Немецкий язык методическое пособие по теме сложноподчиненное предложение




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Курс лекций по грамматике “Немецкого языка”
на тему : “Сложноподчинённое предложение (Satzgefьge)”
для студентов 3, 4 курсов дневного и заочного отделения
всех специальностей.



Вязьма
2016


Пояснительная записка


Изучение данной темы вызывает определённые трудности. Данный конспект лекций представляет собой наиболее полное справочное пособие по грамматике немецкого языка, в котором «Сложноподчинённое предложение » представлено в последовательном, систематическом изложении. Каждое грамматическое явление иллюстрируется значительным количеством примеров, облегчающих студентам процесс овладения живым, естественным и грамматически корректным немецким языком.




План

Общие сведения. Порядок слов в придаточном предложении.
Классификация придаточных предложений:
а) по степени их зависимости от главного предложения;
б) по средствам связи их с главным предложением;
в) по их месту по отношению к главному предложению
г) по их синтаксической роли.
Интонация в сложноподчиненных предложениях.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(SATZGEFUGE)

Общие сведения

Сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, подчинённых ему.
Придаточным предложением называется зависимое предложение, не имеющее самостоятельного значения, т.е не могущее употребляться без главного предложения. Придаточное предложение по отношению к главному играет роль члена предложения и отвечает на вопросы соответствующих членов предложения. Например:
придаточное подлежащее – Im Luftkampf wird Sieger, wer die grцЯere Hцhe erreicht. (Wer wird Sieger?)
Wer wagt, gewinnt. (Wer gewinnt?)
придаточное дополнительное – Man sagt, daЯ der Winter bald beginnen wird. (Was sagt man?)
придаточное определительное – Lomonossow nahm lebhaftesten Anteil an der Grьndung der Moskauer Universitдt, deren erste Lehrer seine Schьler waren. (An welcher Universitдt?)
придаточное обстоятельства времени – Wenn der Frьhling kommt, grьnt blьht alles. (Wann grьnt und blьht alles? )
Придаточные предложения отличаются по форме от самостоятельных предложений.
Формальным признаком придаточного предложения могут служить? Порядок слов; союзные (или относительные) слова; наклонение (употребление конъюнктива).

Порядок слов в придаточном предложении
(Wortfolge im Nebensatz)

В придаточных предложениях, связанных с главным предложением при помощи союзных слов, сказуемое стоит в конце предложения. Последним словом стоит спрягаемая часть сказуемого; неспрягаемая часть стоит непосредственно перед спрягаемой; отделяемая приставка в придаточном предложении не отделяется:
Ich denke, daЯ du kommst;
Ich denke, daЯ du kommen kannst;
Ich hoffe, daЯ du kommen wirst.
Ich erfuhr gestern, daЯ du fortfдhrst;
Er erfuhr, daЯ du forgefahren bist.
Отрицание nicht стоит перед сказуемым. Остальные члены предложения располагаются так же, как в самостоятельном предложении:
Da ich ihn lange nicht gesehen habe, schreibe ich ihm einen Brief.
Die franzцsischen Arbeiter, die die Ausbeutung und den Hunger nicht dulden wollten, streikten einige Monate.
Возвратное местоимение sich становится непосредственно после подлежащего, выраженного личным местоимением, местоимениями man и es. При подлежащем, выраженном существительным или словом, употребленным как существительное, местоимение sich может стоять непосредственно перед подлежащим или непосредственно после подлежащего:
Ich habe gehцrt, daЯ er sich zum Ausflug verspдtet hat.
Ich habe gehцrt, daЯ (sich) Genosse Iwanow sich zum Ausflug verspдtet hat.
Бессоюзные придаточные предложения имеют порядок слов самостоятельного предложения:
Ich habe gehцrt, ein neuer Lehrer wird bei uns Geschichte unterrichten. (порядок слов повествовательного предложения).
Gibt es Ruderboote, dan fahre ich zum FluЯ. (порядок слов вопросителього предложения)
Вопросы:
Что называется придаточным предложением?
Какую роль играет придаточное предложение по отношению к главному?
Каковы формальные признаки подлежащего?
Как могут связываться главные предложения с придаточными?
Где в придаточном предложении находятся: отделяемая приставка, отрицание nicht, возвратное местоимение sich?
Каков порядок слов а придаточных предложениях, связанных с главным при помощи союзов и относительных слов с различными видами сказуемого?
С чего начинается главное предложение, если придаточное стоит перед главным?
Каков порядок слов в бессоюзном придаточном предложении.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
(KLASSIFIKATION DER NEBENSДTZE)

Общие сведения

Придаточные предложения делятся:
1) по степени их зависимости от главного предложения;
2) по средствам связи их с главным предложением;
3) по их месту по отношению к главному предложению
по их синтаксической роли (т.е по тому, каким членом предложения они являются по отношению к главному предложению).

