Рабочая программа для обучающихся младшего возраста Учимся, играем, развиваемся..


Муниципальная специальная (коррекционная)
общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Рабочая программа
для обучающихся младшего возраста
«Играем, развиваемся»
Подготовила: Тубольцева И.М.
2015-2016 г.г.
Пояснительная записка.
Программа «Учимся, играем, развиваемся» разработана на основе «Коррекционной развивающей адаптивной программы по обучению детей с ОВЗ «Развивайся, играй!», педагог-психолог, Малетина Л.Б.
Содержание программы призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления воспитанников.
В работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса является игра.
Внутри игры начинает складываться учебная деятельность, к которой ребёнок относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. 
Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности воспитанников. Задача окружающих ребёнка взрослых людей заключается в организации руководства игрой. Полнота развития игры и её воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога.  Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.
Внеурочные занятия по программе тесно связаны с уроками физкультуры, чтения и развития речи, математики.
Программа занятий рассчитана на 33ч занятий — по 1 ч один раз в неделю.
Программа и план составлены с учётом времени года, погодных условий - возможна корректировка занятий (замена игр - проведение их на улице или в зале). Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной деятельности воспитанников.
Цель программы: развитие двигательной, коммуникативной и познавательной активности воспитанников, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья.
Задачи:
Развивать способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
Развивать мышление, память, двигательную активность.
Развивать умение чувствовать себя и понимать другого.
Повышать самооценку ребенка, его уверенность в себе.
Развивать умение общаться со сверстниками и с взрослыми в различных ситуациях, жить в сплоченном коллективе.
В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др.
Детские игры очень разнообразны. Программа представлена четырьмя блоками:
1.Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр младших воспитанников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. Большинство из таких игр позволят детям научиться, как вести себя в различных ситуациях.2. Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе.3. Дидактические игры. Очень важные игры для детей с ОВЗ. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память
5. Театрализованные игры. Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей. Содержание программы предполагает широкое использование на занятиях аудио-, видео- и компьютерной техники, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность внеурочной деятельности и организовать самостоятельную работу воспитанников.
Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Методы и приемы обучения:
Словесный.
Наглядный.
Практический.
Поощрение.
К концу учебного года воспитанники должны:
Знать:
- правила поведения во время игры.
Уметь:
- адекватно реагировать на ситуации, которые складываются во время игры,
- общаться со сверстниками и с взрослыми в различных ситуациях,
- с пониманием относиться к окружающим,
- определять форму, величину, цвет предметов,
- проявлять интерес, терпение во время игры.
Отслеживание результатов:
- во время игры,
- во время участия в мероприятиях, в соревнованиях,
- в ходе бесед, обсуждений,
- при подведении итогов.
Литература:
1. Литвинова М. Ф. Народные подвижные игры. Москва. Просвещение 1986. 
2. Минский Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Москва Просвещение  1985. 
3. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе.  Москва Просвещение 1983.  
4. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1.
Интернет-ресурсы:  
http://detsad-kitty.ru/art/demo/60548-didakticheskaya-igra-pyatyj-lishnij.html.
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/12/21/didakticheskie-igry-pri-obuchenii-gramote-v http://festival.1september.ru/articles/537724/    
                                                                               
Содержание программы.
Вводное занятие – 1 час.
Знакомство с темами занятий.
Правила поведения во время игры.
Сюжетно-ролевые игры – 7 часов.
«Я – дежурный в столовой, в группе» - 2 часа.
«Магазин» - 1 час.
«Звонок по телефону…» - 1 час.
«День рождения у ….» - 1 час.
«Автобус» - 1 час.
«С друзьями на природе» - 1 час.
Подвижные игры – 11 часов.
Русская народная игра «Цепи кованые» - 1 час.
Русская народная игра «Горелки» - 1 час.
Русская народная игра «Блуждающий мяч» - 1 час.
Игра «Колечко» - 1 час.
Игра «Море волнуется» - 1 час.
Веселые старты – 2 часа.
«Метко в цель» (осень, зима, весна) – 3 часа.
