Презентация Использование метода проектов в учебной деятельности


Автор: Жила Светлана Александровна,учитель начальных классовНРМОБУ «Салымская СОШ №1» Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности слабо проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. Сегодня метод проектов переживает второе рождение как эффективное приложение к другим педагогическим технологиям, а в условиях введения ФГОС является одной из ведущих технологий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий и личностное развитие учащихся. Ориентация на учениковОриентация на действительностьОриентация на продукт Виды проектов и особенности вида Краткая характеристика процесса и результата Информационные проекты Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде:- реферата- альбома -научного доклада Исследовательские проекты Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов социологического опросанаблюденияэксперимента Творческие проекты Разработка : -игр (спортивных и других)-сценариев- рисунков, выставок- сочинений- газет- сборников (стихов и др.) Практико-ориентированные проекты о Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отд.человека:-учебное пособие- кроссворд- костюмы- поделки Ролевые Приключенческо-игровые проекты Подготовка и разыгрывание:- спектакля- инсценировка- фрагмент урока Наличие проблемы, нуждающейся в разрешении Создание субъективно или объективно нового продукта, снимающего проблему Наличие исследовательской деятельности, необходимой для создания продукта Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и учителем, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 1 2 3 Добровольность выбора вида деятельности каждым школьникомУчет интересов и психологических интересов учащихсяПосильность работы и доведение её до логического концаФормирование основ культуры работы, качественное изготовление и эстетичное оформление объектаПрактическая значимость продукта Учебный проект –самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Слово «проект» ( в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание. Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов) Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ Основания для классификации Виды проектов Содержание проекта Монопредметные (выполняются на материале конкретного предм.)Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких пред.)Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу) Включенность проектов в учебные планы Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные (разработан на нескольких уроках); Среднесрочные (от недели до месяца); Долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). Количество участников проекта Парные (над одним проектом работают партнеры);Индивидуальные (внутри большого проекта);Групповые (принимают участие в работе сформированные группы) Территориальный признак Внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети).Международные проекты (с участием представителей различных стран) Внешне фиксируемые утраты и препятствия, затрудняющие процесс жизнедеятельности Реальность Норма сопоставление проблема Цели и средства Сущее и должное Реальное и нормативное Несоответствие Субъективно переживаемое противоречие Реальное и желаемое Объективно существующий факт неблагополучия в той или иной сфере жизни Источник проекта – проблема, возникшая у учащегося Я не понимаю …, но хочу понять Я не знаю …, но хочу разобраться Я хочу сделать …, но не знаю как Я хочу улучшить …, но не знаю как Я хочу исправить …, но не знаю как Я не умею …, но хочу научиться Тема ‒ Древнерусский городПроблема ‒ Мы не всегда правильно понимаем былины, так как неправильно представляем себе место их действия.Цель‒ Изготовить модель древнерусского города. Существующая ситуация Желаемая ситуация Проблема возникает вследствие противоречий между существующей ситуацией и представлением учащегося об идеальной ситуации, которые нужно разрешить. Противоречие Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для учащегося. Её решение должно быть важно для него. Проблема отражает тему проекта 1 . Обнаружение противоречия, постановка проблемы.2 . Определение объекта и предмета исследования.3 . Постановка цели и конкретных задач исследования.4 . Выдвижение предположения (гипотезы).5 . Выбор методов проведения исследования.6 . Построение плана исследования.7. Проведение исследования по плану.8. Получение и обработка результатов. 9. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.10. Описание процесса исследования.11. Оформление результатов исследования.12 . Определение сферы применения найденного решения. Задачи представляют собой перечень определённых требований и процедур, гарантирующих получение необходимого продукта. Постановка задач исследования Генерация идей Распределение времени Формирование команды Распределение обязанностей Определение этапов Методы Средства Ресурсы Источники информации Критерии продукта Измерение Конструирование Эксперимент Поиск информации Анализ источников информации Опросы (анкетирование, интервью) Наблюдение Тестирование Обработка результатов Средства Свободные ассоциации Антропотехника Мозговая осада Мозговой штурм Гиперболизация Инверсия Аналогия Неология Бионика Морфологический ящик Комбинирование Целеполагание Планирование Исследование Исполнение Оформление результатов Защита проекта Оценка 1 2 3 4 5 6 7 Этапы работы над проектом Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация. Постановка проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.). Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть самостоятельный выбор темы проекта по поставленной проблеме и выполнение работы) Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно) На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем. Составление плана работы над проектом.  Сбор информации: Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).  Защита проекта. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.   Темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка, в зоне ближайшего развития.Длительность выполнения 2-3 недели в режиме урочно - внеурочных занятий.Включать в процесс работы: экскурсии, акции, работу с различными источниками информации, исследование.Презентация творческих работ с привлечением общественности (родителей, старшеклассников, учителей, педагогов…) Требования 1.Связь с программой.Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного проекта. 2.Содержание проекта.Должно быть понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируются. Цели и тема ясно изложены, хорошо определены и поддержаны вопросами темы и учебной программы. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение. 3. Соблюдение авторских прав.Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. 4. Оригинальность.Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников 5. Мультимедийные средства.Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов. 6. Использование педагогических технологий.Проект полностью соориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве. 7. Работа в группах.Работу над проектом в равной мере осуществляют все члены группы. 8. Графический дизайн.Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся. 9. Оценивание проекта учащихся.Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения. 10.Организация применения проекта в школе.Описание учебного проекта отображает чёткую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебные проекты легко модифицировать и реализовать в разноуровневом обучении. Система знаний ТОГИС Педагогические мастерские Проектный метод Личностное развитие УУД Поз. Рег. Ком. Личностно центрированная технология Продуктивное обучение Когнитивные технологии Школа-парк КСО Проблемное обучение Модульное обучение Программированное обучение Метапредметные Универсальные учебные действия Коммуникативные Познавательные Регулятивные Умения Предметные Знания Цель План. рез. Показатели Индикаторы Знания Умения Цель План. рез. Показатели Индикаторы Познав. Комммун. Регулят. Формирование коммуникативных УУД Цель Планируемые результаты Учащийся научится: выявлять и идентифицировать проблемы; взаимодействовать с группой; искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта; принимать и реализовывать решения; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёров Планируемые результаты Учащийся научится взаимодействовать с группой: Показатели Предложение группе своих идей Отношение к идеям других членов группы Умение выслушивать других членов группы Отношение к мыслям и чувствам других членов группы План. рез. Уровни 3 2 1 Взаимодей-ствие с группой Я предлагаю к обсуждению множество идей и делюсь необходимой информацией  Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают  Я делюсь своими идеями, когда меня к этому понуждают Я не люблю делиться своими идеями  Я побуждаю других делиться своими идеями.  Я позволяю всем делиться своими идеями.  Я позволяю боль-шинству делиться своими идеями.  Я участвую в групповых обсуждениях.  Я поддерживаю баланс между выслушиванием и высказыванием.  Я могу слушать других  Иногда я слушаю других людей Я прерываю других, когда они высказывают свои идеи  Я всегда внимательно отношусь к чувствам и мыслям других людей. Я выказываю внимание к чувствам и мыслям других людей. Иногда я принимаю во внимание чувства и мысли других людей. Я не слушаю других людей Я не внимателен к чувствам и мыслям других людей. Стремление сделать многое за детей, расчёт на помощь родителей. Отсутствие новизны, собственной точки зрения ученика на рассматриваемое явление. Часто проявляется при выполнении информационного проекта, продуктом которого является реферат, скачанный из Интернета. Оценивание проекта только по его результату без учёта качества деятель-ности учащихся в ходе его выполнения. Игнорирование необходимости фор-мирующего оценивания. Отсутствие проблемы, значимой и интересной для учащихся. Ошибочное понимание проекта как любой самостоятельной деятельности детей (изготовление чего-либо по инструкции, подготовка реферата по задан-ной схеме, проведение наблюдения или опыта по известному плану и т. д.). Отсутствие критериев оценивания качества выполнения проекта, известных учащимся и согласованных с ними до начала работы. ВыводыПроект- это 6 «П»:ПроблемаПроектирование (планирование)Поиск информацииПродуктПрезентацияПортфолио проекта (папка проекта) Цель ПР2 … Пок1 ПРn Пок2 … Покn Ин1 Ин2 … Инn ПР1 Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе Проведение :экскурсий- прогулок-наблюдений- Социальных акций- опросов- интервьюирования учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметнымот личных проектов к групповым и общеклассным готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;владение коммуникативными навыками, толерантностью;умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Научиться чему-то, для того чтобы это делать, можно лишь делая это. Аристотель Расширение территории проекта: трансляция опыта в ОУ. Разработка программы внедрения проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.Более широкое привлечение учащихся к работе с проектами и исследованиями. Широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовке мероприятий и занятий. Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность. Бернард Шоу Спасибо за внимание!