По степени зависимости от главного предложения;

Придаточные предложения, непосредственно подчинённые главному предложению при помощи союза, относительного местоимения или без союза. Называются придаточными первой степени (Nebensatz des ersten Grades) –
Ich muЯ eilen, weil ich mich zur Stunde nicht verspдten will.
Иногда придаточные предложения зависят не от главного, а от придаточного первой
степени; тогда они называются придаточными второй степени –
Wir wohnten nicht weit von einem Bach (главное предложение), der dadurch bekannt war (придаточное 1-й степени), daЯ er von einem hohen Berge hinunterrieselte (придаточное 2-й степени).

По способу связи с главным предложением

Придаточные делятся на :
союзные, вводимые подчинительными союзами (Konjunktionalsдtze) –
Jeder Mensch muЯ Sport treiben, weil der Sport den Menschen gesund und krдftig macht.
Man kann nie eine Fremdsprache erlernen, wenn man sie nicht systematisch studiert.
относительные, вводимые относительными словами (Relativsдtze) –
Wer nicht vorwдrts geht, geht zurьck.
P.I. Tschaikowsky war ein berьhmter Komponist, dessen Werke die ganze Welt kennt.
Akademiker Pawlow war ein groЯen Patriot und interessierte sich fьr alle politischen Ereignisse, auf die er sehr lebhaft reagierte.
бессоюзные придаточные предложения, связанные с главным предложением без
помощи союзных слов (konjunktionslose oder nichteingeleitete Nebensдtze) –
Akademiker Pawlow sagte oft, er verbinde alle seine wissenschaftlichen Forschungen immer mit dem Gedanker an den Nutzen fьr seine Heimat.
Habe ich morgen Zeit, so fahre ich aufs land.
Geht man am Strande spazieren, so gewдhren die vorbeifahrenden Schiffe einen schцnen Anblick.

По месту придаточного предложения

в сложноподчинённом предложении различаются три типа.
Придаточные предложения могут стоять :
перед главным предложением (Vordersдtze) –
Als ich nach Hause kam, erwartete mich ein Brief.
Nachdem ich diesen Vortrag gehцrt hatte, verstand ich alles.
в середине, между двумя частями главного предложения (Zwischensдtze) –
Das Haus, das ich bewohne, ist vor kurzem gebaut worden.
Der Schnee, der in der Nacht gefallen ist, bedeckt die Erde.
после главного предложения (Nachsдtze) –
Wir lieben die Schule, deren Zцglinge wir sind.
Ich lese gern Werke, die den Heldenmut unserer Sowjetmenschen schildern.
Главное предложение перед которым стоит придаточное, начинается со спрягаемой части сказуемого. Это объясняется тем, что придаточное предложение служит членом предложения в главном:
Nachdem wir gebadet hatten, sonnten wir uns auf dem sandigen Ufer.
(Wann sonnten wir uns? - Nachdem wir gebadet hatten – Adverbiale der Zeit).
Da ich einen Aufsatz schreiben muЯ, lese ich den ganzen Stoff aufmerksam durch.
(Warum lese ich den ganzen Stoff aufmerksam durch? – Adverbiale des Grundes.)
Главное предложение, пред которым стоит придаточное, может начинаться также и с указательного местоимения (соотносительного слова) или наречия, указывающего на придаточное:
Wer nicht arbeitet, der soll auch nicht essen.
Was du sagts, das hцre ich zum erstenmal.
Wenn du dich verspдtest, dann gehe ich allein in die Schule.

Классификация придаточных предложений по их синтаксической роли.

