Коллективно-творческое дело для учащихся 4 класса Тропинками звонкого лета




















Коллективно-творческое дело
для учащихся 4 класса.


учитель начальных классов
МОУ Талаканская СОШ№5
Матяш Ирина Петровна






Цель праздника: вспомнить летний отдых, поделиться с товарищами летними впечатлениями, рассказать об интересных происшествиях и приключениях, о прочитанных за лето книгах и новых знакомствах, вспомнить своих старых друзей.
Подготовка праздника.
На первом сборе по решению коллектива решили провести первый праздник «Тропинками звонкого лета».
«Мозговой штурм».
Дети предлагают провести соревнования и танцы, приготовить угощение, разучить игры, устроить чаепитие, представление, конкурс для родителей, рассказывать стихи, петь песни о лете, украсить класс, подготовить ребусы и кроссворды.
Родительское собрание.
Родители предлагают сходить на природу, устроить викторину, подготовить сценки о лете, провести конкурс на лучший рассказ о лете. сделать презентацию «Как я провел каникулы».
Работа с группой учащихся, желающих помочь составить праздник из общих предложений.
Класс делится на экипажи по интересам. (тропинки «Природная», «Поэтическая», «Интересная», «Театральная», «Музыкальная») Командиры экипажей вытягивают листки с домашним заданием. Тропинки «Игровая» и «Сюрпризная» готовят родители.
Во время подготовки к празднику в классе проходит конкурс чтецов. Каждый участник должен сам подобрать и выучить стихотворение о лете. Дети совместно с классным руководителем отбираю лучших чтецов на праздник. Сочинения пишутся, редактируются, иллюстрируются. Выбираются ведущие праздника (могут быть и учитель, и дети, и родители)
«Трудовой десант».
Родители и дети оформляют класс.

Ход праздника:
1 ведущий.
- В этот ясный солнечный, совсем летний день мы собрались на праздник – «Тропинками звонкого лета».
2-й ведущий.
- А как мы будем путешествовать по тропинкам?
(ребята и взрослые перечисляют: «весело», «дружно», «с песнями»)
1-й ведущий.
- А мы придумали еще одно слово и вы нам его поможете отгадать!
(высвечивается кроссворд, а ведущие каждому экипажу раздают по одной загадке)
По горизонтали.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(время)
2.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
(река)
3. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(дерево)
4.Кругом вода,
А с питьем беда.

Кто знает,
Где это бывает?
(море)
5. Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются.
(месяцы)
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется-
Обнимает и дерется.
(ветер)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(мох)
















2- й ведущий.
- Разгадкой кроссворда стало слово «радостно». И мы дружно и радостно поем песню, которую выучили специально к празднику:

Песенка о лете.
Стихи Ю.Энтина.
Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете.
Мы в лесу ежа, быть может, встретим.
Хорошо, что дождь прошел.

Мы покрыты бронзовым загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром,
Любим лето жаркое недаром,
Лето – это хорошо!

Вот оно какое, наше лето!
Лето яркой зеленью одето,
Лето наше солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.

На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки,
И танцуют бабочки-подружки,
Расцветает все кругом!.

1-й ведущий.
- Все с разминкой справились отлично, а, значит, к путешествию готовы. Название первой тропинки читаем хором – «Природная».

