Работа с текстом на уроках русского языка (из опыта работы)


Работа с текстом на уроках русского языка (из опыта работы)
Аралина Л.Н., учитель русского языка и литературы.
Важность и необходимость работы с текстом на уроках русского языка очевидна сейчас для всех. Эта проблема перестала быть только методической и перестала быть актуальной только для участников образовательного процесса. Ею занимаются сегодня не только школьные преподаватели, но и психологи, учёные. Страницы специальных и популярных изданий буквально кричат о том, что дети не понимают текст. о том, что по уровню восприятия, понимания текста наши школьники - на одном из последних мест в мире. «Это подтверждается статистическими данными и фактами из реальной школьной жизни, - утверждает О.В.Соболева в своей статье, опубликованной в приложении к газете «1 сентября» «Русский язык». - В рамках подготовительного этапа модернизации отечественного образования проводили обследование 200 школ в 76 регионах страны, в котором участвовали более 170000 учеников первых и десятых классов. По результатам обследования более 50% десятиклассников затруднились извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали своё мнение в связи с прочитанным. Психологи установили, что у 90% старшеклассников, завершающих определённый этап образования, нет полноценного понимания смысла художественного текста», Г.Г.Граник приводит ещё более пугающую статистику: из 100 школьников понимают смысл прочитанного лишь 6 человек.
Да и в своей личной преподавательской практике порой сталкиваешься с признанием ученика: «Я не понял». И только на первый взгляд это лукавство, прикрывающее нежелание читать, учить. Задаёшь вопросы по только что прочитанному в классе и снова сталкиваешься с непониманием содержания текста. Какое уж тут лукавство. И чем старше школьник, чем сложнее тексты, тем меньше он их понимает, оставаясь «читателем младенческого возраста». Естественно, что это влечёт за собой отставание в учёбе, не даёт возможности личностного роста. А когда такой школьник становится выпускником, студентом, работником, эта проблема действительно становится государственной. Именно такие случаи в личном учительском опыте и заставили искать пути выхода из данной ситуации, изучать опыт работы других филологов, статьи учёных, методистов и психологов.
Из всего изложенного встаёт вполне закономерный вопрос: почему дети перестали понимать содержание даже элементарного текста? Главной причиной этого называется традиция школьного преподавания, при котором анализу текста уделяется недостаточное внимание или же оно носит формальный характер. Можно, конечно, говорить и о том, что степень овладения русским языком как учебной дисциплиной в очень большой степени зависит от уровня общей культуры школьника и отражает его, от его начитанности, о его языковом окружении, о культурном уровне семьи. И всё это будет правильным. Но ведь непонимание текста приводит к его отторжению, к нежеланию читать. Получается замкнутый круг. И всё же выход из этого тупика есть - это систематическая работа с текстом на уроке.
Работа с текстом между тем давно и прочно вошла в практику преподавания русского языка. Учёными-методистами, психологами, учителями разработано множество форм работы с текстом. Это такие, ставшие традиционными формы работы, как разные виды изложений (подробное, выборочное, сжатое, с элементами сочинения) и диктантов (свободный, выборочный, восстановленный, творческий, с продолжением и др.), комплексный анализ текста, выполнение предложенных заданий к тексту по определённым разделам науки о языке (расстановка знаков препинания, задания по орфографии, синтаксису и т.д.). Последнее, конечно, мене всего ориентировано на само содержание текста, здесь в центре внимания орфограммы, пунктограммы и проч. Но всё же отказываться от такой формы работы, пожалуй, не стоит, хотя именно она в последнее время вызывает некоторые нарекания. В первую очередь за то, что её нельзя считать собственно анализом текста, но ведь она к оному и не причисляется.
Все перечисленные формы работы с текстом хорошо известны, многократно описаны в учебниках по методике преподавания русского языка в и уже много лет применяются в школьной практике.
Систематическое включение работы с текстом в урок развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, синтаксический строй речи. «Нельзя «тиражировать» приёмы, реализуемые мастерами художественного слова, но вполне можно именно на них учиться языковой культуре и мастерству». Привлечение на урок текста имеет и воспитательное значение. Удачный подбор текстов способствует нравственному развитию школьников, формированию у них эстетического вкуса. И учитель должен тщательно подбирать и обдумывать языковые факты, предлагать школьникам яркие и в то же время доступные их восприятию тексты.
Уровень эффективности той или иной формы работы зависит от уровня педагогического мастерства преподавателя, от того, насколько систематически проводится данная работа, потому что фрагментарность не способствует формированию необходимых речевых умений и навыков. А повысить интерес учащихся к такого рода работе помогают, в том числе, новые формы работы, которые не потеряли ещё для ребят прелести новизны. Безусловно, творческие задания вызывают у учащихся больший интерес, и на каком-то этапе изучения языка именно они оказываются более востребованными детьми, а значит и эффективность таких занятий существенно повышается. Ещё один момент привлекает учащихся в этой работе: предлагаемые задания должны быть дифференцированными по степени сложности, посильными для выполнения детьми с разным уровнем знаний, умений, навыков, но ни в коем случаен не примитивных. Это - одно из важных условий, поддерживающих интерес школьников к подобного вида работам.