По своей синтаксической роли, т.е по тому, каким членом предложения являются придаточные предложения, они могут быть : придаточные подлежащие, придаточные сказуемые, придаточные дополнительные, придаточные определительные и придаточные обстоятельственные.
Придаточные подлежащие (Subjektsдtze). Придаточные подлежащие играют роль подлежащего главного предложения; они вводятся чаще всего местоимениями wer и was и союзами daЯ, ob:
Was er uns mitteilt, ist das Ergebnis einer langer Arbeit.
Wer sich bemьht, arbeitet erfolgreich.
Es ist allen bekannt, daЯ die Politik der Sowjetunion eine Politik des Friedens ist.
Ob das Wetter morgen gut sein wird, ist mir unbekannt.
Примечание. Придаточные подлежащие могут вводиться также при помощи любого вопросительною слова и разных подчинительных союзов (см. придаточные дополнительные):
Warum das Wettspiel nicht stangefunden hat, ist mir unbekannt.
Es scheint mir, als ob (daЯ) eincr von den Teilnehmern erkrankt sei.
Когда придаточное подлежащее стоит после главного, главное предложение начинается обычно с безличного местоимения es, являющегося соотносительным словом:
Es ist klar, daЯ wir unsere Industrie auf eine noch hцhere
Stufe hringen mьssen.
Es ist allen bekannt, daЯ die Politik der Sowjetunion eine
Politik des Friedens ist.
(соотносительное слово, а не формальное подлежащие)
2. Придаточные сказуемые (Prдdikativsдtze) встречаются очень редко; они играют роль именной части сказуемого и отвечают нa вопрос: wer? was? wie ist das Subjckt?
Er will werden, was sein дltester Bruder ist.
Sie ist nicht das, was sie zu sein scheint.
3. Придаточные дополнительные (Objektsдtze). Придаточные дополнительные зависят от сказуемого главного предложения и играют роль дополнения. Они отвечают на вопросы косвенных падежей без предлогов и с предлогами;
Was hat der Ordner gesagt?Er hat gesagt, daЯ man das Klassenzimmer lьflen soll.
Wo fьr sorgt der Ordner?Der Ordner sorgt dafьr, daЯ der Klasse sauber ist.
Wan gibt dei Lehrer eine Konsultation?Der Lehrer gibt denfenigen eine Коnsultation, die die letzten Stunden versдumt haben или
Wer die letzten Stunden versдumt hat, dem gibt der Lehrer eine Konsultation.
Придаточные дополнительные сравнительно редко обозначают (описывают) лица и отвечают на вопросы wem? wen? wvessen? Они обычно описывают предметы или явления и отвечают па вопрос was? и на вопросы, выраженные местоименными наречиями wofiir? wozu? woran? womit? и т.д.
Если глагол или предикативное прилагательное главного предложения требуют дополнения с предлогом, как, например глаголы sorgen, sich interessievren, sicg erinnern или прилагательные zufrieden, йЯеrzeugt и т. д., то в главном предложении может стоять местоименное наречие, указывающее на дополнительное придаточное предложение:
Unsere Regierung sorgt dafьr, daЯ alle Kinder die Schule besuchen.
Die alten Arbeiter erinnern sich noch daran, wie schwer ihr Leben unter dem Zarismus war.
Der Betriebsnwurer ist davon ьberzeugt, daЯ er seine Leistungen noch steigern kann.
Если в придаточном дополнительном говорится о лице, то в гланном предложении стоит указательное местоимение der или derjenige. Падеж этих местоимений зависит от того, какого дополнения требует сказуемого главного предложения:
Wer gut lernt, den lobt nian.
Wer alle Stunden besuctit liat, dem braucht der Lehrer keine Konsultationen zu geben.
Придаточные дополнительные предложения могут начинаться с союзов daЯ и oЯ, а также с любого относительного слова вопросительного характера, как wann, wie, warum, wieviel, wer, was и т.. д.
Alle sagten, daЯ er einen glдnzenden Vortrag gehalten habe.
Er fragte mich, ob ich mit meinen Aufgaben fertig sei.
Ich vergaЯ ihm zu sagen, worьber der Lehrer morgen sprechen wird.
Придаточные дополнительные предложения могут быть бессоюзными. В таком случае порядок слов в них такой же, как и в самостоятельном повествовательном предложении, т.е спрягаемая часть сказуемое стоит на втором месте:
Ich bin ьberzeugt, wir werden alle ausgezeichnet antworten.

