Презентация Дальтон-технология. Основные теоретические положения


ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯПОДГОТОВИЛА: КОРШУНОВА Ю.Н. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИДальтон – это город в США, где впервыебыла создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас подобныешколы распространены в США, Голландии и многих других странах. Американский педагог Хелен Паркерхерстразработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух. Цели Дальтон-технологииобеспечить индивидуализированное развитие ученика; обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.  Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии. ПРИНЦИП СВОБОДЫСвобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.  ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИСамостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.  ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВАВыбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ДАЛЬТОН -ТЕХНОЛОГИИработай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом». КОМПОНЕНТЫ ДАЛЬТОН-ПЛАНАЗадания составляют содержательную основу технологии Дальтон. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем. ТРЕБОВАНИЯ К ДАЛЬТОН-ЗАДАНИЯМзадания носят уровневый характер; четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения; задание должно быть понятным и интересным ученику; задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;  в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля;ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью; содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.  КОМПОНЕНТЫ ДАЛЬТОН-ПЛАНАЛаборатория - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях. «Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.  СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯОдним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы.  КЛАССНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕЗанятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.  КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОКналичие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности; учитель – организатор и участник процесса обсуждения; ученик – участник и субъект организационной деятельности; результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.  ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕналичие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов.  КОНФЕРЕНЦИЯОрганизации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п.;необходимость подготовительного этапа; выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИпознавательная самостоятельность ученика; стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими; уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент). РЕЗУЛЬТАТЫ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИРазвитие познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых;Следует отметить и интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии. ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИматериальные условия: наличие отдельных рабочих мест (вне классного кабинета), источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособия; организационные условия: определение правил (свободное передвижение по классу, задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода их класса и т.п.); готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы: создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество передать часть полномочий самим учащимся, а главное – часть ответственности за обучение. недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии; большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.