Понимание любого текста требует от читателя множества умений: определять значение слова в контексте и осмыслять его, «распутывать» грамматическую конструкцию, прогнозировать, сворачивать перифразы, восстанавливать эллипсисы, отличать «факт» от «мнения», отслеживать логику, включать ассоциативный план, воссоздавать предмет в воображении, удерживать информацию в памяти и т.д. и т.п. А эти умения не приобретаются детьми одновременно, а формируются постепенно, на разных этапах обучения. Отсюда и многообразие форм работы с текстом, каждая из которых преследует свою определённую цель, направлена на определенный результат. Рассмотреть все их в пределах данной работы, конечно, невозможно, поэтому остановимся лишь на отдельных.
1. Трансформация, дополнение, моделирование текста.
В процессе изучения текста на уроках русского языка очень интересной и эффективной оказывается работа по трансформации, дополнению и моделированию текста. Она направлена на развитие механизмов речи, на базе которых формируются коммуникативно-речевые умения, которые необходимы для того, чтобы полно понять текст в процессе чтения (слушания) или создать собственный текст.
В основе умения дополнить, трансформировать текст, осознать его структуру с помощью схемы, модели, закончить высказывание, перестроить его (или построить из тех или иных элементов) с учётом характера коммуникативной задачи (замысла автора) лежит способность осознать особенности текста в целом: его стилистическую и жанровую принадлежность, организующий его содержание замысел, структуру, языковое оформление.
Дополняя или трансформируя текст, учащиеся должны обнаруживать умение реализовать такие текстовые категории, как информативность (осознание характера информации в предложенном тексте и дополнение или трансформация её в заданном направлении), смысловая и содержательная цельность (осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно созданном текстовом фрагменте), связность (выбор необходимых средств для связи предъявленного и созданного самостоятельно текстового фрагмента), завершённость (придание высказыванию той композиционной формы, которая обусловлена его жанровыми и стилистическими характеристиками).
Наконец, создавая в процессе дополнения или трансформации текста самостоятельные высказывания, школьники обнаруживают умение правильно использовать изученные грамматические категории, реализовать их текстообразующие возможности, опираясь на те примеры и образцы, которые анализировались в процессе освоения определённой темы.
Для реализации поставленной задачи целесообразно использовать следующие типы упражнений: составление текста на основе данной модели, композиционной схемы или плана; дополнение текста определёнными компонентами (фрагментами); трансформация текста.
Приведём примеры подобных заданий.
1. Прочитайте отрывок из письма А.П.Чехова, где он выражает своё отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять, каково это отношение, и подберите соответствующие образные определения (эпитеты), которые могут быть использованы в данной ситуации для описания цветка.
У Вас 600 кустов георгин. На что Вам этот..., не вдохновенный цветок? У этого цветка наружность..., ..., но содержания никакого. Так и хочется свить тростью его ..., но ...головку.
Примечание. На месте пропусков в письме А.П.Чехова использованы следующие определения: холодный, аристократическая, баронская, надменную, скучную.
2. Проанализируйте отрывки из научно-популярных произведений. Постарайтесь вставить в них пропущенные слова. Для этого необходимо понять основную задачу (цель) высказывания, определить, на какой вопрос отвечает автор текста. Дополняя текст необходимыми для раскрытия его содержания словами, вы подбираете ключ к пониманию смысла высказывания.
1) Речевое общение всегда подчиняется определённым целям. Мы говорим для того, чтобы ... что-нибудь
собеседнику, ... его о чём-нибудь, ... то, что нам неясно, ...или ... разговор, ... наше отношение к собеседнику, к тому, о чём говорим . (По А. Акиншиной.) Примечание. Пропущенные слова (сообщить, попросить, выяснить, начать, прервать, показать) помогают автору ответить на главный вопрос высказывания: каковы цели общения.
2)Важным условием ораторского искусства считается сжатость речи. Разговор о ... и ... речи неизменно сводится к сопоставлению различных синтаксических конструкций. Ведь одну и ту же мысль можно уложить и в ..., ... предложение, ив ..., ... . Что предпочесть - ... конструкции или ..., со множеством придаточных предложений?
Ответ на этот вопрос не может быть... .
Предпочтение той или иной синтаксической конструкции зависит прежде всего от ... речи (устной или письменной), от конкретных ... задач, которые ставит перед собой говорящий или пишущий,, наконец, от его ...слога.
