Использование метода проектов в образовательном процессе.

Использование метода проектов в образовательном процессе.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
В основе проекта ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Цели и задачи проекта должны быть согласованы с ФГОС второго поколения, работа в проекте должна быть направлена на
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Отличительной особенностью новых образовательных стандартов всех ступеней школьного образования является признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации. Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности.
В Концепции подчеркивается, что духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на
принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В плане формирования личностных УУД у учащихся будут определяться
-ценностные ориентиры на основе развития познавательных интересов для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения;
-нравственно-этическая ориентация через умение давать оценку усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств.
В плане формирования регулятивных УУД ученик получит возможность научиться
-выделять учебную задачу и самостоятельно планировать собственную деятельность, направленную на достижение конечного результата;
-контролировать способы своих действий и качество конечного результата;
-своевременно корректировать способы своих действий и конечный результат;
-проводить самооценку уровня своих знаний и умений.
В плане формирования познавательных общеучебных УУД ученик получит возможность научиться
-проводить целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, в том числе с помощью компьютерных средств, критически оценивать ее в соответствии с адекватно поставленной целью,
-осмысленно проводить рефлексию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм для их решения путем творческого и поискового характера.
В плане формирования познавательных логических УУД ученик получит возможность научиться:
-развернуто обосновывать свою позицию с приведением аргументов,
-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-обобщать и составлять целое из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов.
В плане формирования коммуникативных УУД получит возможность научиться:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и другими членами команды: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-ставить вопросы, осуществляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-управлять поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия.
В плане формирования предметных УУД ученик получит возможность научиться:
-оценивать поступки героев в соответствии с нравственно-этическими категориями;
-строить речевое высказывание на лингвистическую тему в соответствии с заданным стилем и типом речи.
В плане формирования метапредметных УУД ученик получит возможность научиться:
-организовывать учебную деятельность по приобретению новых знаний, их применению в новой ситуации;
-самостоятельно осваивать, пополнять и интегрировать информацию;
- овладеть навыками сотрудничества и самоорганизации;
-использовать ИКТ в целях своего обучения и развития;
-развить способность к рефлексии.
В наш век компьютерных технологий, мобильной связи, всевозможных новинок в сфере электроники очень удобно жить и пользоваться достижениями рук человеческих. Ещё наши родители, учась в школе и вообразить не могли о том, что их дети смогут получать домашние задания по интернету, что можно сидя дома пообщаться и увидеться с друзьями с другого континента. И это всё необходимо и хорошо. Но существует проблема. Дети стали слишком много времени уделять компьютерным играм, всевозможным сайтам и т.п. Стали меньше читать. А ведь книги воспитывают человека духовно.

Выбрала тему проекта «Числа в русских народных сказках» , чтобы привлечь детей к чтению, также показать, что сказки, таят в себе сюрпризы и предоставляют нам пространство для неожиданных открытий!
Цель моей работы:
1) Проверить знание русских народных сказок,
2) Проанализировать русские народные сказки, узнать часто ли числа встречаются в русских народных сказках и какой смысл они несут.
Для решения цели я определила такие задачи:
Изучить Русские народные сказки.
Провести опрос среди учащихся.
Проанализировать.
Обобщить наблюдения, сделать выводы.
Объектом исследования стали числа в русских народных сказках.
Предметом исследования - смысл чисел, приписываемый им носителями русского языка.
Цель и задачи определили выбор способов исследования.
Сначала необходимо изучить исторические справки о роли чисел, какой смысл они несли, что обозначали. Затем необходимо изучить русские народные сказки, провести сравнительный анализ – какие числа чаще встречаются в, какую сказках информацию несут и расходится ли эта информация с нашими представлениями. Провести опрос среди учащихся по данной теме.
В сказках, легендах и преданиях, пословицах и поговорках каждый день мы сталкиваемся с цифрами- тридевятое царство, 12 месяцев, три сына, семеро козлят и т.д.
Меня заинтересовал данный вопрос, почему именно эти
Числа встречаются в сказках, несут ли они определенный смысл?
Для выяснения данного вопроса было проведено анкетирование учащихся 5-7 класс, в количестве 35 человек.
На вопросы: «Нравится ли вам читать сказки, приносит ли пользу чтение сказок» все учащиеся ответили «да».
На вопрос: «Часто ли при чтении сказок встречаются числа?», 32 человек считают «да» и 3 человека «нет»
На вопрос: «С какими числами ты чаще всего встречался в русских народных сказках?», 23 человека назвали число 3, 5 человек число 9, 4 человека назвали число 6, 2 человека- число 7 и 1 человек назвал -12.
На вопрос: «Как вы думаете несут ли определенный смысл числа, встречающиеся в сказках?», 33 человек ответили – «да» и 2 человека – «нет».
На вопрос: «Хотели бы вы узнать смысл этих чисел в сказках?», 30 человек ответили «да», и 5 человек ответили «нет».
Изучая результаты опроса можно сделать следующие выводы:
Числа в сказках встречаются очень часто, в каждой сказке присутствует то или иное число.
Подавляющее большинство опрашиваемых считают, что выбор чисел в сказках не случаен хотя и не все могут обосновать своё мнение.
После анализа различных сказок, а также после проведения опроса среди учащихся - в русских народных сказках преобладают цифры: три, девять, шесть, двенадцать, семь. И большинство учащихся хотели бы узнать смысл этих чисел в сказках.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Список литературы:

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.



15