша» с особым чувством, что делаем? (небольшую паузу).
- Кто хочет прочитать это предложение правильно, выделяя интонацией и паузой обращение.
г) - Как мы должны читать и произносить такие предложения? Найдите и прочитайте эту часть в плакате Летучей Мыши.
(Устно они выделяются с помощью интонации)
3) Работа в парах. Работа по картинке.
- Давайте рассмотри картинку на стр.54.
- Составьте предложения с обращением.
- Что здесь произошло? Кто к кому может обращаться? (Волшебница к Мише, Маша к Мише, Миша к волшебнице, Маша к волшебнице) Придумаем кличку коту.
Произнесите предложения правильно: выделяя обращение голосом, делая паузу после обращения. (Проводится анализ предложений)
- А правильно ли я составила предложение? - Барсик прыгнул на стол.
- Ребята, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы научиться правильно читать и произносить предложения с обращением)
Физминутка «Будьте внимательны!»
-Ребята, сейчас я буду вам читать разные предложения. Вам нужно на слух определить, где стоит обращение, и выполнить эту просьбу.
Девочки, улыбнитесь. Девочки улыбнулись.
Улыбнитесь, девочки. А сейчас, мальчики, улыбнитесь.
Мальчики улыбнулись… и т.д.
д) - Как мы должны выделять обращение на письме? Прочитайте ту часть правила, где говориться об этом.
(Письменно-с помощью запятых или восклицательного знака).
4) Коллективная работа с предложениями. Учебник стр. 55
- Сравните предложения на стр. 55
- Какое лишнее и почему?
- Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях.
- Где может стоять обращение в предложении?
- Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон?
- Сделайте вывод.
5) Работа в парах. Запись предложений с обращениями в тетрадь.
(Ученики договариваются и записывают по 2 предложения, где обращение находиться в начале и конце.)
- Ребята, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы научиться правильно писать предложения с обращением)
6) Коллективная работа по схеме.
- Рассмотрите таблицу со схемами.
- Кто догадался, что это за схемы?
33655251460 - Каждому предложению найдите соответствующую схему.
- Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения?
- Сравните начало двух записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае? Сделайте вывод.
7) Работа в группах. Разбор ситуаций.
- Послушайте предложения:
1) - Иванова, дай запасную ручку.
- Не приставай ко мне, Белов.
- Почему девочка обиделась и не дала ручку?
- Что бы вы посоветовали ребятам?
2) - Верка, выходи гулять.
- Света, я пока не могу.
- Какая из девочек вам больше нравится? Почему?
- Какой совет вы бы дали другой девочке?
3) - Эй, ты! Подай книжку!
- Возьми сам.- Почему кто-то не подал книгу?
- Чтобы вы посоветовали в такой ситуации?
- Что еще можно сказать про обращение? Как нужно обращаться друг к другу? Почему?
8. Подведение итогов урока
- Дорогие мои, вот и походит наш урок к концу.
-Какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что вы узнали, стараясь как можно меньше подглядывать на доску.
9. Рефлексия учебной деятельности
- Что нового вы открыли для себя сегодня? О чем захотелось рассказать дома родителям?
Начинать можно так:
- Я узнал …
- Я научился…
- Я хотел бы поблагодарить… (используя обращения)….
10. Домашнее задание
1) - Откройте рабочие тетради, какие упражнения подходят для домашней тренировки. Запишите д/з. упр. № 40, 41 - ТПО.
2) Творческое задание:
Придумать небольшой диктант для своего соседа по парте, состоящий из 3-4 предложений на пройденную тему.
- Спасибо всем за работу на уроке. Урок закончен.