Употребление ... предложений - отличительная черта ... стилей. В ... речи мы используем в основном простые предложения, причём очень часто ....
Примечание. Пропущенные слова (о сжатой и пространной речи; короткое, простое предложение; развёрнутое, сложное; простая конструкция или сложная; не может быть однозначным; от формы речи; стилистических задач; от индивидуального слога; простых предложений, книжных стилей; в разговорной речи; неполные) являются ключевыми для данного высказывания , так как с их помощью раскрываются основные понятия, связанные с содержанием текста.
Постройте из данных предложений текст. Найдите предложение, которое начинает раскрывать единую тему текста (зачин), затем расположите все остальные предложения, стремясь доказать основной тезис, включённый в содержание первого предложения (средняя часть). Обратите внимание на особенности построения предложений (вопросительные предложения, наличие противительных и сравнительных союзов в структуре предложений). Это поможет вам разобраться в логике рассуждения.
У данного высказывания нет третьей, заключительной
части (концовки). Составьте её, учитывая общее содержание и
особенности построения высказывания.
1. Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство
нашего языка?
2. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
3. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
4. Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
5. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
6. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. (По И.И.Постникову.)
4. Подберите из художественной, публицистической или научной литературы тексты, соответствующие данным схемам.
1. Каков предмет?
А) Кто он такой? Что он такое?
Б) Каков он? Каким я его вижу (представляю)?
2. Каков предмет?
А) Кто он такой? Что это такое? Б) Чем он интересен? Чем он полезен?
3. Каков предмет?
А) Что это такое? Кто он такой?
Б) Какие признаки ему присущи? Чем он отличается от других (в
том числе и сходных) предметов (явлений).
5.Проанализируйте данный ниже фрагмент текста, исходя из содержания прочитанных частей, постарайтесь понять логику рассуждения автора и закончить текст, включив в него один абзац.
Отношение к правде бывает разным. Правдолюбцы, болезненные, лихорадочные, за правду не пожалеют ни себя, ни других. Они на виселицу готовы пойти ради правды, да и других на ту же виселицу отправить. К счастью, болезнь правдолюбия чаще не больше, чем насморк, выражается так же гнусаво и излечивается так же легко.
Правдознатцы больше знают о правде, чем правдолюбцы, которым их правда кажется главной, часто последней и достойной подвига или инквизиции. Правдознатцы хотят о правде дознаться. Правдознатцам не только своя правда нужна, но и чужая. И знание их — несчастливое. Знают, что правда горька есть.
Высший тип - ...
(По Д. Самойлову.)
Примечание. Приводим последний абзац. Высший тип - праведники, которые высказать правду не умеют, да и понять её не тщатся, они живут правдой. И потому не зависимы ни от болезни, ни от знания. Живут они правдой по инстинкту по устройству натуры. Правдолюбцам они кажутся трусливыми, правдознатцам — глупыми. А они готовы, может быть, признать и то, и это. Живут, как умеют жить. Боясь иногда пустяков. Но главного не боясь: врага, насилия, смерти.
Выполнение заданий на дополнение или трансформацию текста поможет сформировать у учащихся важнейшие коммуникативные умения, которые обнаруживаются в том числе и в способности правильно отобрать необходимые языковые средства для оформления небольшого текстового фрагмента с учётом характера предъявленного для работы высказывания, а также с учётом особенностей коммуникативной задачи, сформулированной в задании.
Помимо перечисленного, подобного вида работа развивает у детей механизмы эквивалентных замен , механизм предвидения, прогнозирования, предугадывания (антиципации), механизмы памяти.
По тому, как школьники справляются с подобными заданиями, можно судить о степени сформированности таких коммуникативных умений, как умение определять тему и основную мысль высказывания, отбирать необходимые языковые средства для его оформления, строить высказывания в логической последовательности, в соответствующей композиционной форме.
2. Редактирование текста.
Важным составным компонентом воспитания речевой культуры школьников является совершенствование написанных текстов - редактирование. Эту форму работы, пожалуй, можно отнести к одной из самых эффективных и необходимых в системе работы с текстом на уроках русского языка. Редактирование - процесс творческий. На всех этапах обучения мы учим детей совершенствовать содержание и форму своих устных и письменных высказываний. Здесь возможна работа как с предложенным учителем текстом (ребята охотно выступают в роли редактора и, нужно отметить, быстрее и легче находят недочёты в чужом тексте), так и с созданным самими детьми. Последнее, конечно, оказывается более сложным, потому что в собственном тексте ошибки и недочёты заметить сложнее. Но такая работа в процессе обучения языку действительно необходима, так же, как и работа над ошибками. Без неё оценка учителя носит только диагностический характер, а само «заболевание» остаётся без лечения и оказывается хронически запущенным.