2-й ведущий.
- Мы сегодня говорим о лете. А какое время считается в нашей местности летом? Когда по фенологическим, то есть природным признакам лето наступает?
(Лето наступает со времени отцветания сирени и массового зацветания шиповника.)
1-й ведущий.
- А когда лето заканчивается?
- Когда наступает осень. В нашей местности это момент пожелтения березки наполовину.
2-й ведущий.
- Мы были с вами на турслете, кто заметил, наступила ли уже у нас осень?
- Правильно, осень обычно наступает у нас числа 15 сентября. Эти и другие интересные сведения о жизни природы можно найти в книгах Виталия Бианки. И мы сегодня попробуем ответить на вопросы из «Лесной газеты».
(На простые вопросы ребята отвечают сами, а сложные вопросы экипажи обсуждают вместе с родителями и потом, прочитав вопрос вслух, объясняют его всем остальным участникам путешествия. Учитель является арбитром – как ведущая развлекательных программ отвечает на вопрос, на который не смогли ответить участники.)
Викторина.
1. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птицы бросят гнездо, если тронуть его руками)
2. Все ли птицы выводят птенцов один раз в лето? (Далеко не все. Зяблики, щеглы, пеночки выводят дважды, а воробьи, овсянки даже три раза в лето)
3. Есть ли у нас хищные растения? (Есть. На моховых болотах растет росянка. Росянка ловит и съедает садящихся на ее круглые клейкие листочки комаров, мошек и других насекомых. В реках и озерах растет пузырчатка; она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков, насекомых и рыбешек)
4. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов, когда они еще не вылупились из яйца, на клюве (сверху) есть маленькая твердая шишечка. Ею птенец разбивает скорлупу яйца. Эта шишечка называется «яйцевым зубом». После вылупления этот «зуб» у птенца отпадает)
5. Отчего говорят: «Как с гуся вода?» (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перьев и каплями скатывается с них)
6. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (Потому что у собаки на теле нет потовых желез, как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности)
7. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Ужалив, пчела умирает)
8. Какие звери летают? (Летучие мыши. Расстояния в несколько метров пролетает и летяга (полетуха), живущая в наших лесах белка с кожистыми перепонками между лапками)
9. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В ясную погоду воздух, сухой, и эти насекомые поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, полный влаги и не дает им подняться вверх)
10. Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него)
1-й ведущий.
- Итак, с викториной справились успешно, следующая тропинка – «Поэтическая». (На этой тропинке выступают победители конкурса чтецов.).
2-й ведущий.
- И завершаем нашу поэтическую тропинку любимой нашей песней
На крутом бережку.
Стихи А.Хайта.
1. Я весь день сижу
На крутом бережку,
Надо мной плывут
В небе облака.
Припев: Ласково жмурится
Солнце золотое,
Весело плещется
Синяя река.
2. Стебелек дрожит,
Надо мной жук жужжит,
Комариный писк
Слышится слегка.
Припев.
3. Я душой влюблен
В голубой небосклон,
В листья и траву,
В каждого зверька.

2-й ведущий.
-Ребята, мы с вами попали на тропинку «Интересная» и «Сюрпризная». А сюрприз нам приготовили наши родители. (Дети рассказывают интересные случаи, произошедшие с ними летом. Родители показывают видео-клипы, слайды интересных фотографий)
1-й ведущий.
- На «Театральной» тропинке мы покажем пантомиму, которую приготовили заранее. Каждый экипаж приготовил свою пантомиму, а другим экипажам предстоит отгадать. (Ребята ловят рыбу на берегу реки, собирают грибы, ягоды; загорают; живут в палатках и т.д.)
2- ведущий.
- Не зря про лето говорят – звонкое. Лето – это сюрпризы, загадки, интересные случаи. Лето, это, конечно, песни. Сейчас слово нашим родителям – мы проводим «кольцовку» песен о лете. Ребята могут помогать. Чей экипаж готов? Условие «кольцовки песен» - одно: в песне должны быть слова о лете.
1- ведущий.
- Все экипажи молодцы – родители хорошо пели о лете. Нас еще сегодня ждет «Игровая» тропинка и, конечно, привал. А сейчас, завершая Музыкальную тропинку и наш праздник, давайте исполним песню «Улыбка». Ведь наши сияющие лица, веселое настроение, дружба в коллективе помогли сегодня сделать наш праздник веселым, дружным, радостным.
Чаепитие.
( Игры. Отгадывание загадок. Конкурсы.)






























Материалы к празднику.

СТИХИ.

***
С.Островой.
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождем.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа
Так давайте природу беречь.

***
А.Н.Майков
Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце! Птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень

А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка!.. О, постой!
Я пойду нарву сирени
Да холодною росой

Вдруг на сонную-то брызну
То-то сладко будет мне
Победить в нем укоризну
Сежей вестью о счастливом дне.

***
В, Кудрявцева
А за мною всюду рядом,
А за мною здесь и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!
Утром радость пахнет кашей,
Солнцем ласковым смеется,
Едет в бричке с дядей Сашей,
Песней звонкою поется.
Радость мчится на рыбалку,
Радость плещется в реке,
А потом лежит вповалку,
Загорает на песке.
Радость –
Это хлеб хрустящий,
Радость –
Прятки и футбол,
Радость –
Самый настоящий,
Самый первый в жизни гол!
А за мною всюду рядом,
А за мною здесь и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!