Косвенная речь (Indirekte Rede)
Придаточные предложения, передающие чужие слова и мнения, называнием косвенной речью. Чаще всего они служат дополнением к глаголам высказывания:
Der Lehrer sagt, daЯ wir alle ausgezeichnet antworten werden.
Mein Freund behauptet, daЯ seine Reise sehr kurz und lehrreich war.
Косвенная речь часто не вводится союзными словами. В таком случае придаточное имеет порядок слов самостоятельного предложения, а глагол стоит обычно в конъюнктиве.

Прямая речь
Косвенная речь

Der Arzt sagte mir: „Stehen Sie jeden Morgen frьh anf und turnen Sie".
„Gestern habe ich einer sehr interessanten Vorlesung beigewohnf, erzдhlte mir Iwanow.
Der Arzt sagte mir, ich solle jeden Morgen frьh aufstehen und turnen.
Iwanow erzдhlte mir, er habe gestern einer sehr interessanten Vorlesung beigewohnt.


Косвенный вопрос вводится союзом ob или вопросительными словами, употреблёнными в роли относительных местоимений или наречий:
Mein Bruder fragte mich , ob ich die heutige Zeitung gelesen habe.
Der Lehrer interessierte sich dafьr, welche Bьcher wir im Laufe des Jahres gelesen haben.

Вопросы

Как подразделяются придаточные предложения?
Что называется придаточным предложением первой и второй степени?
Как подразделяются придаточные предложения по связи с главным предложением?
Как подразделяются придаточные предложения по своему месту по отношению к главному предложению?
Как подразделяются придаточные предложения по своей синтаксической роли? На какие вопросы отвечает каждое из них?
Охарактеризуйте придаточное дополнительное по плану:
а) вопросы; что обозначает чаще всего (реже)
б) вид связи с главным предложением
в) приведи примеры бессоюзного предложения (порядок слов в придаточном)

Запомни, при помощи чего осуществляется связь
daЯ – что, чтобы
ob – ли
der – который (ая, ое, ые)
derjenige – тот (та, то, те)
wer – кто
wann – когда
wie – как
warum – почему
wьviel – сколько

4. Придаточные определительные (Attributsдtze).
Определительные придаточные служат определением к какому-нибудь существительному предложения, от которого они зависят. Отвечают на вопрос welcher (e,s) – какой (ая, ое, ие)
Они бывают чаще всего:
а) относительными и вводятся относительными местоимениями der, die, das, welcher, welche, welches, was или относительными наречиями wo, vaomit и т. д.
Wir schaffen eine neue Industrie, die nach dem letzten Wort der modernen Technik ausgerьstet ist.
Kennst du das Land, wo die Zitronen blьhen? (Goethe).
б) реже , встречаются союзные определительные предложения, вводимые союзами daЯ, ob, als, wenn, als ob, wie
Wir besprechen heute die Frage, ob wir am Sonntag einen Ausflug auf die Leninberge machen werden.
Die Zeitungen verцffentlichen heute die Nachricht, daЯ eine Arbeiterdelegation aus der Tschechoslowakei in Moskau angekommen ist.
Определительные предложения стоят после определяемого слова. Поэтому они стоят либо в середине предложения, либо после предложения, к которому они относятся:
Der Plan, nach dem dieses Werk arbeitet, sichert eine Produktion von sehr hoher Qualitдt.
Mit groЯem Interesse besichtigten wir die Stadt, die uns vollkommen unbekannt war.
Относительные местоимения служат членами предложения в придаточном и могут стоять в именительном и в любом косвенном падеже с предлогом и без предлога:
Iw
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Относительные местоимения der, welcher согласуются в роде и числе с тем существительным главного предложения, которое они заменяют (так же, как и в русском языке местоимение «который»):
Der Berg, den
Die Wiese, die man aus dem Fenster sieht, ist schцn.
Das Feld, das
Die Berge, die man aus dem Fenster sieht, sind schцn.
Родительный падеж dessen, deren так же, как и все остальные падежи относительных местоимений der, welcher, заменяет существительное главного предложения и имеет род и число этого существительного. Родительный падеж от der или welcher обычно служит, определением к существительному придаточного предложения и стоит всегда перед этим существительным (и русском языке родительный падеж от «который» всегда стоит после определяемого слова).
Родительный падеж от der или welcher (dessen, deren) можно переводить на русский язык также при помощи местоимений «чей», «чья», «чьё». Не следует забывать, что «чей», «чья», «чьи» являются местоимениями-прилагательными; они стоят перед определяемым существительным, но при этом они согласуются в роде, числе и падеже с ним, а не с существительным главного предложения, на которое они указывают.
Существительное, перед которым стоит родительный падеж относительных местоимений der, welcher, всегда употребляется без артикля.
Der Schьler, dessen Bьcher auf dem Pult liegen, ist jetzt in der Turnstunde.
Ученик, книги которого (чьи книги) лежат на парте, сейчас на уроке физкультуры.
Die Schiiler, deren Bьcher auf den Pulten liegen, haben jetzt Turnstunde.
У учеников, книги которых (чьи книги) лежат на партах, сейчас урок физкультуры.
Запомни, при помощи чего придаточное присоединяется к главному:
а) относительными местоимениями
der – который (ая, ое)
die – которые
das – который (ая, ое)
welcher – какой
welches – какая
was – что
б) относительными наречиями
wo – где
womit – чем
в) союзами
daЯ – что, чтобы
ob – ли
wenn –если, когда, хотя(и), несмотря
als ob – как будто бы
wie – как
als - когда, в то время как

