Интегрированный урок в 7 классе Физика в пословицах, поговорках, загадках, сказках, стихах и прозе


Интегрированный урок физики и литературного чтения в 7 классе "Физика в пословицах, поговорках, загадках, сказках, стихах и прозе"
Дата проведения 15.12.16
Урок проведен учителем физики: Комаровой М.Н и заведующей библиотекой: Марталер Е.Г.. На уроке присутствовали руководитель ШМО Жукова О.С., учитель физики Варварова С.Ю., лаборант Лизунова З.Н., классный руководитель 7 «Б» Абрамова И.В.
Цель  мероприятия :
·         установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества,
·         помочь учащимся лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни.
Задачи:
-отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность;
- учащиеся могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотворениях;
- решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить - бывает и так! - ошибки и заблуждения авторов;
- восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков научной фантастики.
Оборудование:
·         физические приборы
·         презентация
Ход мероприятия
Беседа с учащимися о пословицах.
Пословица - краткое изречение, выражающее законченную мысль (афоризм) и обобщающее многовековой опыт народа. Она относится к речевым жанрам фольклора и употребляется в разговорной речи. О важности содержания и меткости пословиц говорится: "Добрая пословица не в бровь, а в глаз". Пословицы народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация. Наблюдения над явлениями природы, житейскими ситуациями в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатленным в афористичных народных изречениях. Часто в пословицах ярко отражены физические явления. Причём пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание.
Конкурс №1 "Пословица недаром молвится"
Объяснить физический смысл пословиц. Учащимся предлагается следующий план:
О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?
Каков её физический смысл?
В чём её житейский смысл?
1 "Гвоздём моря не нагреешь" - русская
2 "Много снега - много хлеба" русская
1 В гнилой доске гвоздь не держится» -турецкая
2 "Пошло дело как по маслу" - русская
1"Ложка дёгтя в бочке мёда" – русская
2  «Угря в руках не удержишь»-французская
1 «Беги коли нужно, да носом не падай»-сербская
2 «Что кругло, легко катится» японская
Правильный ответ 2 балла 
Конкурс №2 "С нами загадки играют в прятки"
Разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Нужно обратить внимание учащихся на то, что загадки часто содержат лишь намёки на загадываемое явление или предмет, и нужно проявить сообразительность, чтобы в образном, иносказательном описании узнать знакомое явление. Некоторые загадки носят шутливый характер, и не следует относиться к ним слишком серьёзно. Надеюсь, что отгадывание загадок доставит игрокам удовольствие, ведь многие из них так красивы и поэтичны. Необходимо не только отгадать загадку, но и ответить на следующие вопросы:
Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
1 Никто его не видывал,
 А слышать всякий слыхивал
 Без тела, а живёт оно
 Без языка кричит. (эхо)  1 балл
2 В круглом домике, в окошке
 Ходят сёстры по дорожке,
 Не торопится меньшая,
 Но зато спешит старшая. (часы) 1 балл
 1  Я под мышкой посижу И что делать укажу
 Или разрешу гулять Или уложу в кровать (термометр) 1 балл
 2  Две сестры качались, Правды добивались.
  А когда добились, то остановились. (весы) 1 балл
1         С начала – блеск
2           За блеском - треск
 За треском - плеск.(Световое, звуковое, электрическое, механическое, гроза)
5 баллов
2 .Внутри горение , кругом бурление. Вода кипит, пить чай велит,
Пар вверх валит. (Горение, звуковое, кипение, испарение, самовар). 5 баллов
Конкурс №3 "Поговорки, приметы"
Беседа с обучающимися о поговорках.
 Поговорка - это лаконичное образное выражение, в отличии от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В. И. Даль определяет поговорку как "неполную пословицу". Берущие начало в глубокой древности, поговорки являют собой устный свод бытовых социальных, философских, религиозных, морально- этических взглядов и представлений народа. В лучших поговорках - простых, но богатых по мысли - от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передаются заветные правила жизни. Известно, что русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, записывали поговорки. В творческом наследии Пушкина, Гоголя, Толстого и других писателей можно найти немало примеров того, как точно и умело использовали народные поговорки великие мастера слова. Они стремились передать, таким образом, живую душу народа. Не случайно А.С. Пушкин писал: ": что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото а не даётся в руки, нет!"
