Доклад. Развитие компетенций у школьников как условие социальной успешности в школе.

Развитие компетенций у школьников как условие социальной успешности в школе.
Казахстанское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное в целом переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само содержание понятия успешности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, заданный параметр современной цивилизации.
В словаре русского языка СИ. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого . Следовательно, об успешности можно говорить как о социальном качестве, поскольку успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы, ценности, обычаи. Успешность можно назвать одним из социальных параметров личности, своеобразным индикатором социального статуса человека. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных стараний и усилий.
В педагогическом аспекте успешность понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в обучении воспитанников, и успех родителей в воспитании детей.
Применительно к дошкольному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, поскольку в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.
Положения успешности:
1.  Успешность - социальное качество личности, отражающее степень усвоения ею системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. Применительно к дошкольнику успешность есть интегративная, общественно и личностно признанная социально-педагогическая характеристика его личности.
2.  Социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания до школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.); их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха дошкольника.
3.  Ведущей целью предшколы является формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в учении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время). Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младшего школьника.
4.   Личность успешного до школьника характеризуют:

·        высокая мотивация; интерес к учению; сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению; прилежание;

·  проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;

·        адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

·    умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

· умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;

·        способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.
5.     Развитие успешности как социального качества личности ребенка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе:  прилагает усилия для новых достижений и интерес к своим
успехам, а также успешность, в учебной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми: ребенок принимает и выполняет требования педагогов, родителей. Это проявляется в общем положительном отношении ребенка к процессу обучения и воспитания, а также в соблюдении правил поведения, норм общения, распорядка дня в школе и дома. При этом необходимо соблюдение ряда условий, таких как реальность, оптимальность, доступность, осознанность достижений, мотивация ребенка на успех.
6.     Специалисты социально-педагогической службы школы, взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса, обеспечивают условия успешности обучения, воспитания и социального развития ребенка . Основные задачи социально-педагогической службы школы: донести до взрослых участников образовательного процесса значимость успешности начального этапа обучения; направить усилия педагогов, родителей, других взрослых на воспитание у ребенка таких качеств, как жизнелюбие, оптимизм, умение быть счастливым, не впадать в уныние при неудачах и пр.; оценить реальные и потенциальные возможности самого ребенка, а также школы и семьи для достижения успехов в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения успеха в жизни очень важно понять три вещи: первое это то, что каждый человек своими мыслями, словами и поступками сам формирует свою жизнь, свой круг общения, свои цели и свое прошлое, настоящее и будущее. Второе - это то, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу и свои поступки. Третье- каждое событие в жизни само по себе нейтрально и неслучайно, но решающее значение для судьбы человека имеет его личное, субъективное отношение к происходящему, его оценка события, от которой зависит качество жизни и собственно судьба человека .
Признаки и критерии социально-педагогической успешности
Признаком успешности процесса социализации дошкольника является его социальная активность. Мы воспринимаем определение социальной активности как феномен,состояние и отношения субъекта к явлениям социального мира.
Социально-педагогическую активность мы рассматриваем как признак качества коммуникативного взаимодействия в единстве двух ее составляющих: первая -внешняя (поведенческая), проявляющаяся в инициативных, социально-ориентированных действиях и поступках,она является средством самореализации, раскрытия существенных качеств личности; вторая -внутренняя (мотивационная) является результатом развития личности, отображает ее социально-педагогические способности,оценочные суждения и социальные потребности,оказывает содействие полной реализации ее социально- педагогического потенциала.
Основываясь на понимании социализации как процесса самосовершенствования ребенком своего социального опыта, мы выделили следующие критерии социального опыта:

·содержательный –выражается через материальное и культурологическое содержание;

·деятельности ребенка и проявляется в его представлениях о главных жизненных ценностях;

·  позиционно-оценочный –выражается через тенденцию проявления индивидуальности, личностной активности,рефлексивной позиции;

·функциональный – определяется тем,как внутренние особенности самооценки,соотношение представлений о главных жизненных ценностях преобразуются в ту или иную психологическую основу социальной активности.
В сущностной характеристике определены такие его признаки: социальное (по субстанциональному признаку), интегрированное (совместные действия учителя и родителей в процессе их деятельности и общения),открытое (похарактеру взаимодействия индивида с окружающим миром), ценностно-образовательное (по характеру отношения личности к действительности), развивающее и целенаправленное.
Таким образом, можно сделать вывод,что в условиях личностно-ценностной образовательной среды взаимодействия у дошкольников возрастает интерес к социально значимой деятельности,повышается уровень коммуникативных способностей, формируется умение управлять собственными эмоциями и чувствами, приобретается способность анализировать и критически оценивать собственные поступки, вступать во взаимодействие с ровесниками, у детей формирования их социального опыта.

15