Вопросы
На какой вопрос отвечает придаточное определительное?
Чем вводится придаточное?
Как согласуются относительные местоимения с определительным существительным главного предложения?
Как склоняются относительные местоимения?
В каком порядке следует переводить придаточное определительное предложение, вводимое относительным местоимением в генентиве (dessen, deren)?

Придаточные обстоятельственные предложения (Adverbialsдtze).
Придаточные обстоятельственные предложения играют роль обстоятельств. Они показывают место, где происходит действие главного предложения, время, образ действия, причину, цель и условие.
Следует различать:
1) Придаточные предложения места (Lokalsдtze, Adveibialsдtze des Ortes).
Придаточные предложения места играют в сложноподчиненном предложении роль обстоятельства места. Они начинаются с относительные наречий wo, wohin, woher:
Ich war im Sommer dort, wo die Kama in die Wolga mьndet.
Wohin du fahren willst, will icb aucti fahren.
2) Придаточные предложения времени (Temporalsдtze, Adverbialsдtze der Zeit).
Придаточные предложения времени играют в сложноподчиненном предложении роль обстоятельства времени. Они могут начинаться с союзов als, wenn, wдhrend, nachdem, sobald, solange, bis, bevor, ehe seit (seitdem) и отвечают на вопросы:
wann? bis wann? seit wann? wie lange?
Wir hцren immer auifflerksam zu wепп der Lehrer uns von Maxim Gorkis Kindheit und Jugend erzдhlt.
Solange ich meine Aufgaben nicht beendet habe, darf ich nirgends hingehen.
Seitdem diese Schьlet befreundet sind, helfen sie immet einander.
Ich warte auf dich, bis du mit deiner Arbeit fertig bist.
Придаточные временные придаточные стоят перед главным предложением или после него.
Употребление временных форм и союзов в придаточных предложениях времени.
Во временных придаточных предложениях действия главного и придаточного предложений могут находиться а следующем временном отношении:
а) действия главного и придаточного одновременны (союзы wдhrend, als, wenn, solange}
Wьhrend du den Aufsatz scbreibst, lцse ich die Rechenaufgaben.
Als der Lehrer in die Klasse trat, standen alle Schьler auf und begrьЯten ihn.
Wenn es kдlter wird, fliegen viele Vцgel nach dem Sьden.
Solange das Wetter sonnig ist, mдhen die Kolchosbauern das Gras.
б) действие придаточного происходит раньше действия главного (союзы als, wenn, nachdem, sobald)
Als der Zug in Moskau angekommen war, stiegen alle aus.
Wenn ich diesen Vortrag vorbereitel habe (vorbereitet haben werde), werde ich ihn mehiem Lehrer vorlesea.
Nachdem ich meinen Namen genaruit hatte, gab mir die Bibliothekarin das verlangte Buch.
Sobald die Sonne aufgegangen war, gingen alle aufs Feld.
в) действие главного предложения предшествует действию придаточного (союзы als, wепп)
Es hatte schon gelдutel, als der Lehrer in die Klasse trat.
Wenn der Frьhling kommt, haben die Kolchose schon alles fьr die Aussaat voibereitet.
После союза nachdem в придаточном предложении всегда стоит сложная временная форма для обозначения предще-ствуюшего действия:
Nachdem unser Lehrcr im Laboratorium das Experiment vorgefiihrt hatte, wurde uns das chemische Gesetz ganz klar.
Nachdem die Sonne untergegangen ist, wird die Luft kьhler.
Nachdem wir unsere Prьfungen abgelegt haben, werden wir unsere Reifezeugnisse erhalten.
Придаточные предложения с союзом bis показывают границу (временную точку), до которой длится действие главного предложения. Союз bis переводится на русский язык при помощи союзов «пока», «до тех пор», «пока ...не...».
Ich warte hier, bis du kommst. (пока ты не придёшь.)
Die Schьler befinden sich im Korridor, bis es lдutet. (пока не зазвенит звонок.)
В придаточных предложениях с bis чаще всего стоит та же временная форма, что и в главном предложении.