Работа по редактированию текста начинается ещё в начальных классах, ведь учащиеся всегда редактируют черновые варианты своих сочинений и изложений. Учебник русского языка для 5 класса Т.А. Ладыженской предлагает некоторые упражнения по редактированию текста, но в дальнейшем упражнения такого типа направлены более на предложение, а не на текст. П. Ф. Ивченков, чьи статьи на эту тему неоднократно печатались в журнале «Русский язык в школе», считает, что в 7 классе уже можно познакомить детей с основными этапами редактирования, объяснить их значение.
1. Зачем нужно редактировать текст?
Учитель напоминает, как тщательно правят свои рукописи писатели, как трудно идут поиски слова. «Необходимо довести до сознания учащихся, что редактирование - нелёгкий труд, но это труд, приносящий удовлетворение и радость».
Настоящие писатели переделывают, редактируют свои рукописи не один раз. Вот, например, любопытное высказывание К.Г.Паустовского о работе А.С.Пушкина над совершенствованием своих рукописей: «Недавно я видел рукопись Пушкина - это зрелище поучительное. Вы видите, как идут поиски слова. В одном месте я насчитал 12 или 14 эпитетов, которые Пушкин всё время менял». А Гессен подтверждает это: «... Пушкин кропотливо работал над своими произведениями. Количество правок иногда так велико, что невероятно трудно проследить за ходом мысли поэта». Известно также, что отдельные главы повести «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстой переделывал до десяти раз.
Редактирование — процесс творческий и многоаспектный. В один раз всю работу по совершенствованию текста провести невозможно. Поэтому П. Ф. Ивченков выделяет три-четыре этапа редакторской правки.
1 чтение. «Я слежу за смыслом». Основная задача этого этапа - осмыслить содержание написанного: насколько оно отвечает теме, речевой задаче, в какой мере удалось раскрыть основную мысль, есть ли лишнее, ненужные детали, логические неточности.
Ученик ничего не исправляет, а лишь подчёркивает те места в анализируемом тексте, которые ему с точки зрения содержания и смысла не понравились. В это же время он ставит на полях или над словами соответствующие условные знаки, указывающие на характер ошибки или недочёта. (Данная система условных обозначений при редактировании текста введена Т.А.Ладыженской и давно применяется учителями на практике).
Приведём некоторые условные обозначения.
условный знак что он обозначает
2 необходим абзац
2 выделение абзаца ошибочно (м.б., излишне)
[ ] лишнее
< > добавить, уточнить + удачный момент в тексте Например, возможно такое задание.
Представьте, что вы читаете не своё сочинение, а сочинение вашего сверстника в первый раз и ставите на полях условные знаки. Объясните, почему вы поставили на полях эти знаки.
Вторичное чтение и правка текста.
Темп чтения - медленный, так как основная задача этого этапа работы - выявить речевые ошибки. Учащиеся внимательно перечитывают фрагмент текста, вносят правки. При вторичном чтении текста внимание учащегося-редактора сосредоточено на недостатках в речевом оформлении текста, на речевых ошибках и неточностях. Вначале учитель помогает ученикам своими редакторскими замечаниями и значками.
Орфографические и пунктуационные ошибки исправляются на всех этапах работы с текстом.
Третье, заключительное (так называемое «отсроченное») чтение.
Отсроченное чтение проводится после того, как рукопись «отлежится» (через несколько дней после её создания и правки), когда свой текст забыт и воспринимается как чужой. Третья проверка часто проводится вслух. «Чтение вслух помогает «услышать» те речевые ошибки и стилистические погрешности, которые не увидел глаз».
Необходимо обратить внимание учащихся на важность этой отсроченной проверки (когда сочинение задаётся на дом) и в связи с этим на условный знак « + ». Ученик-писатель должен знать, что он, автор и редактор, не только ищет и находит в тексте ошибки и погрешности, но он видит и свои находки, свои маленькие открытия. Да и для самого учителя такой подход имеет большое значение при оценке.
Конечно, П. Ф. Ивченков даёт методику работы в идеале. Учитель в некоторой степени адаптирует её для использования на конкретном уроке, этапе обучения. Опыт работы показывает, что начинать обучение редактированию легче на чужом для учащегося тексте или фрагменте текста, а затем уже, когда сформируются необходимые навыки, переходить к полноценному редактированию собственного текста.
3. Изложения с перегруппировкой материала.
Изложение относится к традиционным, но очень важным и необходимым формам работы с текстом. Наиболее распространёнными в школьной практике по-прежнему остаются подробные, сжатые, выборочные изложения и изложения с изменением лица. Значительно реже проводятся изложения с перегруппировкой материала, хотя такая работа интересна школьникам, развивает логическое мышление и творческое воображение детей. Пожалуй, самая большая трудность, с которой сталкивается учитель при проведении таких работ, заключается в отсутствии специального дидактического материала, содержащего достаточный объём интересных, информативно насыщенных текстов, работа с которыми доставляла бы детям удовольствие.
