Разработка урока по предмету история Утверждение Ярослава в Киеве. «Русская Правда»


Утверждение Ярослава в Киеве. «Русская Правда»
 Задачи:
Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета; раскрыть законодательную деятельность Ярослава Мудрого; раскрыть историческую сущность «Русской Правды»;
Развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей; продолжить формирование умения самостоятельной работы с учебником, картой, анализа исторических документов, коммуникативных умений
Воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; выработка умения учиться на примере выбора пути исторической личностью.
Основные термины и понятия: канонизация, Русская правда, холоп, смерд, тиун, репродукция картины И.Я. Билибина «Суд во времена Русской Правды» , портреты Ярослава Мудрого, Бориса и Глеба, цитата из словаря Даля.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
У каждого из нас есть фамилия, имя и отчество. Но в XI веке каждый родившийся ребенок имел только имя. У взрослых людей могли появиться прозвища. У князей Древней Руси тоже были прозвища: Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский.
Сегодня вы узнаете о киевском князе Ярославе, которого народ прозвал Мудрым, о его деятельности.
Поэтому тема нашего урока … Я думаю, вы и сами догадались, как называется тема нашего урока. Попробуйте её сформулировать. (Утверждение Ярослава в Киеве. «Русская Правда»)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Конечно, об эпохе Древнерусского государства в первой половине XI века при Ярославе Мудром, о личности Ярослава Мудрого и о его деятельности по укреплению Древнерусского государства.
Запишите тему урока в тетрадь. (тема на доске)
За всю историю человечества только трех правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев VI , французский король Карл V и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил через пять веков после смерти. Сначала его так назвали московские летописцы, а затем русский историк Николай Карамзин.
Наша задача – выяснить, почему из многочисленных русских князей именно Ярослав удостоился такого имени.
Сын Владимира Крестителя, великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Ярослав в начале своего правления в 1016 году, ввёл в действие писаный свод законов – Русскую Правду. Князь Ярослав Владимирович за 35 лет правления заслужил прозвание «Мудрого» правителя.
«Мозговой штурм»
Как вы думаете, какого человека можно назвать мудрым?
(Умного, доброго, образованного, умелого и т.д.)
Слова Даля вывешиваются на доску
Значит, князь Ярослав был образованным человеком, умным и мудрым правителем, если народ дал ему такое прозвище. Вы с этим согласны?
- Но ведь Ярослав мог приказать летописцам написать о нём только восторженные отзывы! Возможно, он таким ХОТЕЛ КАЗАТЬСЯ ДЛЯ ПОТОМКОВ!!!
Вот с этим вопросом мы и будем с вами разбираться и ответ на него вы дадите мне в конце урока.
Но прежде чем узнать, в чем же состояла мудрость политики, проводимой князем Ярославом, давайте выясним обстоятельства, при которых Ярослав стал великим киевским князем.
Актуализация знаний учащихся
1. Назовите и покажите на карте государство, в котором княжил Владимир Великий.
2. Назвать и показать на карте столицу государства.
3. Назовите и покажите на карте какие ещё крупные города были в то время на Руси.
4. Назовите и покажите на карте город, в который Владимир отправил сына Ярослава после покушения на свою жизнь.
5.При каких обстоятельствах князь Владимир пришёл к власти?
6.Назовите реформы князя и дайте им оценку.
Итак, князь Владимир сделал много для укрепления Древнерусского государства. Но после его смерти в 1015 году наступили тяжелые времена. 12 его наследников начали упорную борьбу за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в Новгороде. Сейчас я расскажу об основных событиях этого периода, а вы, внимательно прослушав, должны будете дать ответы на вопросы об этих событиях.
Портреты Бориса и Глеба вывешиваются на доску.
Владимир оставит престол двум своим младшим сыновьям от второй жены: Борису и Глебу, что очень не понравилось его старшим детям от первого брака. Да и сами юноши считали это решение отца несправедливым и готовы были отказаться от престола, с чем и шли на встречу с братьями.
Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасных соперников, подослав к ним тайных убийц. Борис, который во время смерти Владимира воевал с печенегами, защищая русские земли, отказался идти на Киев и силой добыть престол. Он ехал на встречу со Святополком один и без оружия, в знак своих добрых намерений. Воины Святополка окружили шатер Бориса и пронзили его копьями. Позже Святополк вызывает в Киев Глеба. По дороге в Киев молодой князь будет убит. А ведь эти братья отказались от братоубийственной борьбы! Главным для них был Бог, любовь к людям, а не власть.
За свои действия Святополк был прозван в народе Окаянным. Борис и Глеб в дальнейшем были канонизированы, то есть причислены церковью к лику святых.
А война между братьями разгоралась с новой силой. Собрав свои дружины, они беспощадно уничтожали друг друга, часто призывая на помощь печенегов.
И только в 1019 году, разбив своих братьев, Ярослав утвердился на киевском престоле.
Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани. В 1024 году Мстислав разбил войска Ярослава, но правление державой оставил за братом, так как Мстислава больше интересовали походы, а не управление страной. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.
- Что заставило родных братьев взяться за оружие?- Кто победил в этом противостоянии?- Какова судьба родных братьев Ярослава Бориса и Глеба?
- За что их причислили к лику святых?
- За что Святополка прозвали Окаянным?- Что такое междоусобица?- Какие качества проявили Борис и Глеб во время усобицы?
- Что такое канонизация? (записали в тетрадь)
Таким образом, в результате борьбы за киевский престол, великим князем киевским стал сын Владимира Ярослав.
Демонстрация портрета Я. Мудрого.
Годы правления Ярослава Мудрого – 1019–1054 гг. А теперь ознакомимся с текстом №7 учебника и выполним задания по группам. 1 группа: (девочки) Выберите из текста пункта 2 (с.58) предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый». 2 группа(мальчики) Выберите из пункта 4 (с.59-60) предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».
Физкультминутка - Итак, в чем проявилась мудрость князя в его внутренней политике?
- какие действия князя во внешней политике характеризуют его как мудрого политика?
Молодцы, а сейчас, я предлагаю вам познакомиться с некоторыми законами «Русской правды», главным, на мой взгляд, достижением Ярослава Мудрого.
Работа с документом (распечатка на каждой парте)
Из законов «Русской Правды»
«Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскивать деньгами в казну: за голову боярина или граждан именитых – 80 гривен; за повара, конюха, купца, за всякого свободного человека  – 40 гривен».
«… А за убитого смерда или холопа 5 гривен…»
«Если равный ударит равного палкой, ладонью, чашей,.. платить3 гривны, а если смерд ударит боярина платить 12 гривен».«…а за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен..»«…если холоп ударит свободного человека…штраф 12 гривен.., а свободный имеет право побить холопа»
«Если кто украдёт чужое и обнаружит похищенное .., то получает своё и 3 гривны за обиду»
«…если кто украдёт имущество князя..., платить 12 гривен, а имущество вернуть»
«…если же не будет видока (свидетеля) и слово обвиняемого будет против слова обвинителя, отдать решение на Божий суд..., а затем с виновного взыскать штраф…»
- Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?
- Чья жизнь ценилась дороже: знатных людей или простых? Докажите.
- Было равенство на Руси между жителями государства? Докажите.
- Какое наказание ждёт преступника за содеенное? Есть в «Русской Правде» смертная казнь?
Таким образом, законы Ярослава определяли денежное наказание и за всякое насилие. Видимо, такими большими денежными наказаниями пытались сберечь жизнь людей при тогдашней редкости денег.
- А как вы понимаете последнюю статью? Что такое Божий суд?
А сейчас, давайте совершим воображаемое путешествие во времена Киевской Руси XI века на княжеский суд, на основе картины «Суд во времена Русской Правды».
