Тема: Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе. (Обобщение опыта работы)


Тема: Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.(Обобщение опыта работы)
Мышление развивается в проблемной ситуации,Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.(Л. Выготский )Цель:  обобщение педагогического опыта, использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом
Задачи:
Раскрыть сущность технологии развития критического мышления
Проиллюстрировать на примере уроков возможность использования ТРКМ при работе с текстом
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Ожидаемые результаты:
коллеги ознакомятся с технологией критического мышления;
Целевая аудитория: 

О профессии учитель я узнала еще до того, как пошла в первый класс.
Дома всегда были тетради, книги, раскраски. Родители старались воспитать нас в добрых традициях, привить высокие человеческие ценности.
Профессия учитель в семье почиталась. Ещё до поступления в школу я любила своего будущего учителя, в школьные годы дублировала речь учителей, играла в «школу».
Я работаю в МАОУ Замковской СОШ с 1991 года. Это моя родная школа.
( слайд щелчок ) Педагогический опыт формировался в процессе практического и теоритического образовательного маршрута. Я тесно взаимодействовала с педагогами нашей школы, работая в качестве воспитателя группы продлённого дня, социального педагога, учителя ОРКи СЭ, учителя начальных классов.
Этот опыт помог мне определить содержание педагогического самообразования и саморазвития, понять значение непрерывности профессионального развития.
Ярким образовательным ресурсом, указавшим направление профессионального развития стали : педагоги Черняховского педагогического колледжа, курсы директора института возрастной физиологии Российской академии образования М.М. Безруких, встреча с авторами учебников О. Чиндиловой, С. В. Ивановым и другими, посещение курсов, открытых уроков.
Мощным образовательным ресурсом стали вебинары (сайт «Просвещение»), организованные данным издательством.

Учитель должен идти в ногу со временем, т. е быть современным- это моя твёрдая позиция.
Каждый день учусь специально и учусь на практике. Жизненные ситуации, книги, общение дают мне направление для самообучения.
Учусь учить
каждый день учусь учить ребят умению учиться.
Это та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил. Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления и других.
Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):
( слайд щелчок-3 ) Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся:
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приемы и методы:
-составление «корзины идей»;
-древо предсказаний;
-предположение по ключевым словам;
-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
Деятельность учащихся:
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы:
-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;
-заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;формулирование вопросов;
чтение с остановками.
Стадия рефлексии
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся:
Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы:
-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных столов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Приложение
Приведу, несколько приёмов, которые применяю на уроках.Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». На этой стадии использую такие приемы:
«Верите ли Вы, что...?»
«Ключевые слова»
«Читаю – думаю»
«Кластер» «Проблемный вопрос»«Загадка» «Знаю-хочу- узнал» (таблица)
«Ассоциации"
«Перепутанные логические цепочки»
Второй этап — «осмысление» — содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приёмы как:
«Инсерт»«Чтение с пометами»«Кластер»,«Чтение с остановками»
Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап - заключительная беседа.
«Поиск в тексте ответов на вопросы»
Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:
«Ответы на вопросы»
Прием «Закончи предложение»
Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
«Синквейн» Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.
Кластер Эффективен приём «Кластер», который является отражением нелинейной формы мышления. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Второй уровень – несколько любых позиций, которые могут быть рассмотрены в рамках заявленного понятия и т.д.
Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал)»
Приём « Таблица З-Х-У» (знаю – хочу узнать – узнать)
Знаю Хочу узнать Узнал
«Толстые» и «тонкие» вопросы«Перепутанные логические цепочки»«Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Синквейн:

Результаты работы. Публикации:

Рада найти единомышленников, готова к сотрудничеству.
Спасибо за внимание!