Объяснить физический  и житейский смыслы  поговорки.
 Правильный ответ 2 балла
1 Кукиш в кармане утаишь, а шила в мешке не утаишь.
2 Без подпорки и большая стена падает.
1 Вилами по воде писано.
2 Ему и беда, что с гуся вода.
1 Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться.
2 Что в юности узнал - на камне написал, что в старости узнал - на льду написано.
 
Объясни примету"
1 "Соль мокнет - к дождю"
2 "Табак сыреет- к сырой погоде»
1 "Если звёзды блестят ярко - к стуже"
2 "Мало звёзд на небе - к ненастью" 
Конкурс №4 « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается" 
Ответить на вопросы.
1. Байка про тетерева (русская сказка).
Некому выстроить тетереву домишко.
- Что ж мне дом заводить?
Бултых в снег.
В снегу ночевал, поутру рано встал, по вольному свету полетал, громко, шибко покричал, товарищей поискал».
Почему тетерев ночует в снегу? 3 балла
2. Лиса и волк (русская сказка)
« Волк пошел на речку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
-Ловись рыбка, и мала и велика!
Ловись рыбка, и мала и велика!
Вслед за ним и лиса явилась; ходит возле волка и проговаривает:
-Ясни, ясни, на небе звезды,
Мерзни, мерзни , волчий хвост!»
Почему лисица повторяет:  « -Ясни, ясни, на небе звезды»,
3 балла
1.        Зимовье зверей (русская сказка).
« Тут пришли к быку гусь и петух:
-Пусти , брат, к себе погреться.
-Нет не пущу! У вас по два крыла: один постелешь, другим накроешься, так и прозимуете!
-А не пустишь, - говорит гусь, -так я весь мох из твоих стен повыщиплю , тебе же холоднее будет.
-Не пустишь ,- говорит петух, -Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.
Почему потолки жилых домов засыпали сухой землей, а между бревнами закладывали мох, войлок? 3 балла « Долго молчал мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем висел золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил, боялся, вместе с грязью счастье уйдет , и золотой котел был всегда ста слоями сажи , как бархатом покрыт.
В чистом или покрытом сажей быстрее закипит вода? 3 балла 
Конкурс №5 « Физики и лирики»
1.А.С. Пушнин. Евгений Онегин
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед….. 
Почему коньки хорошо скользят по льду? 
2.  С.А. Есенин Королева 
Приятный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман…. 
Как образуется вечерний туман? 
1.       А.А. Ахматова Другой голос 
Под мостами полыньи дымятся,
Над кострами искры золотятся…. 
Почему полыньи дымятся? 
2.       Дж. Байрон Дон Жуан
Так человека яблоко сгубило, Но яблоко его же и спасло,-
Ведь Ньютона открытие разбило Неведенья мучительное зло.
Дорогу к новым звездам проложило И новый выход страждущим дало
Уж скоро мы, природы властелины, И на Луну пошлем свои машины. 
О каком открытии И. Ньютона идет речь? 
Правильный ответ 2 балла 
Конкурс №6 "Реши задачу"
Пришло время обратиться к литературному творчеству. Решить задачи на основе литературных сюжетов.
1. Пчела вонзает жало с силой 10-5 Н. Какое давление она создаёт на нос Вини Пуха, захотевшего мёда, если площадь её жала равна 3·10-16м2?
Ответ: р= 3,3 ·105 Па
2. Во сколько раз отличается давление на палубу шхуны, создаваемое левой ногой одноногого пирата Сильвера, от давления его правой "деревяшки"? Пират имеет размер обуви такой же, как у вас, площадью 140см2, и деревяшку площадью опоры 8 см2. Масса пирата 80 кг.
Ответ: в 17,5 раз
1. Баба-яга купила у водяного слиток золота, причём взвешивание проходило под водой на пружинных весах и показало массу 15 кг. Какова масса слитка в действительности? Кто кого обманул?
Ответ: 15,8 кг.