Конспект урока по литературному чтению на тему Картинная галерея. В.М. Васнецов Иван-царевич на сером волке


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края
Урок по литературному чтению
в 3 классе
УМК «Планета знаний»
(с использование гимнастики для глаз)
Тема урока:

Автор урока: Кондратенко Надежда Константиновна
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
УМК «Планета знаний»
Тема урока: Картинная галерея. В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке».
Вид урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Цель: составление сюжетного рассказа по картине, используя описание внешнего вида героев, пейзажа.
Задачи:- Познакомить учащихся с репродукцией картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
- Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
- Развивать образное мышление, речь, воображение.
- Развивать умение выражать свои чувства по отношению к увиденному.
- Воспитывать любовь к картинам русских художников и красоте родной природы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Совершенствование умения использовать наиболее точные слова для характеристики настроения героев картины; воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена-Прекрасная, серый волк).
Личностные:
Проявлять интерес к живописи.
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Метапредметные:
- Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
- Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
- Работать в паре, группе, уметь оценивать товарища.
- Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
- Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
- Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Оборудование: презентация к уроку; репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
№ Этап урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности.
Проверка домашнего задания. -С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица.
Ребята, отгадайте загадку:Есть у радости подруга,В виде полукруга.На лице она живёт,То куда-то вдруг уйдёт,То внезапно возвратится.Грусть тоска её боится. Что это? (улыбка)
-Отчего вам радостно?
-Почему вы улыбаетесь?
Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и волнуюсь от встречи с удивительным миром живописи.
Но сначала проверим ваше домашнее задание.
- Кратко перескажите прочитанную русскую народную сказку.
- Чему она вас научила?
Многие русские художники изображали сюжеты русских народных сказок в своих произведениях. Настраивает на работу на уроке. Кратко пересказывают сюжеты русских народных сказок
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия.
2. Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию
Просмотр фрагментов мультфильма «Иван-царевич и Серый волк»
Назовите главных персонажей этой сказки. Просматривают фрагменты мультфильма, отвечают на вопросы.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные:
- уважение к мыслям и настроениям другого человека.
3. Постановка проблемы. Определение темы урока. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
- Как вы думаете, кто автор этой картины?
- Какие картины этого художника вы знаете? («Аленушка», «Богатыри»).- На тему какой сказки художник нарисовал картину?- О ком эта картина? (о волке, Иван – царевиче, Елене Прекрасной).- Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (по одежде).- Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы думаете, почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?- Какой пейзаж окружает героев? Почему?Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины……Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с Еленой Прекрасной, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича…- Это главные герои сказки. Почему их так зовут? (Сказка о добре – оно побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья всегда помогают; Иван-царевич – сын царя; Елена Прекрасная была очень красива)- Откуда и куда едут герои?- Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали? Давайте с вами представим, что мы художники, но необыкновенные, мы умеем рисовать словами. Предложить детям нарисовать картину словами. (В анализе отметить содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка). Подводит детей к определению темы урока.
Помогает в постановке целей урока. Называют фамилию художника.
Слушают рассказ подготовленного ученика о творчестве В.М. Васнецова
По опорным словам ставят цели урока. Познавательные:
- высказывать предположения;
- обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; - находить  в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
4. Музыкальная физминутки «Утро»
http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/utro/65-1-0-472Проводит физминутку 5. Изучение нового материала.
Просмотр видеоролика «Обзор шедевров мировой живописи» muzei-mira.com
В центре картины изображены стразу три героя сказки. Иван Царевич, одетый в роскошное королевское платье с встревоженным и угрюмым взглядом, устремлённым в глубину леса.
Елена Прекрасная в объятиях Ивана Царевича. Она напугана и одновременно покорна, преклонила свою голову ему на грудь и полностью доверилась Ивану. И, наконец, огромный и сильный серый друг Ивана – волк, который уносит от неминуемой погони своих наездников. Всё его тело напряжено, лапы вытянуты, уши прижаты, что подчёркивает всё движение волка устремлённое куда-то вперёд. Он уже устал от продолжительной скачки и едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Главные герои окружены дремучим лесом, который своими ветвями старается уцепить, и помешать путникам скрыться от погони.
Одновременно это передаёт зрителю опасность, нависшую над Иваном Царевичем и Еленой Прекрасной. Задний план картины не оставлен автором без внимания. Там виднеются стволы больших и вековых деревьев. Их ветви переплелись и едва могут пропускать солнечный свет.
Справа картины автор изобразил корявое, но цветущее дерево, а впереди топкое болото с цветущими кувшинками. Что может означать символ зарождения чего-то светлого, замечательного и надежду на лучший исход. Организует проверку первичного восприятия картины. Прослушивают описание картины профессионалом
Высказывают собственные мнения.
Личностные:
- уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- проводить сравнение и классификацию;
- устанавливать аналогии;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
- принимать участие в работе парами и группами.
6. Музыкальная релаксация «Бабочки»
http://verniedruzaj.ucoz.ru
http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/65-2
Музыкальная релаксация «Бабочки»
- Найдите строки, описывающие бабочек осенью.
Бабочек мы не увидим до весны. Давайте полюбуемся их красотой. Садитесь поудобней, наслаждайтесь красотой природы и замечательной музыкой Проводит физминутку7. Самостоятельное применений полученных знаний.
Чтение стихотворения подготовленным учеником.И начну у бабки сказки я просить,И начнет мне бабка сказку говорить:Как Иван-царевич птицу-жар поймал,Как ему невесту серый волк достал…И во сне мне снятся чудные края.И Иван-царевич – это будто я.И я вижу во сне, как на волке верхомЕду я по тропинке леснойВоевать с чародеем-царемВ ту страну, где царевна сидит под замком,Изнывая за крепкой стеной.Там стеклянный дворец окружают сады,Там жар-птицы поют по ночамИ клюют золотые плоды,Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –И не веришь и веришь очам. Определяют приёмы выразительности речи, которые использовал автор.
Слушают отрывок.
Делятся своими впечатлениями.
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - уметь делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные:
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе.
8. Рефлексия С какой картиной вы познакомились на уроке?
- Какие чувства выразил художник? (восхищение, грусть).
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Вывод: Необходимо замечать важные детали картины, сопереживать вместе с художником.
Попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью листочков, лежащих в нашей корзинке. Выбираете желтый листочек, значит, вам все было понятно, и работа была интересной, а если зеленый, то вы испытывали какие – то затруднения. Прикрепите свои листочки к нашему замечательному дереву.
Подведем итог урока.
Справились ли мы с учебными задачами?
Анализируют собственную деятельность. Личностные:
Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи. Соотносить результат действия с поставленной целью.
Коммуникативные:
Аргументировать свою позицию.