Роль труда в социальной адаптации учащихся на уроках СБО


Роль труда в социальной адаптации учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 
Одной из основных задач учреждения является коррекция отклонений в развитии умственно отсталых воспитанников в процессе образовательной и трудовой подготовки. Говоря о значимости трудовой подготовки в социальной адаптации умственно отсталых учащихся, рассмотрим такое понятие как труд. Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Труд — это деятельность человека, обладающая следующими свойствами: 
осознанностью действий.
целесообразностью действий.
результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат, потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;
общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества;
энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.
В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда — это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Исходя из этого в школах VIII вида основным предметом на протяжении всех лет обучения является трудовое обучение. Нельзя отрицать и значимость специальных коррекционных занятий по СБО, которые были включены в программу с 1981 года. Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, на формирование знаний и умений обслужить себя и других. Мы изучаем следующие темы: «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт », «Торговля », «Средства связи », «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия », «Трудоустройство». Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по разным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Для этого проводятся экскурсии в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Традиционно в мае месяце посещаем городскую службу занятости населения, где учащихся знакомят с востребованными в городе рабочими специальностями. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, "Квартплата", "Оформление на работу" и т.п.) проводим практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций. Занятия по СБО должны способствовать усвоению морально – этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса. Проводим сюжетные, ролевые игры, в которых разбираются, проигрываются жизненные различные ситуации. Каждая тема программы имеет разделы «теоретические сведения» и «практические работы». Большое внимание уделяется практическим работам. Обязательным условием является изучение правил техники безопасности. На уроках проводятся практические работы с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, объясняется и показывается детям, что должен делать бригадир, при этом учитель выступает в роли бригадира одной из бригад. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиры получают инструктаж об их обязанностях заранее. В ходе практической работы бригадир выполняет часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. В процессе выполнения задания учащимся даются некоторые указания и объяснения, оказывается им помощь. учитель следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме строим работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, тогда на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда. Знакомя детей с новым приемом, сначала даем объяснения всему классу, затем организуем тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием. Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.). В кабинете устанавливаем поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий. Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков организуем соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги подводим в конце занятия. В заключении сделаем вывод, что вся практическая работа на уроках СБО нацелена на совместную деятельность (ролевые игры, бригадные работы), и решает следующие задачи: 
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.
Развивать способность ориентироваться в задании.
Планировать последовательность действий.
Вырабатывать самостоятельные трудовые умения и навыки, необходимые для выполнения предусмотренных работ.
Способствовать развитию эстетического вкуса и эстетических норм поведения.