Перед палатами расторопные плотники возвели помост для князя и бояр. Затянули его дорогими коврами, сверху по коврам расставили скамьи с мягкими суконными полавочниками. Княжеское кресло, обшитое золотыми пластинами с вделанными в них дорогими каменьями, установили посередине. Внизу перед помостом выстроились дружинники. Князь явился перед людьми в красном корзне (плащ у знатных людей Киевской Руси), застегнутом на плече золотой запоной, в красных сафьяновых сапогах с серебряными завитушками на голенищах и пушистой собольей шапке с алым верхом.
Князь кивнул, тотчас же дружинники выхватили из группы людей, стоявших у помоста чуть поодаль, щуплого старика. Его поставили на колени. Старик молчал. Тогда за него сказал вынырнувший из-под помоста видок (свидетель) с набухшими маленькими глазками.
Кузнец Кропило, князь, украл боярского сокола, спрятал в избе подлавкой. А как пришли люди, облаял их негожими словами, поносил боярина
и служек его.
- Вынесите наказание Кропиле, согласно законов «Русской правды»
— Да будет так, а покуда взять Кропилу под стражу,— сказал князь.
Старик ни слова не вымолвил, только губами пошевелил. По знаку тиуна
его отволокли в сторону и бросили наземь.
К помосту подвели крепкого парня с темными мокрыми пятнами на рубахе.
— Пади! — багровея, приказал тиун. — В чем твоя вина, раб?
— Не раб я, а человек вольный,— ответил парень. — Гончар я по прозванию Лука.
— А скажи, Лука, в чем обвиняет тебя мой тиун? — спросил князь.
- Куру украл.
- Врёшь! – подскочил боярский тиун.
- Грабил боярские скотницы, бесчинствовал на боярском дворе!
Парень отрицал свою вину.
— Видок есть? — спросил князь. В толпе молчали.
- Что сказано об этом в Русской Правде?
( если же не будет видока (свидетеля) и слово обвиняемого будет против слова обвинителя, отдать решение на Божий суд)
Работа по картине И. Я. Билибина «Суд во времена Русской Правды» (вывесить на доску)
Гончар сильно побледнел, заметался в руках державших его дружинников. Неподалеку от помоста на углях светился раскаленный железный брус. С парня сорвали кафтан, оголили по локоть правую руку. Стихло на площади, притихшая толпа подалась вперед.
Парню в руку сунули раскаленный брус. Сжав ладонь, Лука сделал несколько шагов и упал. Дружинники натянули ему на обожженную руку мешок, наложили восковую печать.
Тиун протяжно произнес:
— Рука заживет, значит, ты не виновен — отпустим с миром. Ежели не
заживет, взять под стражу и бросить в поруб.
- Итак, что же такое «Русская Правда» (запись в тетрадь)
За свою жизнь Ярослав сделал много, что достойно войти в великие княжеские деяния, но «Русская Правда» – самое главное его творение, за которое его и назвали Мудрым.
- В подведение итогов урока давайте ответим на вопрос, оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый? (ответы учащихся)
- Что из всех дел князя Ярослава Мудрого вы бы поставили на первое место и почему?
Я считаю, что мудрость не просто характеризовала князя как человека, она была символом его жизни. Два главных храма, построенных им в Киеве и Великом Новгороде, посвящены Софии Премудрой. Оба! Такое не может быть случайным. И все это сделал - один человек и за одну жизнь. Он стремился сделать Русь сильным, богатым государством. Поступал как мудрый, дальновидный политик.
Ярославу много пришлось пережить из-за междоусобицы после смерти своего отца. По завещанию Ярослава Мудрого Русь стала общим владением его сыновей. Но при этом он разделил государство на уделы, и сыновья стали удельными князьями. Смогут ли они жить дружно и найти общий язык, сохранить спокойствие на Руси? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Домашнее задание. Проработать параграф 7, отвечать на вопросы, выучить записи в тетради.