Среди изложений с перегруппировкой материала выделяются следующие: изложения с перестановкой причины и следствия, общего и частного; с вынесением интересной информации на первое место; изложения с отбором и перекомпоновкой частей текста, относящихся к одному событию или герою.
С.А.Котельникова предложила следующий план проведения урока изложения с перегруппировкой материала:
1. Вступительное слово учителя или беседа об усвоенных уже видах изложения, о задачах данного урока, об особенностях воспроизводимого текста.
2. Объяснение специфики предлагаемого задания, содержания логических понятий, показ вариантов выполнения задачи на конкретных примерах. 3.Чтение текста и его анализ.
4. Обсуждение возможных вариантов перегруппировки материала исходного текста.
5. Словарно-орфографическая работа.
6. Повторное чтение текста.
7. Составление плана и рабочих материалов (коллективная или индивидуальная работа).
8. Самостоятельная работа над изложением.
9. Коллективное обсуждение созданных учащимися текстов.
10. Индивидуальное редактирование и доработка изложения. Для проверки учителем собираются только отредактированные учениками работы.
Приведём примеры текстов для изложений с перегруппировкой материала.
а) Изложения с перестановкой причины и следствия.
В процессе подготовительной работы на доступных примерах объясняется, что такое причина и следствие. Необходимо предложить детям привести свои примеры и коллективно обсудить их уместность.
Следующий этап - чтение текста и его анализ.
Солнце - круг - монеты.
Наряду с круглыми монетами разных времён и народов известны овальные, квадратные, многоугольные,в виде различных предметов и даже животных - вплоть до крокодилов. И всё же большинство монет имеет круглую форму: причём не только потому, что такая форма наиболее удобна в обращении. Этому есть и ещё одно объяснение.
В далёкие первобытные времена человек поклонялся прежде всего дневному светилу, дающему жизнь всему существующему на земле. Наблюдая за солнцем от восхода до захода, люди представляли его себе катящимся по небу кругом.
Когда в четвёртом тысячелетии до нашей эры древние шумеры впервые применили колесо для своих боевых и транспортных средств, это великое изобретение было связано с представлением о солнечном диске.
Появившись на свет, колесо (круг) стало важной деталью многих орудий труда. Его стали использовать в гончарном деле, на мельнице, в прялке...
Деньги не сразу приобрели круглую форму. Только с седьмого века до нашей эры древнегреческие деньги из овальных постепенно стали круглыми. А приблизительно через столетие на многих из них появилось изображение колеса со спицами. Интересно отметить, что монеты с таким же изображением существовали в древности и на территории нашей страны, в причерноморском древнегреческом городе Ольвии (около современного села Парутино).
Монеты-колёса (в буквальном смысле слова) можно встретить и сегодня. Жители острова Яп (в Тихом океане) пользуются при купле-продаже вытесанными каменными кругами, просверленными в центре. Хранят их на улице, перед хижинами, носят на шестах или катят по земле, так как отдельные «крупные номиналы» достигают пяти метров в диаметре.
(По В.Бабичу.)
Вопросы и задания
1. Какая информация оказалась для вас новой, неизвестной прежде?
2. Только ли монеты служили деньгами в старину? Приведите примеры.
Для справок. Веками в африканских странах деньгами служили пластины соли. На Руси - ценный мех пушных зверей. У кочующих народов роль денег выполнял скот. Одними из первых денег были раковины каури, добывавшиеся в южных морях. Их просверливали, нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка отсчитывали тысячи раковин.
3. Найдите в тексте фрагменты, служащие причиной, и части, являющиеся следствием. (Причина - абзацы 2,3,4. Следствие - остальные абзацы.)
4. Выделите микротемы текста (или составьте его план).
5. Напишите изложение, начало которого — рассказ о поклонении наших предков Солнцу, кругу, а следующая часть - о форме денег.
6. Дополнительное творческое задание для желающих: дополните фрагмент текста о деньгах упоминанием о тех предметах, которые в древности служили деньгами.
б) Изложения с перестановкой общего и частного.
Работа по выяснению специфики логических понятий и суждений, связанных с категориями «общее» и «частное», начинается с записи этих определений и разбора примеров.
Общее понятие - понятие, в котором отражены признаки целого класса однородных предметов, носящих одно и то же наименование: лампа, тетрадь. Общее суждение — суждение, в котором что-либо утверждается или утверждается о каждом предмете какого-либо класса предметов (Все граждане имеют право на образование).Частное суждение - суждение в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов какого-либо класса предметов (Некоторые металлы плавают на воде). Текст для изложения с перестановкой общего и частного.