ИГРЫ.

«Шире круг».

Играющие встают в круг, считалочкой выбирают водящего. Он закрывает глаза, выставляет руки вперед и кружится, пока все говорят:
Шире – шире – шире круг!
У меня пятьсот подруг,
Это – это – это я –
Самая любимая!
На кого водящий показывает руками, тот сам становится водящим.
Можно играть иначе. Под считалочку:
Шире – шире – шире круг!
У меня пятьсот подруг,
У меня пятьсот друзей,
Выбирай их поскорей!
Водящий вращается с закрытыми глазами. Когда считалочка заканчивается, открывает глаза и называет по имени (лучше – ласково!) того, на кого показывает руками. Это – новый водящий.

«Капканы».

Несколько пар играющих образуют «капканы» - стоят лицом друг к другу, подняв руки. Через «капканы», расставленные равномерно по кругу, пробегают, взявшись за руки, другие участники. «Капканы» открыты, пока играет музыка. Неожиданно музыка прекращается, и капканы закрываются – играющие опускают руки и задерживают тех, кто оказался между ними. Пойманные берутся за руки, изображающие «капкан». Опять звучит музыка, и цепочка из остальных игроков пробегает через новые «капканы».
Побеждает тот, кто остается непойманным.

Викторина «Знаю ли я цветы».

Какой цветок расцветает первым? (Примула)
Какие цветы росли в поле, на котором заснул лев в сказке «Волшебник Изумрудного города»? (Маки)
Какой цветок носит имя звезд? (Астра)
Какой цветок японцы называют «солнышком»? (Хризантему)
Какой цветок возвращает память тем, кто забыл о своих близких? (Незабудка)
Какой цветок символизирует болтливость? (Колокольчик)
Что символизирует роза? (Любовь)
Какой цветок символизирует гордость? (тюльпан)
Какой синенький цветок римляне называли «царским»? (Василек)
какой цветок всегда следует за солнцем? (Подсолнух)


Загадки.

Подошвой на земле стою,
Макушкой небо достаю.
(Гора)

Жаркий шар нам с неба свети,
Этот шар любой заметит.
(Солнце)

На лугу змея течет,
Влагу всем цветам несет.
(Река)

С каких деревьев снег слетает,
Кружится летом и не тает?
(Тополь)

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь)



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Что дают общие дела коллективу?
Для взрослых это:
- лишний повод для общения;
- возможность для родителей близко познакомиться между собой и проявить скрытые таланты и способности;
- необходимость показать детям, что и как можно сделать;
- возможность подружиться с другими родителями и детьми;
Итог. Родители становятся более организованными и общительными.

Для детей это:
- в первую очередь радость;
- общение;
- возможность сплочения ребят, так как существует в творческом деле, на празднике, в подготовке спектакля общая цель (подготовка костюма, приготовление своего номера для выступления, решения заданий);
- потребность лучше узнать друг друга;
- ответственность за подготовку к празднику, общему делу.
Итог. У детей развивается уверенность в своих делах, чувство коллективизма. Дети не боятся выступать, проявляют и развивают свои таланты, им приятно общаться с другими родителями.

Что нужно помнить при подготовке и проведении коллективно-творческих дел?

1.Важно учитывать возрастные особенности детей.
2.Нужно следить за тем, чтобы все ребята смогли себя проявить, показать.
3.Необходимо четко планировать работу родительских экипажей, продумывать все до мелочей – стараться, чтобы взрослые как можно больше работали с детьми и друг с другом.
4.После проведения мероприятия и дети, и взрослые должны дать оценку мероприятию: что понравилось, что не удалось, что запомнилось больше всего. (Это могут быть устные высказывания, мини-сочинения, репортажи, заметки в классный уголок и т.д.)

Вывод.

Общее дело получается, когда всем вместе хорошо работать и общаться. Каждый человек – и взрослый, и ребенок – получает наибольшее удовольствие, когда сам участвует в планировании, подготовке и проведении творческого дела.
Кроме общей радости, любое общее дело – это еще и большая ответственность (я делаю какую-то часть общей работы и стараюсь выполнить ее хорошо), и, конечно, уважение к остальным – детям, взрослым – всем, кто участвовал в подготовке.
От коллективного творческого дела, праздника, выступления, труддесанта каждый получит столько, сколько в него вложил.


























"Тропинками звонкого лета".