Спортивный калейдоскоп (итоговое занятие) – 1 час.
Дидактические игры – 8 часов.
«Поймай выделенное слово» - 1 час.
«Что в мешке?», «Чего не хватает?» - 1 час.
«Бюро находок» - 1 час.
«Слоговый конструктор» - 1 час.
«Строим дом» - 1 час.
«Посади дерево» - 1 час.
«Злой и добрый» - 1 час.
«Составь картинку» - 1 час.
Театрализованные игры – 6 часов.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» - 1 час.
«Можно перейти ваш мост?» - 1 час.
Подготовка ко Дню учителя – 1 час.
Подготовка ко Дню урожая – 1 час.
Подготовка ко Дню Матери – 1 час.
Подготовка к 8 марта – 1 час.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятий Дата К-вочасов Цели занятий Оборудование
1. Вводное занятие
Понятие «игра»
Правила поведения во время игры 03.09 1
- расширение кругозора;
- формирование ЗОЖ.
Карточки с загадками и пословицами.
2. Игра «Я дежурный в столовой»
(работа в парах) 10.09 1 - коррекция и развитие личностных качеств: аккуратность, умение общаться с обслуживающим персоналом,
- воспитывать умение работать в паре,
- привитие эстетических и трудовых навыков.
Столовые приборы (одноразовые),
фартуки и колпаки.
Карточки с загадками и пословицами.
3. Игра «Метко в цель»
(2 команды) 17.09 1 - развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания,
- привитие чувств: терпение, настойчивость, умение сопереживать,
- сплочение детского коллектива.
Мишени, мячи.
4. Игра «Бюро находок» 24.09 1 - развитие мышления, внимания, речи в ходе игры,
- воспитывать самостоятельность и интерес к учебе,
- тренировать зрительную память.
Тематические карточки.
5. Подготовка ко Дню учителя 01.10 1 - развитие творческих способностей в ходе инсценировки,
- сплочение детского коллектива,
- тренировка памяти. Материал для инсценировки.
6. Игра «Я дежурный в группе»
08.10 1 - коррекция и развитие личностных качеств: аккуратность, умение общаться со сверстниками,
- привитие эстетических и трудовых навыков. Инвентарь для уборки.
Карточки с загадками и пословицами.
7. Игра «Слоговый конструктор» 15.10 1 - развитие мышления, внимания, речи в ходе игры,
- воспитывать самостоятельность и интерес к учебе,
- тренировать зрительную память. Тематические карточки.
8. Подготовка ко Дню урожая 22.10 1 - развитие творческих способностей в ходе инсценировки,
- сплочение детского коллектива,
- тренировка памяти. Материал для инсценировки.
9. Игра «Что в мешке?», «Чего не хватает?» 12.11 1 - развитие мышления, внимания, речи в ходе игры,
- расширение кругозора,
- тренировать зрительную память. Мешочек с предметами.
Окружающие предметы.
10. Подготовка ко Дню Матери 19.11 1 - развитие творческих способностей в ходе инсценировки,
- сплочение детского коллектива,
- тренировка памяти. Материал для инсценировки.
11. Русская народная игра «Блуждающий мяч» 26.11 1 - развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания,
- привитие чувств: терпение, настойчивость, умение сопереживать,
- сплочение детского коллектива.
Мяч.
12. Игра «Магазин» 03.12 1 - знакомить с правилами поведения в общественных местах (магазине),
- формировать умение общаться с обслуживающим персоналом и с окружающими,
- развитие речи в ходе общения. Предметы-«товар», необходимый инвентарь.
Загадки и пословицы.
13. Игра «Метко в цель»
(две команды) 10.12 1 - развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания,
- привитие чувств: терпение, настойчивость, умение сопереживать,
- сплочение детского коллектива.
Мишени, снежки.
14. Игра «Звонок по телефону…» 17.12 1 - знакомить с правилами общения по телефону,
- расширять словарный запас,
- развитие речи и культуры поведения. Телефон.