Жилище человека
Где бы ни поселился человек - в жарких странах и за Полярным кругом, на берегу моря и высоко в горах, - ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и жары, от дождя и ветра. Люди всегда строили свои дома из того, что было под руками, приспосабливаясь к природным условиям.
На Крайнем Севере, где всё покрыто льдом и снегом, эскимосы строили дома в форме шатра из снежных кирпичей. Назывались снежные дома иглу. Окнами служили куски прозрачного речного льда. Дверь делалась из шкур. Человек входил в дом согнувшись. Снежные кирпичи плотно подгонялись друг к другу, чтобы было тепло и не продувал стылый северный ветер. Для тепла в иглу зажигали и плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами.
Жителям лесов было, конечно, лучше: их избы, сложенные из толстых брёвен, проконопаченные мхом и паклей, надёжно защищали от мороза и от зверей. Хозяин дома заботился и об удобстве, и о красоте своего жилища, хотя многое в доме всегда делалось одинаково...
А в степях, где лесов мало, строили дома из глины или из высушенных на солнце глиняных с соломой кирпичей...
Многие народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и перевезти. Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры. Ведь чукчи и ненцы - оленеводы. Казахи, киргизы и монголы разводят овец, поэтому каркас из жердей они покрывают войлоком из овечьей шерсти и получается юрта.
Самыми долговечными оказались постройки из камня: они стоили дорого, потому что добывать камень и обрабатывать его очень трудно.
И человек стал искать замену природному камню: научился обжигать кирпичи из глины и придумал бетон - самый распространенный в наше время строительный материал.
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте общее и частное. По каким признакам вы это установили?
2. Напишите изложение с перегруппировкой частей текста: расскажите сначала о частном (различных жилищах человека), а затем обобщите, перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение.
3. Дополнительная творческая задача для желающих: введите в своё изложение описание деталей избы или степного глиняного дома. Можно и пофантазировать: рассказать о жилище человека в следующем веке. Дополнить текст можно одним-двумя предложениями или отдельным абзацем.
в) Изложения с вынесением на первое место интересной информации.
Такие изложения проводятся также по описанной выше методике. Аналитическая работа включает в себя не только воспроизведение содержания, но и выяснение того, какая информация заинтересовала школьников и почему. При анализе текста необходимо обратить внимание на предложения, связывающие интересный эпизод с другими фрагментами текста, которые можно передать подробно, сжато или выборочно. Некоторые возможные варианты выполнения задания можно обсудить коллективно - в качестве образца (особенно в слабом классе).
Текст для изложения с вынесением на первое место интересной информации.
Спутники детства
Воспитание детей у древних римлян не отличалось особой нежностью. Заботливые родители старались порадовать малышей хорошей игрушкой. Обычно их дарят за примерное поведение, но в Риме существовали праздничные дни - сатурналии, когда игрушки преподносились детям и за плохое поведение - как прощение их шалостей. Много шалостей - много игрушек. А выбор игрушек к тому времени был уже большим.
Какая игра на Земле возникла самой первой? Не пытайтесь найти ответ на этот вопрос. Его, наверное, нет. Ведь человек начал играть с давних-предавних времён. С тех пор известны игрушки, копирующие предметы взрослых: лук, стрелы, нарты, лодочки. У маленьких жителей Древнего Египта уже были самые настоящие куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. Делали игрушки и из слоновой кости, янтаря, серебра, мрамора. У детей победнее игрушки были попроще: из дерева, глины, зато они ярко раскрашивались. А вот игрушка для самых маленьких, найденная при раскопках Помпеи, практически не изменилась. Без неё не обошлись ни вы, ни ваши родители, ни родители ваших родителей. Это погремушка.
В те далёкие времена забавлялись не только незамысловатыми игрушками. Многие древние забавы часто содержали «зерно» важных открытий, сделанных через века после создания игрушки.
Так случилось с игрушками Герона Александрийского, который прославился чудесными изобретениями: пожарным насосом, водяным органом, автоматом для продажи «священной» воды (кстати, почти такими же автоматами мы пользуемся и сегодня). Но самым удивительным изобретением остаётся эолипил Герона. Это большой наполненный водой шар с изргаррыми трубочками. Когда под ним зажигали огонь, шар начинал вращаться всё быстрее и быстрее, выбрасывая струи пара из трубочек. Люди, видевшие это чудо, но не знавшие его устройства, думали, что в шар вселилась «нечистая сила».
Сейчас такой игрушкой никого не удивишь, но эолипил - прообраз паровых турбин, которые появились только через два тысячелетия после эолипила. Эту игрушку считают и одним из первых реактивных двигателей.