Союз solange переводится на русский язык тоже при помощи союза «пока» (все то время, пока), но не связанного с отрицанием:
Solange еr in dieser Schuie Sernte, hatte er vieie Freunde.
Пока (всё то время, пока) он учился в этой школе, у него было много друзей.
В предложениях с союзами ehe и bevor (прежде чем) нет четкого употребления временных форм. Чаще всего в главном и придаточном предложениях стоят одинаковые временные формы:
Der Sportler wollte sich auf den Weg machen, bevor (ehe) seine Wirlsleute erwachten.
Bevor man den neuen Stoff durchzuarbeiten begunnt, soll man den alten wiederholen.
Употребление союзов aIs и wenn
Союз als употребляется для обозначения однократного действия и прошедшем. Als употребляется с имперфектом . и плюсквамперфектом (исключительно редко с перфектом):
Als Lomonossow noch ganz jung war, zeigte er auЯerordentliche Fдhigkeiten.
Als ich mich von meinen Elern verabschiedet hatte, war es schon Zeit, zum Bahnhof zu fahren.
Союз wenn употребляется:
а) для обозначения многократного прошедшего действия
Wenn man frьher zu Pferde reiste, so dauerte die Reise sehr lange.
Wenn meine Schwester am Morgen in die Schuie ging, legte sie alle ihre Hefte und Bьctier noch am Abend in ihren Ranzen.
б) для обозначения действия в настоящем и будущем времени
Wепп man fleiЯig arbeitet, merkt man die Zeit nicht.
Wenn wir Eintrittskarten bekommen (werden), werden wir am Sonntag dem Wettepiel beiwohnen.
3) Придаточные предложения обстоятельства образа действия (Modalsдtze).
Придаточные обстоятельства образа действия бывают трех типов:
а) придаточные образа действия в собственном смысле слова с союзом indent, характеризующие, как протекает действие главного предложения (при каких обстоятельствах? как? каким образом?);
б) придаточные сравнительные (Komparativsдtze, Vergleichдsatze) с союзами wie, a/s, je ... desto; они отвечают на вопросы wie? auf? welche Weise?
Er verlieЯ die Klasse, indem er sich noch einmal umsah.
Der Lehrer diktierte, indem er in der Klasse auf and abging.
Diese Mannschaft spielt jetzt besser, als sie frьher gespielt hat.
Wie man sдt, so erntet man.
Je weiter wir uns in den Wald vedieften, desto schцner wurde das Grьn der Bдume.
в) придаточные сравнительные выражающие нереальное сравнение; они начинаются с союза als, als ob, als цenn. Сказуемое стоит и конъюнктиве.
Er machte alles so langsam, als wепп er sich gar nicht zu beeilen brauchte.
Die Sonne scheint heute so warm, als ob es schon Frьhfing wдre.
Er sieht mich so verwundert an, als sein meine Worte fьr ihn eine unerwartete Neuigkeit.
Придаточные предложения следствия (Konsekulivsдtze, Folgesдtze) с союзами daЯ, so daЯ показывают, к каким последствиям приводит действие главного предложения –
Du sprichst so leise, daЯ man nichts hцrt.
Ich habe dieses Gedicht oft gelesen, so daЯ ich es auswendig kann.
Придаточные предложекния причины (Kausalsдtze, Sдtze des Grundes)
Придаточные предложения причины играют в сложноподчиненном предложении роль обстоятельства причины. Она начинаются с союзов weil или da, и отвечают на вопросы warum? aus welchem? Grunde?
Da alle Schьler heute in der Klasse anwesend sind, erklдrt der Lehrer neues Material.
Die Lage der Arbeiter in den kapitalistischen Lдndern wird immer schwere, weil die Preise steigen die Arbeitslosigkeit wдchst.
Примечание. Не следует смешивать подчинительный союз da с наречием da внутри предложения (в значении «там» - Das Buch liegt da) или c cоюзом da в начале самостоятельного предложения (в значении “тогда”, “в тот момент” – Da sah ich plцtzlich einen Menschen).
Придаточные предложения цели (Finalsдtze, Zielsдtze).
Придаточные предложения цели играют в сложноподчиненном предложении роль обстоятельства цели. Они начинаются с союзов damit, daЯ.
