Конспект логопедического занятия «Занятие по дифференциации звуков и букв Ш и Ж»


КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ И БУКВ Ш-Ж. (2 кл. для группы детей с недостатками письменной речи, обусловленными ФН).
УРОК. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.
развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
развитие звуко - буквенного и слогового анализа;
актуализация и расширение словарного запаса по теме « Растения»;
развитие психических процессов (произвольного слухового внимания, словесно- логического мышления, памяти);
формирование учебных навыков (регулирующей учебной деятельности, осознанности выполнения заданий).
Оборудование:
1) зеркала по количеству учащихся;
2) речевые профили звуков Жж, Шш;
3) числовые ряды по количеству учащихся (1 2 3 4 5 6 7);
4) дорожка знаний, предметные карточки с этапами работы на уроке;
5) карточки, индивидуальные карточки по уровням;
6) «цветы»;
7) конверты с разрезанными деталями «звуков ш-ж»;

Организационный момент.
Логопед. Посмотрите на дорожку знаний. З-С, П-Б, В-Ф, Ш-Ж, Д-Т, Г-К.
На каком этапе мы находимся?
Ученик. На предыдущих уроках мы говорили о парных согласных звуках З-С, П-Б, В-Ф.
Логопед. Какую же тему мы сегодня будем изучать?
Ученик. Мы сегодня будем говорить о согласных звуках Ш-Ж.
Логопед. Какие задания у нас будут на уроке? (выставляются картинки с изображениями заданий).
Ученик. Дети проговаривают название заданий по денотативному плану.
2. Выделение согласных звуков ж - ш из начала слов.
а) Логопед. Предлагаю поиграть и досказать словечки. Дети называют недостающие слова.
Лежебока рыжий кот отлежал себе ….. (живот).
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын…. (жираф).
С какого звука начинаются эти слова? (Ж).
б) Работа перед зеркалом (произнесение этого звука, артикуляция звука: рот приоткрыт, язык поднят к небу чашечкой, воздушная струя теплая, идет вдоль языка, голос участвует в произношении этого звука).
Зарисовка человечка - звуковичка с полной характеристикой этого звука.
Ж - звонкий, всегда твердый.
Соотнесение с буквой. (На письме этот звук обозначается буквой «жэ»).
Логопед. Из каких элементов состоит буква, на что похожа?
Дети. Буква похожа на жучка, состоит из полуколец и
в) Игра « Доскажи словечко».
Сегодня все ликуют в руках у детворы, от радости танцуют воздушные ….(шары).
Если мы растем на ели, мы на месте, мы при деле, а на лбу у ребятишек никому не нужно ….(шишек).
С какого звука начинаются эти слова?
Дети. Со звука Ш.
г) Работа перед зеркалом (произнесение этого звука, артикуляция звука: рот приоткрыт, язык поднят к небу чашечкой, воздушная струя теплая, идет вдоль языка, голос не участвует в произношении этого звука ).
Зарисовка человечка - звуковичка . Ш - глухой, всегда твердый.
Соотнесение с буквой. (На письме этот звук обозначается буквой «ша»).
Логопед. Из каких элементов состоит буква «ша», на что она похожа?
Дети. Похожа на длинную змею, похожа на 2 буквы и.
д) Логопед. Давайте сравним эти звуки по артикуляции.
Ученики. Сходства: язык поднят «чашечкой», воздушная струя теплая, оба звука согласные и твердые.
Различия: ш - глухой, а ж - звонкий.
Работа на уровне слова.
3. Дифференциация Ж-Ш. Работа с карточками. Цель: выявить правильную дифференциацию ш-ж в словах.
Логопед. Показывает картинки шуба, жаба, груша, кружево, мышка, ножницы. Называет эти слова, а дети показывают карточки с буквами.?????? 4. Индивидуальные карточки на дифференциацию ж-ш.
Вставь пропущенные буквы Ш-Ж. Выделить ш-1 черточкой, ж- 2 черточками.
НАРУ…АЕ…Ь КРО…И…Ь …А…ДА
…УР…ИТ …АЛУНИ…КА ДУ…ИСТЫЙ
НАСТУПИ…Ь …АДИНА КО…УРА
Логопед. Предлагает прочитать слова с комментированием смысла, составить с одним из слов предложение, записать его.
Дети. ШАЛУНИШКА НАРУШАЕТ ТИШИНУ.
5. Слоговой анализ и синтез.
Составь из рассыпавшихся слогов слова. Выделить ш-1 синей черточкой, ж- 2 синими черточками.
КА, ДУШ, ПО. ЖУ,ПО,СА. ШИ,ТИ,НА.
БУШ,ИЗ,КА. ШЕЧ,КЛЮ,КА. КА, ЖЕЧ, КНИ.
Проверка задания.
Дети. Читают полученные слова.
6. Звуковой анализ.
Определение места звука Ш и Ж в словах по числовому ряду. 123456789
Ж – жажда, важный, жижа, вежливо, каждый, желток.
Ш- шашка, шалаш, шелушить, нарушаешь, шуршит.
Логопед.
Ученики. Вывод: звуки ш и ж могут встречаться как в начале и в середине слов.
7. Физкультминутка.
Упражнения, улучшающие навыки письма.
1) «Слон». Написание слов в воздухе вытянутой рукой. Голова прижата к плечу и вся верхняя часть тела двигается как единое целое. Упражнение повторяется для левой и правой руки.
2) «Ленивые восьмерки». По три раза каждой рукой пишем фигуру , затем три раза обеими руками, соединенными вместе.
3) «Двойной рисунок». Двигаются обе руки одновременно, то навстречу друг другу, то вверх и вниз, то разводя их в стороны.
Результат: овладение письмом идет легче.
8. Развитие устной речи – классификация предметов.
Игра «Найди обобщающее слово».
Логопед. Я сейчас прочитаю ряды слов, а вы подбирайте обобщающее слово к каждому ряду.
Шуба, шапка, шарф, шаль. (одежда)
Шахматы, шашки, штанга. (виды спорта)
Шахтер, швейцар, швея, шофер. (профессии)
Шелк, шерсть. ( материалы)
Шакал, шимпанзе. (животные)
Шмель, шершень. (насекомые)
Жаворонок, журавль. (птицы)
Логопед. С какого звука начинались эти слова?
Дети. Со звука ш. Звук Ш- согласный, глухой, твердый.
Слова жаворонок и журавль начинаются со звука Ж- согласный, твердый, звонкий.
9. Звуковой анализ и синтез слов.
Игра «Цветы». Детям предлагается изображение цветка. На лепестках цветов нарисованы различные предметы. Название цветка узнается, если выделяется из названий картинок первый звук.
Калужница, пижма, ромашка, жасмин, ландыш, кувшинка.
Подсчитать, сколько в получившихся словах букв и звуков, слогов, согласных, гласных.
Воспитательная задача: любовь к природе.
Активизация кинетического анализатора.
10. КОНВЕРТЫ с человечками – звуковичками. Дать характеристику звуков
Ш и Ж.
Дети собирают из заготовленных деталей человечков – звуковичков.
Итог работы.
Логопед. Какое задание понравилось больше всего?
Рефлексия: Дети выходя с занятия выбирают лепесток определенного цвета и составляют «цветок» настроения.