Конспект урока внеклассного чтения на тему Читаем о музыке, композиторах, музыкальных инструментах


Тема. Читаем о музыке, композиторах, музыкальных инструментах.
Цель: воспитывать у детей любовь к чтению. Совершенствовать технику чтения, развивать правильное, беглое, выразительное чтение. Воспитывать любовь к музыке, к природе.
Ход урока
Организационный момент.
Работа над новым материалом.
Сообщение темы и целей урока.
Тема урока: «Читаем о музыке, композиторах, музыкальных инструментах».
Готовя домашнее задание, вы работали коллективно, группами, индивидуально, работали в библиотеке, вам помогали родители дома и я в школе найти нужную книгу о музыке.
«Музыка — величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать».
Сегодня на уроке мы будем говорить о музыке и ее создателях, вы подготовили много интересного материала, различной литературы.
Что же такое музыка?
Первый ученик. Музыка — это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира.
Услышав печальную музыку, человек плачет, а бодрая, веселая музыка возвращает ему радостное настроение. Нет на свете людей, безразличных к музыке.
Второй ученик. Музыка трогает сердце каждого человека, но по-настоящему ее понимают далеко не все. Чтобы разбираться в музыке, нужно её много слушать, стараться много знать о ней, о творческом пути музыкантов, о музыкальных жанрах. Для этого нужно читать книги о музыке.
Как к нам пришла музыка?
Третий ученик. В глубокой древности трудной была жизнь людей. Их речь была бедна и ограничена.
А музыка уже существовала! Конечно, это была не та музыка, которую мы слышим сейчас. На первых порах музыка звучала только в исполнении человеческого голоса.
Но люди заметили, что музыкальный звук можно извлечь из тугой тетивы. С глубокой древности и до наших дней люди по крупицам создавали и продолжают создавать новые музыкальные произведения и новые инструменты.
4. Какие музыкальные инструменты вы знаете.
(Трое учеников рассказывают о фортепиано, гитаре и арфе.)
-Где вы прочитали об этих инструментах/
-Кто же создает музыку?
-При подготовке к уроку вы читали о разных композиторах, о каких?
III. Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (1840-1893).
Одни композиторы пишут музыку для взрослых, другие — для детей. Есть композиторы, которые пишут для взрослых и детей. К таким композиторам относится и Пётр Ильич Чайковский. Сегодня на уроке мы ознакомимся с его жизнью и творчеством.
Седьмой ученик. Без устали мог слушать Петя оркестрину — это механический орган, выписанный отцом из Петербурга. Мелодии, которые играла оркестрина, мальчик старался подобрать по слуху на фортепиано, и это ему легко удавалось.
Александра Андреевна заметила, как сильно влечет Петю музыка. Не раз она видела у него на глазах слезы при звуках оркестрины.
По-настоящему встревожилась она однажды, когда Петя после музыкального вечера сильно расплакался и все время говорил: «Избавьте меня от этой музыки, она у меня везде: и в груди, и в голове...»
Восьмой ученик. После этого случая все следили,
чтобы Петя поменьше оставался за фортепиано, а больше времени проводил на улице, играл с детьми. Но и оторвавшись от клавишей, он продолжал жить в мире звуков. Однажды, выйдя на веранду, он так отвлеченно отбивал мелодию на стекле, что не заметил, как разбил окно и сильно порезал руку.
Видя такую сильную любовь Пети к музыке, родители пригласили учителя музыки.
Девятый ученик. Мария Марковна выучила Петю разбирать ноты, заставляла играть упражнения и гаммы. Очень скоро Петя освоился с инструментом и без труда подбирал понравившиеся ему пьесы.
Когда Пете исполнилось 14 лет, у него умерла мама, мальчик очень страдал. Он сильно любил маму и болезненно переживал эту утрату.
Десятый ученик. Стал вопрос о выборе профессии. Отец выбрал для сына профессию военного юриста. Петр Ильич закончил училище правоведения в 22 года, но мечта стать композитором его не покидала. Все друзья и знакомые говорили, что для этого уже поздно. Но музыка влекла к себе неудержимо, и Чайковский поступил в Петербургскую консерваторию. Через три года он закончил ее с золотой медалью.
Петр Ильич Чайковский стал композитором.
Одиннадцатый ученик. Чайковский очень любил музыку и сочинил много музыкальных произведений, как для взрослых, так и для детей.
Он писал симфонии, балеты, оперы, для детей он написал пьесы, которые вошли в альбом «Времена года» и «Детский альбом».
Двенадцатый ученик. В то время, когда П. И. Чайковский писал музыкальные пьесы для «Детского альбома», он жил у своей сестры на Украине в Каменке.
У сестры были дети, которых Петр Ильич очень любил. Чайковский хотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых рассказывалось бы о том, как дети играют, чем занимаются в течение дня.
IV. Работа над текстом Е. Горской «Детский альбом»
П. И. Чайковского».
1.Чтение первого абзаца хором.
2.Чтение второго абзаца «цепочкой».
3.Выборочное чтение:
— Как П. И. Чайковский проводил время, когда жил у сестры?
Кто из детей серьезно относился к занятиям музыкой?
Почему Чайковский решил создать альбом для детей?
Сколько пьес вошло в этот альбом?
Какие произведения вошли в «Детский альбом»?
V. Прослушивание «Марша деревянных солдатиков».
Сейчас мы послушаем «Марш деревянных солдатиков».
(Деревянные солдатики появляются из коробки, оживают. Они расправили свои одеревеневшие плечи и, покачивая острыми штыками, бодро шагают на суровую войну. А когда марш заканчивается, усталые воины отправляются на покой.)
Физкультминутка
VI. Знакомство с альбомом «Времена года».
Сегодня мы также познакомимся с альбомом « Времена года».,
В него вошли 12 пьес, по числу месяцев в году. Получился музыкальный календарь природы. На доске _ картины известных художников. Посмотрите, как красками художники передают красоту родной природы. В какой последовательности размещены эти картины (осень, зима, весна, лето), в такой же последовательности мы будем слушать и музыкальные пьесы. Сейчас мы послушаем пьесу «Осенняя песня». Слушайте внимательно, а затем скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка.
-Ребята, а как поэты изображают картины осени? Прочитайте стихотворения, которые вы подготовили к уроку. (Стихи читают под музыку и без нее.)
-Ребята, вы сейчас слушали стихотворения, которые звучали под музыку и без музыки. В каком случае эмоциональнее, ярче представлялась картина осени?
Музыка дополняет, оживляет литературу. Музыка и поэзия взаимосвязаны друг с другом.
-Как писатель Г. Скребицкий в книге «Четыре художника» изображает осень? Прочитайте.
-Сейчас прозвучит пьеса «У камелька». Слушайте, а затем поделитесь своими впечатлениями от этой мелодии. Какое настроение вызывала у вас эта музыка?
-Прочитайте стихи о зиме.
-Прочитайте отрывки о зиме из рассказа «Четыре художника».
-Ребята, мы продолжим работать над альбомом «Времена года», когда придет весна.
VII. Итог.Чем сегодняшний урок отличается от других уроков чтения? (Звучала музыка.) ,
-Интереснее ли получился урок? (Благодаря музыке, стихам, картинам урок был эмоциональнее, ярче, богаче.)
Что вам помогло в подготовке к сегодняшнему уроку? (Книги.)
-Чем больше вы будете читать, тем больше будете знать. Есть еще очень много интересных книг.