Самые затейливые, самые сложные игрушки делали в 17-19 веках. Сохранились настоящие механические чудеса. Вот шустрый заяц грызёт морковку и поводит ушами. Красавица держит в руке пудреницу и, глядя в зеркальце, прихорашивается. Механический майский жук, равный по размерам живому, ползает, шевелит усиками, поднимает крылышки. А вот целый полк солдат под бой крохотного барабана марширует по крохотной улице...
Игрушки того времени часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные драгоценности, их передавали по наследству. Делали тогда кукольные дома с полной обстановкой, редкую мебель, совсем как настоящую, посуду из серебра, слоновой кости, фарфора. Причем всё копировалось с настоящего так тщательно, что сегодня историки, художники, искусствоведы пользуются своеобразными игрушечными «справочниками». По нарядам кукол мы можем судить о мастерстве ткачей, швей, кружевниц, о моделях одежды прошлых столетий.
Часто игрушки делались, чтобы поразить не ребёнка, а взрослых, подчеркнув богатство и изысканный вкус хозяина. Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, германии или Италии лет 300 назад.
Слуги встречают гостей и проводят их в большой нарядный зал. Горят сотни свечей. В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встаёт, кланяется гостям и, усевшись за клавесин, начинает играть. Играет превосходно. Правда, её строгое неподвижное лицо и скованная фигура плохо гармонируют с прекрасной музыкой. Окончив игру, она встаёт, кланяется слушателям, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатывается по залу. Гости поняли, что «артистка» - всего лишь большая безжизненная кукла. Хозяин доволен выдумкой...
(В.В. Богданов.)
Вопросы и задания
1. Что нового вы узнали из текста об истории игрушки? Какая информация в тексте показалась вам особенно интересной? Почему?
2. Напишите изложение с вынесением интересной для вас информации на первое место, в начало своего текста. Содержание остальных фрагментов передайте сжато (или выборочно).
Дополнительное творческое задание (для желающих). Ввести описание наряда механической артистки (задание для девочек); «оживить» картину действий механических солдатиков (задание для мальчиков).
Следует отметить, что в результате выполнения изложения у ребят обычно получаются разные по содержанию и композиции работы, так как исходный текст включает не один, а несколько интересных эпизодов.
г) Изложения с отбором и перегруппировкой частей текста, относящихся к одному событию или герою. Уроки подготовки к данным изложениям предусматривают обязательное объяснение учебной задачи на конкретных примерах и составление плана или микротем текста. Анализируются и коллективно обсуждаются возможные варианты перегруппировки материала. Содержание остальных частей текста излагается сжато или выборочно.
Текст для изложения с отбором и перегруппировкой частей текста, относящихся к одному герою.
Бабушки прошлых времён
У каждой бабушки была своя бабушка. А у той бабушки - своя. Только мало кто уже помнит о них. Но разве не интересно было бы узнать, как они жили, что делали, о чём думали - эти бабушки прошлых времён.
В Петербурге начала девятнадцатого столетия своими причудами и оригинальностью отличалась графиня Толстая, урождённая Протасова. Эта барыня за много лет до учреждения «Общества покровительства животным» устроила у себя нечто вроде приюта для всех бродячих собак и бесприютных кошек. У неё в доме была целая богадельня для таких четвероногих. Когда более не находилось места, она развозила животных по городским будкам, уплачивая будочникам известную месячную плату на содержание и еду питомцев.
Во время прогулок она объезжала свои «колонии», приказывала вносить призреваемых к себе в карету. Если ей казалось, что приёмыши не чисто и не сытно содержатся, делала строгий выговор будочникам и грозила, что переведёт опекаемых к другим полицейским.
Графиня Толстая была умной и образованной. Говорила, что не желала бы умереть скоропостижной смертью: как-то неловко явиться перед Богом запыхавшись.
Наводнение 1824 года в Петербурге произвело на неё сильное впечатление и так настроило её против Петра Первого, что она специально проехала мимо памятника Петру Первому и показала ему язык.
Муж её чуть не сошёл с ума во время наводнения. Встав с постели довольно поздно, подходит к окну, смотрит и вдруг страшным голосом зовёт к себе камердинера, велит смотреть на улицу и сказать, что он видит на ней.
- Граф Милорадович изволит разъезжать на двенадцативёсельном катере, - отвечает слуга.
- Как на катере?
- Так, Ваше сиятельство, в городе страшное наводнение. Тут Толстой перекрестился и сказал:
- Ну, слава Богу, что так. А то я думал, что на меня дурь нашла! Когда была воздвигнута колонна в память императора Александра
Благословенного, графиня Толстая крепко-накрепко запретила кучеру своему возить её по площади вблизи колонны. «Неровен час, - говорила она, - пожалуй, и свалится с подножия своего».
(По М.И.Пыляеву)
Задание
Сгруппировать в единый блок части текста, в которых говорится о графине Толстой, и написать о ней подробное изложение. Остальные фрагменты пересказать сжато. Придумать заглавие созданному тексту.
