Презентация по МХК на тему Виктор Михайлович Васнецов


Автор : Мальцева Елена Николаевнаучитель изобразительного искусства и МХКМКОУ «СОШ № 6» г. Благодарного Ставропольского края Мировая художественная культура9 класс Виктор Михайлович Васнецов, родившийся 15 мая 1848 года известен всей России, и в известной степени, является одной из самых популярных культовых художественных фигур. Его картины знакомы каждому с детства. В 1867 году он закончил духовную семинарию в Вятке, а в 1875 году после годового учения в рисовальной школе заканчивает Академию художеств. Он был членом Товарищества передвижных выставок, вместе с В.Д. Поленовым и М.В. Нестеровым входил в Абрамцевский кружок художников. Известность принесло ему обращение к фольклорно-сказочным и былинным сюжетам и сюжетам из допетровской истории. Они же и сделали его по сей день одним из самых известных художников . Виктор Михайлович Васнецов Работа находится в собрании Радищевского музея и относится к более раннему периоду творчества художника. Она написана в ярко выраженных традициях бытового жанра передвижничества. Сюжет картины – восприятие известия о взятии турецкой крепости Карса в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. (Другие названия картины: «Победа, «После битвы», «Карс взят!», «Вывешивание флагов»). Действие разворачивается на улице, около трактира Это картина - пожалуй, лучшая в ряду жанровых полотен Васнецова, принесших ему известность в первой половине 1870-х годов.. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира "униженных и оскорбленных". С квартиры на квартиру (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности - вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за "пущенные в лотерею" картины "Молочница" и "Жница". В Академии жанровая живопись для него стала свое образной отдушиной - создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему "мертвыми". С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принесшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников. Книжная лавочка (1876) "Аленушка" - любимейшее произведение Васнецова. Он начал писать эту картину на сюжет русской сказки летом 1881 года в Ахтырке под Абрамцевом. Завершая работу над ней зимой в Москве, художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых, где упоенно слушал Баха, Моцарта, Бетховена, - быть может, именно поэтому само полотно вышло из-под его кисти столь музыкальным. "Картина как будто давно жила в моей голове, -рассказывал Васнецов, - но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Алёнушка (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта картина Васнецова – по–настоящему народный шедевр. Он работал над полотном почти тридцать лет – первый набросок датируется 1871 годом. Художник признался: “Богатыри“ были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…” “Богатыри“ 1881 – 1898 годы. Картина создана "по мотивам" "Слова о полку Игореве", но это меньше всего живописный "комментарий". Вспомним время, когда она была написана, и тогда ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) станет совершенно ясной. Чуткие зрители это почувствовали сразу - на той же VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. После побоища Игоря Святославича с половцами (1880), Государственная Третьяковская галерея, Москва У этой работы, созданной по мотивам былины "Илья Муромец и разбойники", - долгая история. Первые наброски к ней были сделаны еще в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием "Витязь" на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, "богатырскую" серию художника. Витязь на распутье (1882), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богатырская тема - важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к "богатырским" образам, называли "истинным богатырем национальной живописи«. В своих "богатырских" работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Бой скифов со славянами (1881) Сделав героями этого полотна райских птиц-дев, известных по русским и византийским средневековым легендам, Васнецов одновременно "потрафил" и любителям отечественного фольклора, и поклонникам мистики, только-только входящей в моду. Дуализм веселья и печали, легший в основу этой работы, - в данном случае дань эпохе перелома веков. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896) Богатырская тема влекла Васнецова всю жизнь. Об этом свидетельствует его работа "Баян", созданная в 1910 году. На картине художник изобразил легендарного русского сказителя в окружении витязей, слушающих его песнь. Баян , 1910 год Все васнецовские "богатыри" - это все то же, по слову Н. Рериха, "искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине". Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества. Богатырский скок (1914) Более десяти лет жизни (1885-96) Васнецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Живописец называл эту работу своим "путем к свету". Концепция росписи, созданная А. Праховым, основывалась на идее осмысления русского православия как главного проводника Руси в пространство мировой культуры. Фреска "Радость праведных о Господе (Преддверие рая)", находится в барабане главного купола. Радость праведных о Господе (Преддверие рая) Написанная Васнецовым в апсиде алтаря фигура Богоматери с Младенцем - одна из вершин русской иконописи; в этом образе поиски идеала духовной красоты, предпринятые художником, получили свое завершение. Богоматерь с Младенцем Картина "Нестор-летописец" является долгим эхом васнецовских росписей Владимирского собора в Киеве Нестор-летописец (1919) К русскому народному эпосу, к русской сказке Васнецов обратился еще в 1880-е годы. Его сказочные произведения - не иллюстрация к устному народному творчеству, а акт поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой "действительности". Кощей Бессмертный (1917-26) Начиная с 1900 года и до конца своей жизни художник с увлечением писал так называемую "Поэму семи сказок«. Время создания серии говорит само за себя, художник в этот период страдал, наблюдая за тем, что происходило в его родной стране. