Русь в эпоху политической раздробленности


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: Право и организация социального обеспечения, 1 курс
Тема: Русь в эпоху политической раздробленности
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Цель: Формирование и развитие ОК 2,3,4
Задачи:
Образовательная: обеспечение усвоения понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков,
создание условий для поиска причин периода раздробленности;
организация собственной деятельности по характеристике особенностей географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель.
формирование умения принятия решения по проблемному вопросу о прогрессивной или регрессивной форме феодальной раздробленности на Руси
Развивающая: формирование навыков сравнения, анализа, обобщения исторических фактов, явлений на примере развития русских княжеств и земель, умения делать выводы; работать с исторической картой как с источником знаний;
Воспитывающая: обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемой дисциплине, формирование умения работать планомерно, организованно, контролировать и анализировать результаты своей работы.
Методы и приемы: сюжетная таблица, прием "Диаманта", работа с исторической картой,
Средства: историческая карта “Русь в период феодальной раздробленности”, задания для практической работы.
Технологическая карта занятия
Планируемые
результаты урока Этапы урока Деятельность
преподавателя,
задания для обучающихся Деятельность
обучающихся, ее содержание, формы и методы УМО
Компоненты профессио-нальных компетенцийКомпоненты общих компе-тенций ОК 2 организовывать собственную деятельность, оценивать ее эффективность и качество. Актуализация опорных знаний Вспоминаем тему прошлого занятия
Задание: Написать краткий план своего предстоящего ответа Пишут краткий план
1 человек отвечает, другие соотносят с планом.
Оценивают ответ ОК 4 Осуществление поиска и использование информации
ОК 2 Организация собственной деятельности
ОК 4 Осуществление поиска и использование информации
ОК 4 Осуществление поиска и использование информации
ОК 2 Организация собственной деятельности
ОК 3 Принятие решения в различных ситуациях и нести за них ответственность Изучение нового материала 1 урок
Вспоминаем схему "этапы развития государства" первый этап описываем по сюжетной таблице
1. Работа с понятием "Феодальная раздробленность"
2. Постановка проблемного задания: политическая раздробленность Древнерусского государства – прогрессивное или регрессивное явление в развитии русской государственности?
3. лекция о ситуации в государстве после смерти Ярослава, рассказывает подготовленный студент (выделить причины раздр. на Руси)
Дополнение ответов
Определите какие причины относятся к политическим какие к социально-экономическим
Что продолжало объединять русские земли?
4. работа с картой назовите русские княжества и их центры (в соответствии со сторонами света)
Наиболее развитыми кн-вами на тот момент являлись...
Перв. закрепление
2 урок
Практическая работа
Постановка цели: Изучение географического положения, социально - экономического, политического развития отдельных княжеств и земель Древнерусского государства.
Составление систематизирующей таблицы
Инструктаж: краткая расшифровка основных пунктов таблицы, затем выполнение обобщающих заданий
Характеризуют этап образования государства
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Стараются определить суть термина с опорой на знания курса Всеобщей истории
Запись термина.
Предполагают
Выделение причин, обсуждение и запись.
Рассуждение по заданному вопросу
Работая, по исторической карте, определяют расположение княжеств
Сопоставление инструкций с заданиями
Выполнение практической работы Карта "Политическая раздробленность на Руси"
Тексты Практической работы
ОК 4 Осуществление поиска и использование информации
Закрепление знаний, формирование умений "Диаманта"(обозначено в листах с практической работой)
Составление
Ответа на проблемное задание, поставленное в начале занятия и аргументация ответа. Работают по заданию ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Рефлексия "3М" 3 момента, которые по вашему мнению удались вам на занятии,
Что могло бы сделать это занятие лучше Практическая работа
Русь в эпоху политической раздробленности
1. Работая с представленными текстами заполните таблицу
Линии сравнения Владмиро-Суздальская земля Новгородская земля Галицко-Волынское
княжество
Местоположение Природные условия Состав населения Главные занятия Главные города Правление Выдающиеся князья 2. Составить стихотворение по теме занятия:
1, 7 строчки – существительные антонимы;
·      2 – два прилагательных к первому существительному;
·      3 – три глагола к первому существительному;
·      4 – два словосочетания с существительными;
·      5 – три глагола ко второму существительному;
·      6 – два прилагательных ко второму существительному.
3. Сформулировать ответ на проблемное задание, аргументировано доказать свою точку зрения
Политическая раздробленность Древнерусского государства - явление прогрессивное, т. к
Политическая раздробленность Древнерусского государства - явление регрессивное, т. к