4. Сочинение по прочитанному тексту.
Данная форма работы с текстом стала тем более актуальной, что она не только используется в школьной практике, но и предлагается учащимся в качестве творческого задания на ЕГЭ по русскому языку. Это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, оценить их практическую грамотность.
Методика здесь подробно разработана, у педагогов сложилась система методических приёмов, направленная на подготовку выпускников к написанию подобного сочинения, поэтому намеренно не затрагиваю эту тему.
Конечно же, такая работа требует серьёзной подготовки и глубоких знаний, как языка, так и знаний в разных областях. И подготовка к ней должна вестись на протяжении всего процесса обучения. Но ни в коей мере не должна быть самоцелью. Ведь формы экзаменов меняются, а владение красивой, правильной речью, умение правильно выразить свои мысли и понять чужую информацию - необходимое условие человеческого общежития.
Использование связного текста на уроках русского языка, как видим, остаётся актуальной проблемой современной методики преподавания. Существует множество интересных и эффективных форм работы с текстом в аспекте изучения строя языка и в аспекте обучения речи.
В процессе обучения русскому языку значительное место занимают текстовые упражнения. Как справедливо отмечают известные учёные, педагоги, методисты, по сравнению с другими упражнениями они обладают существенным преимуществом. В них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли. Текст помогает полнее и точнее понять её значение и назначение. Учащиеся имеют перед собой образец для развития собственной речи.
Методика преподавания русского языка выработала целую систему требований, которым должен отвечать текст. Это и смысловая цельность, и содержательность, и способность затронуть чувства детей и многое другое. Все они хорошо известны.
В современных учебно-методических пособиях представлено большое количество видов текстовых упражнений. Многие из них интересны по своей сути и эффективны с точки зрения получаемого результата, но в данной работе мы попытались остановиться на некоторых формах работы, направленных, прежде всего, на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Конечно, в этой работе рассматриваются далеко не все формы работы указанного типа.
Множество интересных приёмов работы с текстом содержится в статьях и книгах Г.Г.Граник. Это и конспектирование, и составление плана, и составление рассказа по предложению и множество других. Не менее интересен и сравнительный анализ текстов, и использование детских рисунков при работе с текстом, вызывают интерес упражнения по восстановлению текста, компрессия и декомпрессия текста, творческие изложения и многие другие формы работы с текстом, перечислить которые не представляется возможным. Многое из перечисленного успешно применяется в школьной практике. Важно, чтобы такая работа поводилась систематически, чтобы она была направлена на формирование и развитие языковой личности.
Использованнная литература
1. Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту. // Русский язык в школе. - 2006.- №5. - С. 14 - 18.
2. Гац И.Ю. « Целенаправленный комплекс сил...» // Русский язык в школе. - 2007 - №5 - С. 7 - 11.
3. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. -М.: Дрофа, 2007.
4. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы. // Русский язык. - 2007 - №23 -С.23-27.
5. Граник Г.Г. и др. Когда книга учит. - М.,1988.
6. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников. // Русский язык в школе. - 2007 - №3 - С. 10 -15.
7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи. // Русский язык в школе. - 1985. - №1. — С.4 - 12.
8. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. - М.:Дрофа, 2007.
9. Ивченков П.Ф. Ещё раз о редактировании текста. // Русский язык в школе. - 1999. - №2 - С.37 - 41.
10. Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка. // Русский язык в школе. - 1995. - №3 - С.З - 8.
11. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. // Русский язык в школе. - 1999. - №1. - С.З -11.
12. Ипполитова Н.А. Роль текста при изучении вводных слов и предложений. // Русский язык в школе. - 1996. - №2. - С.1 -16.
14. Котельникова С.А. Изложения с перегруппировкой материала. // Русский язык в школе. - 1996. - №3. - С.20 -29.
15. Кулебякина М.Ю. Изобразительно-выразительные средства языка. // Русский язык в школе. - 2006. - №3. - С.42 - 45.
16. Милославский И.Г. О соотношении целей и содержания обучения русскому языку в школе. // Русский язык в школе.-2006.-№3.-С.46-50.
17. Милославский И.Г. Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой. (Материалы для элективного курса). // Русский язык в школе. -2006.-№2.-С.11-15.
18. Мурашов А.А. «Врождённая грамотность» как объект педагогической риторики. //Русский язык в школе. - 1999. -№2.-С.З.
19. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.
20. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах. // Русский язык в школе. - 1996. - №3. - С.40 - 46.
21. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Из бесед И.И.Срезневского. - Санкт-Петербург, 1899.
22. Тандит С.В. О воспитании интереса к русскому языку. // Русский язык в школе. - 1991. - №6. - С.З - 7.
23. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика. / Е.Г.Шатова. - М.: Дрофа, 2007.