15. Русская народная игра «Цепи кованые» 24.12 1 - развитие двигательной активности в ходе игры,
- повышение уверенности в своих силах,
- коррекция личностных качеств: выдержка, умение сдерживать свои чувства,
- сплочение детского коллектива. 16. Игра «День рождения у …» 14.01 1 - развитие речи, мышления в ходе беседы и обыгрывания ситуации,
- формирование личностных качеств: внимание, забота о ближних. Тематические карточки, картинки; стихи с поздравлениями.
17. Русская народная игра «Горелки» 21.01 1 - развитие двигательной активности в ходе игры,
- повышение уверенности в своих силах,
- коррекция личностных качеств: умение сдерживать свои чувства,
- сплочение детского коллектива. 18. Веселые старты 28.01 1 - развитие двигательной активности в ходе игры,
- повышение уверенности в своих силах,
- коррекция личностных качеств: умение сдерживать свои чувства и проигрывать,
- сплочение детского коллектива. Мячи, скакалки, обручи.
19. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» 04.02 1 - учить детей принимать совместные решения,
- воспитание чувства коллективизма,
- развитие речи и мышления, творческого воображения в ходе игры. 20. Игра «Строим дом» 11.02 1 - развитие воображения, мышления в ходе выполнения задания,
- воспитывать умение работать в парах. Тематические карточки и картинки.
21. Игра «Море волнуется» 18.02 1 - развитие творческого воображения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива. 22. Игра «Можно перейти ваш мост?» 25.02 1 - развитие речи, внимания и зрительных восприятий,
- повышение уверенности в своих силах,
- сплочение детского коллектива. Личные принадлежности воспитанников.
Загадки.
23. Подготовка к 8 марта 03.03 1 - развитие творческих способностей в ходе инсценировки,
- сплочение детского коллектива,
- тренировка памяти. Материал для инсценировки.
24. Игра «Посади дерево» 10.03 1 - развитие мышления, внимания, речи в ходе игры,
- воспитывать самостоятельность и интерес к учебе,
- тренировать зрительную память.
Тематические картинки и карточки.
25. Игра «Колечко» 17.03 1 - развитие соразмерности движений, доверия к другим в ходе игры,
-формировать умение выражать свои чувства и умения проигрывать,
- сплочение детского коллектива.
Колечко.
26. Игра «Злой и добрый» 24.03 1 - развивать зрительное восприятие, мышление, воображение в ходе игры,
- привитие любви и бережного отношения к животным.
Тематические картинки.
Загадки о животных.
27. Игра «Автобус» 07.04 1 - знакомить с правилами поведения в общественных местах (в транспорте),
- формировать умение общаться с окружающими, людьми, проявлять внимание и заботу к старшим,
- развитие речи в ходе общения.
28. Игра «С друзьями на природу» 14.04 1 - продолжить знакомство с правилами поведения на природе,
- воспитание бережного отношения к окружающей природе,
- развитие речи, мышления в ходе беседы и обыгрывания ситуаций. Тематические карточки и картинки.
Загадки, пословицы, поговорки.
29. Игра «Метко в цель» 21.04 1 - развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания,
- привитие чувств: терпение, настойчивость, умение сопереживать и проигрывать,
- сплочение детского коллектива. Мишени, мячи.
30. Игра «Составь картинку» 28.04 1 - развитие мышления, внимания, речи в ходе игры,
- воспитывать самостоятельность и интерес к учебе,
- тренировать зрительную память. Тематические картинки.
31. Веселые старты (игры на стадионе) 12.05 1 - развитие двигательной активности в ходе игры,
- повышение уверенности в своих силах,
- коррекция личностных качеств: умение сдерживать свои чувства и проигрывать,
- сплочение детского коллектива. Мячи, скаклки.
32. Игра «Поймай выделенное слово» 19.05 1 - развитие мышления, внимания, речи в ходе игры,
- воспитывать самостоятельность и интерес к учебе,
- тренировать зрительную память. Тематические карточки.
33. Спортивный калейдоскоп 26.05 1 - подведение итогов,
- закрепление полученных навыков. Спортивный инвентарь.