Ich schreibe mir diese Regel an, damit (daЯ) ich sie nicht vergesse.
Man baut bei uns viele Schulen, damit alle Kinder lernen kцnnen.
Придаточные предложения цели с союзом damit употребляются большей частью в том случае, если в главном и придаточном предложении разные подлежащие.
Если же подлежащие одно и то же, то чаще употребляется инфинитивный оборот цели с союзом um (zu).
Ichschreibe mirdiese Regel an, um sie nicht zu vergessen.
условные придаточные предложения (Konditionalsдtze, Bedingungssдtze).
Условные предложения выражают условие, при котором совершается действие главного предложения. Они начинаются с союзов wenn или falls:
Falls du mich nicht zu Hause antriffst, gib mein Buch meiner Mutter ab.
Wenn du rechtzeitig kommst, so triffst du mich nich zu Hause an.
Условные предложения бывают бессоюзными. В таком случае в придаточном предложении наблюдается порядок слов вопросительного предложения без вопросительного слова, т.е. спрягаемая часть сказуемого стоит на первом месте. Бессоюзные условные предложения стоят перед главным предложением:
Triffst du mich nicht zu Hause, so ьbergibst du mein Buch meiner Mutter.
Kommst du rechtzeitig, findest du mich noch zu Hause.
Условные предложения могут быть:
а) с реальным содержание –
Wenn meine Mutter nach mir fragt, rufe mich.
б) с нереальным содержанием –
Ich wдre gestern zu dir gekommen, wenn ich dazu Zeit gehabt hдtte.
Die Flieger wьrden (kдmen) heute oder spдtestens morgen frьh ankommem (an), wenn das Wetter gьnstig wдre.
В таких условных предложениях употребляется конъюнктив имперфект для настоящего или будущего и конъюнктив плюсквамперфект для прошедшего времени. В главном предложении может также вместо имперфекта стоять кондиционалис.
Уступительные предложения (konzessivsдtze).
Уступительные предложения обозначают условие, от которого не зависит результат, - условие, несмотря на которое совершается действие главного предложения. Они вводятся союзами obwohl, obgleich, trotzdem (хотя, несмотря на то, что),
Obwohl das Flugzeug vom Nebel eingehьllt war, flog es doch weiter.
Trotzdem die Aufgabe sehr schwer war, haben wir sie doch gelцst.
Sofern es mцglich ist, helfen wir einander bei der Arbeit.
Soviel ich weiЯ, findet die Versammlung morgen um 19 Uhr statt.
Уcтyпитeльные предложения бывают относительными и могут вводиться любым относительным словом (кроме относительного местоимения der) с усилением при помощи аисh, сказуемоe переводится на pyccкий язык в форме сослагательного наклонения с частицей «ни». Главное предложение может нажет начинаться с любого членa предложения:
Was er auch sagt (sagen mag), ich werde seinem Rat folgen.
Что бы он ни сказал, я послушаюсь его coвета.
Wie dem auch, sei, wir mьssen den gewдhlten Weg gehen.
Как бы то ни было, мы должны идти по избранному пути.
Wie schwer die Aufgabe auch sei (ist), wir werden sie lцsen.
Как бы трудна ни была задача, мы ее решим.
Ответьте на вопросы, приведите примеры:
Что показывают придаточные обстоятельственные?
Назовите 8 видов придаточных обстоятельственных.
Как употребляются времена в главном и придаточном предложениях при временном придаточном предложении,
Когда употребляется союз wenn и союз als?
Какой временной союз показывает границу (временную точку), до которой длится действие главного предложения?
Назовите 3 вида придаточных обстоятельственных
В чем состоит различие в употреблении причинных союзов weil, da?
Назови разницу в употреблении целевого союза damit и инфинитивного оборота um zu?
На какие 2 вида подразделяются условные придаточные?
Каков порядок слов в бессоюзном придаточном условия?
Что обозначают придаточные уступительные?
Что вводится в придаточном уступительном для усиления?