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Царевна-Лягушка (1901-18) Это полотно входит в цикл "Поэма семи сказок". Сам сюжет (по месту своего рождения - западноевропейский) был популярен в русской культуре. Васнецов перетолковал его по-новому, совершенно очевидным образом имея в виду современные события. Не случайно девочка-семилеточка спит на легендарной "Голубиной книге", прославившейся своими вещими предсказаниями - темными и загадочными. В этом контексте образ "спящей царевны" является несложной метафорой российского государства Спящая царевна (1900-26) Знаменитая картина "Иван-Царевич на Сером Волке" отражает "поэтический" интерес Васнецова к русскому фольклору, являющийся "фирменным знаком" художника. Иван-Царевич на Сером Волке (1889) Царевна – Несмеяна (1914-26) входит в "Поэму семи сказок". Отличительная особенность васнецовского художественного метода - кропотливая подготовительная работа при создании каждой картины. Именно поэтому работа над полотнами растягивалась на годы, даже на десятилетия. Художник не уставал искать единственно верное композиционное решение, точный колорит, нужные размеры. Этюд к картине «Иван Васильевич Грозный» 1884 год. Образом Ивана Грозного Васнецов "болел" давно, о чем свидетельствуют разновременные наброски к картине. Многие ее детали, видимо, являются эхом роковых предчувствий, мучивших художника в конце XIX века. И сам Иоанн, на котором прервался род Рюриковичей на русском троне, и общая застылостъ (как над бездной) композиции, и двуглавый орел на ковровой дорожке, на который вот-вот наступит нога грозного царя, и многое другое - все это говорит в пользу высказанного предположения. Царь Иван Васильевич Грозный (1897) Архитектура, наряду с дизайном, рано увлекла Васнецова - во многом это было связано с его участием в Абрамцевском художественном кружке, стремившемся к созданию современного синтетического искусства. По проекту Васнецова была построена Церковь Спаса Нерукотворного в средневековых новгородско-псковских традициях. Это опять-таки было не подражание, а творческое усвоение забытого "идеала"; в древней архитектуре Васнецова поражала органическая целостность при очевидном декоративном разнообразии. Церковь Спаса Нерукотворного Эскизы Васнецова послужили основой для создания затейливого фасада Третьяковской галереи в Москве. Фасад московской Третьяковской галереи, выполненный по эскизам В. Васнецова. Первоначальный эскиз, датируемый 1900 годом, еще одно известное архитектурное детище художника - его московский дом. Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) жил здесь с семьей с 1894 по 1926 год. Дом построен  в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. Дом с мастерской стал для В.М.Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества. Дом-музей В.М.Васнецова Васнецов в своём творчестве последовательно прошёл несколько этапов. Это была вполне логическая эволюция – художник пытался построить большой стиль, органически вырастающий из духа народной жизни. Васнецова с полным правом можно называть народным художником, его картины знает каждый, и столь широкая популярность даже делает некоторые из них достоянием масс – культуры, как бы выводя за границы истинной живописи. Источники информации: Иванова Ю. А. Васнецов. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.-32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).Иллюстрации:"Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная» - http://blog.kp.ru/users/dervish52/post131780973/ «Виктор Михайлович Васнецов» - http://efimovdv.ucoz.ru/news/viktor_vasnecov/2010-05-18-46«Бой скифов со славянами» - http://dreamworlds.ru/tvorchestvo/1649-v.m.-vasnecov-biografija-i-tvorchestvo.html«Баян» - http://www.artprojekt.ru/Gallery/Vasnetsov/Vas10.html«Богатыри» - http://www.israelonline.ru/mainpage/милиция-картины-васнецова-похитил-с.html«Книжная лавочка» - http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/288-kartiny-vasnecova.html«Аленушка» - http://http.uer.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/index.html«Дом-музей В.М.Васнецова» - http://picasso.do.am/«Известие о взятии Карса» - http://sch-485.narod.ru/izo/petrov/rusgenre/photo20.htm«Кощей Бессмертный» http://www.mifograd.ru/slavyane.html«Витязь на распутье» - http://fotki.yandex.ru/users/olindigo/view/352879/«Богоматерь с Младенцем» - http://blogs.mail.ru/mail/skljarenko_olga/4842073cb5029c2.html«После побоища Игоря Святославича с половцами»- http://www.vasnecov.ru/gallery_painting/«С квартиры на квартиру» - http://www.vasnecov.ru/gallery_painting/«Богатырский скок» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html«Радость праведных о Господе» (Преддверие рая) - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html«Нестор-летописец» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html«Кощей Бессмертный» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html«Спящая царевна » - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html«Иван-Царевич на Сером Волке» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html«Царевна – Несмеяна» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.htmlЭтюд к картине «Иван Васильевич Грозный» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html«Царь Иван Васильевич Грозный» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.htmlЦерковь Спаса Нерукотворного, Фасад московской Третьяковской галереи, выполненный по эскизам В. Васнецова, Первоначальный эскиз, датируемый 1900 годом, еще одно известное архитектурное детище художника - его московский дом - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html