Особенности авторского повествования в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».

Дата:
Класс:

Тема: Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
Цели: учить анализу художественного произведения, рассмотреть особенности авторского повествования в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», особенности композиции и жанра, вспомнить с учащимися, какая манера повествования называется сказовой, определить роль пейзажа в произведении, прививать интерес к изучению творчеству М. Шолохова и литературы 20 века в целом.
Формы контроля: анализ текста, устный опрос, пересказ эпизода.
Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Тип урока: комбинированный.
\Ход урока.
1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.
2. Актуализация опорных знаний учащихся с реализацией домашнего задания.
1) Опрос по жизни и творчеству М.Шолохова.
- Где и когда родился писатель?
- Когда впервые были напечатаны его произведения? (1924-1923)
- Какое произведение принесло Шолохову мировую известность? В каком году? (1928 год, «Тихий Дон»)
- Почему роман «Тихий Дон» до сих пор вызывает споры среди литературоведов?
- В каком году читатели увидели рассказ «Судьба человека»? (1956-1957). Что вы можете рассказать об истории создания данного произведения? (см. предыдущий конспект)
- Какова композиция рассказа «Судьба человека»? (кольцевая, см. предыдущий конспект).
- Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»?
(учащиеся рассказывают о смысле названия рассказа и делают вывод о том, что название рассказа поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития).
(данный материал был затронут на прошлом занятии – учащиеся готовили сообщение «Смысл названия рассказа «Судьба человека», также было дополнение учителя).
- Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять?
(в рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности).
- Как проявляет себя герой во всех испытаниях?
(силы его безграничны, в нем чувствуется огромная любовь и воля к жизни, борьба за справедливость)
- Какое значение имеет эпизод в церкви? Перескажите его.
(здесь раскрываются возможные типы поведения в бесчеловечных ситуациях. Разные персонажи (христианин, доктор, Крыжнев, Соколов) ведут себя по-разному. Здесь идет проверка характера Соколова, который поступает так, как велит ему совесть: убивает «своего»).
- В каких сценах рассказа наиболее полно показаны «русское достоинство и гордость»?
(сцены лагеря, где в диких условиях А.Соколов сохранил свое человеческое достоинство и своим гордым поведением заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Также уместно вспомнить сцену возвращения героя в барак с хлебом и салом).
- Какую роль играет встреча Андрея Соколова с «осколком воны» Ванюшей?
(она возрождает героя, герой делает свою судьбу и меняет судьбу мальчика-сироты).
- Как выражена в рассказе позиция автора?
(в образе героя раскрывается трагедия всего народа, его бедствия и страдания, в повествовании чувствуется авторская боль, сочувствие к народу. Также выражению авторской позиции служит и прием антитезы (противопоставления): мирная жизнь-война, счастье - разрушительная сила войны, преданность – предательство, сочувствие-жестокость).
- Какова роль пейзажа в рассказе?
(Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова. Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.
В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно- выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, анафоры (если есть время, можно найти и зачитать).
- Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера воплощает герой?
(Андрей Соколов, простой человек, отец и солдат, выступает как защитник и хранитель жизни, ее основ и нравственных законов. Герой М.Шолохова защищает и смысл и правду человеческого существования).
3. Подведение итогов. Рефле
·ксия: - Сегодня мне очень понравилось.
- Сегодня я не совсем понял.
-Сегодня я могу оценить себя на.
4. Выставление оценок.
5. Д/з:

















Рабочие материалы
Содержание диктанта и грамматического задания


1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.
6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.
Грамматическое задание
I вариант
1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.
2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.
3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)
II вариант
1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.
2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.
3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.
4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).
I вариант
1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.
2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.
3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант
1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.
2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.
3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.
4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

I вариант
1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.
2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.
3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант
1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.
2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.
3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.
4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).


Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 3Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 3Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 315