Запомни наиболее употребительные подчинительные союзы и союзные слова

1. Lokalsдfze (места)

wo
где

wohin
куда

woher
откуда

2. Temporalsдtze (времени)

als
когда, в то время как

wenn
когда

wдhrend
в то время как

nachdem
после того как

sobald
как только

solange
пока (все то время, пока) (не связано с отрицанием)

bis
пока, до тех пор, пока не

bevor
прежде чем, пока не, до того как

ege
прежде чем

seit
с тех пор как

seitdem


3. Modalsдtze (обстоятельства образа действия)

indem
благодаря тому, что, тем, что

dadurch, daЯ
благодаря тому, что

wie
как

als
чем

je desto
чем тем

je um so
чем тем

4. Vergleichsдtze (сравнительные)

wie
как

als
когда

je desto
чем тем

als ob
как будто

als wenn
как будто

5. Folgesдtze (следствия)

daЯ
что, что бы

so daЯ
так что

6. Kausalsдtze (причины)

da
Т.к. потому, что

weil
потому, что

7. Finalsдtze (цели)

damit
чтобы

daЯ
что, чтобы

Konditionalsдtze (условные)

wenn
если

falls
в случае, если

Konzessivsдtze (уступительные)

obwohl
хотя

obgleich
хотя

trotzdem
несмотря на то, что, хотя

sofern
поскольку

soweit
поскольку

soviel
поскольку

wennauch
несмотря на то, что, хотя


Уступительные придаточные предложения могут вводиться любыми вопросительными словами с наречиями auch или immer:
was auch (immer) что (бы) ни
wer auch (immer) кто (бы) ни
wie auch (immer) как (бы) ни
welcher auch (immer) какой (бы) ни
wohin auch (immer) куда (бы) ни
wenn auch (immer) если даже

Запомни:
1. Отделяемая приставка в придаточном предложении не отделяется и пишется слитно с глаголом.
Ich fuhr zum Bahnhof, weil der Zug aus Berlin um 12.20 eintraL.
Я поехал на вокзал, потому что поезд из Берлина приходил в 12.20.
2. Возвратное местоимение sich в придаточном предложении стоит перед подлежащим, если подлежащие выражено существительным, и после подлежащего, если подлежащие выражено местоимением.
Ich weib nicht, wo sich der Wartesaal befindet.
Я не знаю, где находится зал ожидания.
Ich sehe ein, daЯ ich mich geirrt habe.
Я вижу, что я ошибся.
3. отрицание nicht стоит перед сказуемым, если отрицается сказуемое, в остальных случаях перед отрицаемым словом.
Ich trage die Schuld daran, daЯ wir uns so lange nicht getroffen haben.
Я виноват в том, что мы так долго не встречались.

3. Интонация в сложноподчиненных предложениях.
1. Мелодика в конечной части главного предложения и в начальной и серединной частях придаточного предложения восходящая. В конечной части придаточного предложения мелодика нисходящая.
Ich habe gehort, daЯ die Vertreter der Fa morgen nach Mockau kommen.
2. Если главное предложение является вопросительным без вопросительного слова, то мелодика придаточного предложения восходящая.
Wissen Sie nicht, ob die Pelegation gekommenist?


Литература
Нарустранг Е.В. Практическая грамматика немецкого языка. С.-Петербург,. 1998.
Мойсейчук А.М. Лобач Е.П. Современный немецкий язык. Минск, Высшая школа, 1997.
Бергман Н.А., Натанзов М.Д. Грамматика немецкого языка. Министерство просвещения РСФСР, 1967.
Веселова Т.В., Наумова Е.Г. Немецкий язык. Учебное пособие для дистанционного обучения, ч.3. МГИУ, 1997.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715