План-конспект открытого урока в 8 классе «Знаки препинания при обращении»

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе

Тема урока: Знаки препинания при обращении
Тип урока: повторение пройденного и изучение нового материала.
Цель урока: уметь правильно выделять обращения на письме.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении, познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).;
- развивать устную речь учащихся, умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитывать любовь к русскому языку, культуре.
Форма работы с учащимися: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.


Ход урока

Ребята, все вы талантливы!

Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь. Прежде чем начать изучение новой темы, предлагаю небольшую разминку (кроссворд), а заодно вспомним материал прошлого урока.

11. Разминка (кроссворд). Индивидуальное задание.







Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? - ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. - ПОБУДИТЕЛЬНОЕ
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? -ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Знак препинания, который ставится перед союзами а, но. -ЗАПЯТАЯ
Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком. - ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.-ДОПОЛНЕНИЕ
Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.- СИНТАКСИС
Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?- ТИРЕ
Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.-СКАЗУЕМОЕ
III. Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала.

- Итак, сегодня мы продолжаем говорить об обращении. Научимся правильно расставлять знаки препинания при нем. Вместо тетрадей мы воспользуемся рабочими листами, запишите число, тему урока, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы.

- Обратите внимание, эпиграфом к нашему уроку послужит предложение: “Ребята, все вы талантливы!”. И это действительно так. Мы будем работать на уроке, доказывая это.

- На прошлом уроке мы составляли информационный кластер (модель, схему) по определению «Обращение». Мы отметили что
* Обращением называют (Это слова или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью).
* В предложении обращение выражено (формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных).
* Обращения бывают (распространенные и нераспространенные).
- И осталось у нас одно незаполненное поле, мы заполним его после того, как узнаем, как выделяются обращения на письме.














- Перед вами предложения. Найдите в них обращения и выделите .
Друзья, я радуюсь вашим успехам. (О, )
Скажи, мой родной, какая муха тебя укусила? (, О, )
Становись на бочку и читай стихи, Машенька. (, О)
Братцы! Что он про меня сочиняет? (О! )
О Волга! Любил ли кто тебя, как я? (О О! ...)

- Обращения произносятся с особой, звательной, интонацией.
Исторический комментарий: Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.
- Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения.

- Обращение в предложении выделяется запятыми.

- Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с заглавной буквы.

- Междометие О, стоящее перед обращением, сливается с ним при произношении и не отделяется от него запятой.

- Таково правило постановки знаков препинания при обращении. Оформите правило в виде схем предложений с обращением.

IV. Выполнение упражнений.

Творческое задание.

В текстах сказок А.С.Пушкина (пары 1 ряда - «Сказка о золотом петушке», пары 2 ряда - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», пары 3 ряда - «Сказка о царе Салтане») найти и выписать по 2-3 предложения с обращениями. Сделать схемы этих предложений, указывая знаки препинания.

Индивидуальная работа.
- Заполните таблицу. Найдите в тексте обращение. Выделите его. Укажите, распространенное оно или нераспространенное. Определите, чем выражено. Расставьте знаки препинания. В качестве примера разберем предложение Друзья, я радуюсь вашим успехам!

Ах, война, что же ты сделала подлая: Стали тихими наши дворы До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад.
Б.Окуджава

Мороз и солнце! день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
А.С.Пушкин

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня!
А.С.Пушкин

На тебя, моя душа,
век глядел бы, не дыша
Л.А. Филатов

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и исправьте ошибки своих одноклассников.

V. Рефлексия.

«Волшебное» правило.
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.

VI. Закрепление изученного материала.

- Итак, что мы должны дополнить в кластере? как выделяются обращения на письме? в устной речи?

VII. Домашнее задание.
Параграф 36, стр. 164, упр.368 .

VIII. Итоги урока. Выставление оценок.


























ОБРАЩЕНИЕ

Это слова или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью

выражаются формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных

распространенные и нераспространенные

на письме выделяется запятыми или восклицательным знаком




Заголовок 215