Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Обращение

Конспект урока русского языка в 5-м "Б"классе по теме "Обращение"
Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи: 1)научить
находить обращение в предложении;
отличать обращение от подлежащего;
ставить знаки препинания в предложения с обращением;
составлять предложения с обращением;
выразительно читать предложения с обращением;
2)развивать письменную и устную речь;
3)воспитывать культуру общения.
Структура урока.
1.Орфографическая разминка.
2.Вступительное слово учителя.
3.Введение в тему. (Повторение)
4.Тема
5. Наблюдение (Работа индивидуальная)
6.Исследование №1 (Роль обращений в речи- работа в группах).
7.Исследование №2. (Знаки препинания в предложении с обращением.) 8.Метапредметные связи (история, литература – историко-лингвистическая работа) – проверка домашнего задания
9. Физкультминутка
10. Тренировочные упражнения
11. Синквейн
12. Комплименты (работа в парах)
13. Рефлексия (телеграмма- работа в парах)
14.Заключительный этап: Опорный конспект
15. Задание на дом
Оргмомент (проверяющие)
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь также с нашими гостями. (Повернитесь). (слайд 1)
Оформите запись в своей тетради (число, классная работа, тему урока пока не записываем), (слайд 2)
Сегодняшний урок мы начнем с орфографической разминки. (слайд 3)
и обратимся к словам: ПАССИВНЫЙ,РАДОСТНЫЙ,АКТИВНЫЙ, ЗАДОРНЫЙ,ДОВЕРЯТЬ, НАВЕРНОЕ, ИСПОЛИН,КОМПЬЮТЕР, (Вопросы учителя):
Какое лексическое явление вы наблюдаете среди записанных слов? (антонимы)
А что такое антонимы?
Назовите антонимы среди этих слов.
Я желаю быть всем вам на уроке очень активными , хорошо работать и добиться положительных результатов в своей работе
А теперь посмотрите на первую букву в каждом слове. Что получилось? (ПРАЗДНИК). Наверное, это слово будет как-то связано с нашим уроком. А как, вы сейчас узнаете!.
Вступительное слово учителя
Любимый мой город, ты очень мне дорог! (слайд 4)
Эти строчки украшают баннер, расположенный на стене в коридоре рядом с нашим кабинетом.
Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой строкой. Почему? Попробуйте догадаться.
-А помощником вам будет рисунок одного из учеников вашего класса ( день освобождения от фашистских захватчиков). (слайд 5)
-Ребята, составьте предложение с однородными членами и обобщающим словом, используя слово город в качестве обобщающего. (устно) (слайд 6)
- А какие знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах возможны? (тире, двоеточие) (слайд 6)
Введение в тему
- Ребята, а сейчас заглянем на минутку в прошлое и повторим пройденный материал, затем только перейдём к теме урока, а какой она будет вы сами сможете назвать только после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово(слайд 7,8)
У вас на столах кроссворд и вопросы . 1 минуту вам на решение, выполняется работа в парах.
- Ребята, вы молодцы, спасибо!(слайд 9 – проверьте),
Тема
-Что же будет сегодня объектом нашего рассмотрения?(обращение)
Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении? (слайд 10)
Какова роль обращения в речи?
Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
Какое место занимает обращение в предложении?
Итак, Обращение! (слайд 11)- запись в тетрадь темы
Что же это такое? (слайд 12)
Наблюдение( понаблюдаем!)
Устная работа
-Прочитайте предложения, голосом выделяя обращение. (слайд 13)
Что мы заметили? (слайд 14)
-Какими бывают обращения? (слайд 15)
-Какое место в предложении может занимать обращение? (слайд 16)
Исследование 1. Роль обращений в речи.
Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.
Работа в группах: все выходят к доске и делятся пополам.
Так как урок литературы связан тесно с языком, то вам предложены отрывки из сказок. Ваша задача найти обращения и ответить на вопросы (3 минуты)
Раздаточный материал
1.Как называется сказка, из которой ваши отрывки?
2.Какое предложение содержит обращение?
3.К кому обращаются?
4.Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)?
Тексты- раздаточный материал (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

1.
Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось".
3.
Она его ласкать, Треплет нежною рукою: «Что, Соколко, что с тобою? Ляг!" - и в комнату вошла, Дверь тихонько заперла.


4.
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
2.
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!»
3. Чего тебе надобно , старче

Учитель:
1.Кто является автором этих сказок?( слайд 17)
2.Какова роль обращений в речи? (слайд 18)
(Назвать того, к кому обращаются с речью и выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).

Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
Ребята, работая с отрывками из сказок, вы. Возможно. Обратили внимание, что при обращении есть знаки. Какие?
2. Когда и как выделяется обращение на письме?(слайд 19)
3. Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком, буквой О (слайд 20)
Речевой этикет- (слайд 21)
Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах
Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы,

но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы

Перед вами этикетные формулы-просьбы

1.Пожалуйста.

2.Будьте так любезны.

3.Будьте добры.

4.Если вас не затруднит.

5.Сделайте одолжение.

6.Не мог бы ты сейчас.

7.Не выполнишь ли ты мою просьбу.

8.Вы не могли бы сказать.


Ситуации:

1.Попросите своих родителей о покупке

2.Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).

3.Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

4.Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Защита работ (один человек от группы).
Какие предложения вы использовали для создания ситуаций?

Историческая справка. – проверка домашнего задания
При работе с текстами сказок вы обнаружили слово, с которым работали дома. Какова его история? (Выступление одного из учеников)- (слайд 22)
В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).
Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.
Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи. (слайд 23)-
а пока немного передохнём.
Физкультминутка (слайд 24)
Тренировочные упражнения (25,26,27)
Тест (слайд 28,29)- взаимопроверка
- Что важно при выборе обращений ?( слайд 30)
- Синквейн (слайд 31)
Комплименты (слайд 32) в музыкальном сопровождении (Б.Окуджава)
- Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.
Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
Как вы обращаетесь друг к другу?
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
Кто желает прочесть обращение к однокласснику? ( зачитывается одно!)
Телеграмма(слайд 33)
А теперь оцените свою деятельность на уроке.
На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
ТЕЛЕГРАММА
Сегодня на уроке...
На выполнение работы отводится 2 минуты. ( если вы всё поняли, вам всё понравилось, вы довольны собой и окружающими, то выбирайте лист, на котором будете писать, красного цвета, а если испытывали дискомфорт, волнение, непонимание – голубой)
Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?
Контроль: рассказ по опорному конспекту!( слайд 34)
Задание на дом( слайд 35)
Ребята, вчера вы были участниками различных мероприятий, посвящённых празднику, проходившему в нашем городе. Напишите об этом письмо другу.

Завтра на уроке мы продолжим разговор об обращении и подробнее остановимся на знаках препинания при обращении. (слайд 36)

Возвращаясь к началу урока, нашей разминке, хочу пожелать, чтобы каждый наш урок был для вас праздником.
Работа со словарём: исполин – богатырь