Конспект урока русского языка во 2 кл. по программе Гармония по теме:Как узнать буквы корня в словах названиях действи1


Аннотация к уроку.
Проблема правописания букв безударных гласных в корне слова-одна из самых острых в орфографии. Умения учащихся находить в слове корень, единообразно писать корни в однокоренных словах должны быть сформированы на достаточно высоком уровне. Поэтому учебную деятельность на уроке организована так, что в процессе наблюдений за словами дети сами формулируют способы решения орфографических задач в корнях слов действий.Данный   урок  является   частью  образовательной  модели  «К    тайнам   нашего  языка»   УМК    «Гармония». Тема   урока  «  Как  узнать  буквы  корня  в  названиях  действий» . 
Цель урока: Познакомить учащихся с конкретными способами подбора проверочных слов для названий действий. Учить применять эти способы на практике.Развивать умения переносить полученные знания в новые условия и решать орфографические задачи. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, любознательность, умение нести ответственность за общее дело.
      По  своей  структуре  урок  комбинированный.  Данная  структура  выбрана  не случайно, так  как  сочетает  различные  виды  деятельности  и наиболее  доступна  для  учащихся  начальной  школы.
  Объём  материала,   упражнения, предлагаемые  учебником  к  этой  теме,  дополнены и видоизменены с учетом особенностей    класса  и  уровнем  учебных  умений.  Данный  отбор  соответствует   программным  требованиям  и  
требованиям  образовательного  стандарта  2  поколения.  Усвоению  знаний на уроке  способствовали  современные  образовательные  технологии:
·       Технология  формирования  критического  мышления
·       Проблемное   обучение
·       Педагогика  сотрудничества
·       Технология  интенсификации  обучения  на  основе  схемных  моделей
·       Интегрированное  обучение
·       Информационные  технологии  при  компьютерной  поддержке  урока.
       На  этапе  самоопределение  к  деятельности  вспомнили  название  большой  темы,  над  которой  работаем  и  обзорно  повторили 
способы  проверки  для  слов  названий  предметов, которые   помогали  усвоению  нового  материала.
         Основной  целью  этапа  актуализации  опорных  знаний  являлось  включение  учеников  в  активную  интеллектуальную  деятельность На  этом  этапе  повторили  всё,  что  дети  знают  о  словах  названиях  действий,  что  способствовало  более  успешному  усвоению  нового  материала.     Повторение  ранее  изученного  проводилось  на  уровне  систематизации  и  обобщения  знаний.
  Совместное целеполагание  способствовали  развитию  монологической  речи  и  создавало  установку  на  плодотворную  деятельность.  На этом  этапе  учила  детей  самостоятельному  поиску  необходимой  информации.
         Следующий этап  - построение  проекта  выхода  из   проблемной  ситуации.   Логика  построения  этого  этапа -  от  организованных  наблюдений  к  коллективным    выводам  -затем  к  обобщению  с  помощью   учебника  и   последующему   использованию  полученных  знаний.    При   объяснении  нового  материал  соблюдался  принцип  научности  и  доступности.          С   целью  развития  познавательных  интересов   использовались    такие  методы  и  приёмы  как  проблемно – поисковый , исследовательский ,  которые  помогали    активизировать  восприятие  учеников  и  поддерживать  интерес  к  предмету.
      На  этапе  закрепления  изученного      показывалась  возможность  применения  теоретических  знаний  на  практике.  Осуществлялась
  обратная  связь,   проводилась  работать  в  парах,   формировались  надпредметные  умения  - это  умение  думать  ,  рассуждать,   планировать,  обосновывать  свой  выбор,  оценивать  себя.
       Cамостоятельная   работа  была  организована  на   репродуктивном   и   продуктивном  уровнях  с  последующей  самопроверкой  и   самооценкой.   В  ходе  работы  применялись  приёмы  обучения,  способствующие  переходу   непроизвольного  внимания   в  произвольное.  
        Велась  работа  по  формированию  орфографической   зоркости.  В  процессе  работы  над    словами    развивалась   память,  мышление,    восприятие   учащихся.
         Велась  лексическая  работу  по  обогащению   словарного  запаса.    Использовались  фронтальный  и  индивидуальный  опрос,  при 
этом    учитывались  психологические   особенности  и   уровень  учебных  умений  учеников.  Развиваллись  коммуникативные  умения.
      
Технологическая карта урока
Автор Фролова Е.ЮПредмет, класс Русский язык, 2 а класс УМК «Гармония»
Тема Способы подбора проверочных слов для названий действий
Тип урока по целеполаганию Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: Познакомить с новым способом подбора проверочных слов для слов – действий предметов : изменение «по команде» вопросов что (с)делал?, что (с)делаю? и способ подбора однокоренного слова «по команде» вопроса что?
Задачи урока: Познакомить учащихся с конкретными способами подбора проверочных слов для названий действий;
• учить различным способам подбора проверочных слов;
• развивать умение решать орфографические задачи, переносить знания в новые условия;
• развивать внимание, память , мышление, орфографическую зоркость.
Основные термины и понятия темы: Однокоренное слово, изменение слова, орфографическая задача, способы проверки
Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметныеЛичностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся отношений друг к другу; формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание; готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма;
формирование учебно-познавательного интереса к процессу учения, к способам решения возникающих задач;
формирование самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; организация учебной деятельности, планирования, развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.
Предметные: осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения; на основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.
УУД общенаучные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
УУД личностные: оценивать свои и чужие поступки; проявления доверия, внимательности, доброжелательности, умение работать в паре, выражать положительное отношение к процессу познания.
Организация пространства
Парты расставлены для работы в группах
Правила работы на уроке
Правила работы в группе
Используемые виды
оценивания
СамооцениваниеФормы работы Фронтальная, парная, групповая ,Оборудование и программное
обеспечение, сетевые сервисы Мультимедийный проектор.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный
2. Постановка учебной задачи.
3.Актуализация знаний
4.Прогнозирование целей и задач с опорой на пробемный вопрос
5.Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие нового знания).
6. Первичное закрепление
7. Физминутка.
8 . Включение нового знания в систему знаний и повторение
10. Итог урока.
11. Рефлексия
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Возьмите друг друга за руки и скажите:
- Не нужно ждать и хмуриться,
Не нужно унывать.
Пусть всё у нас получится!
Мы будем знания открывать!
Посмотрите на доску.
( На экране интерактивной доски слова: Главные, в, решать, задачи, корне, учимся, слова, орфографические)- Прочитайте слова. Используя эти слова попробуйте сформулировать название темы, которую мы изучаем
- Что значит решить орфографическую задачу?
- Что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву?
- К какой группе слов мы уже умеем подбирать проверочные слова?
Какие способы подбора проверочных слов для названий предметов вы знаете?
1. Прочитайте слова, записанные на доске ( слова на интерактивной доске).
Л .ВИЛ, В.ДИЛ, СВ.РИЛ,П.ЛИЛ, НАТ.НУЛ, ВЗГЛ.НУЛ

- Откуда я взяла эти слова?
- На какие вопросы отвечают все эти слова?
Какой способ проверки орфограмм в корне вы использовали? (изменяли по команде вопросов что (С) ДЕЛАЕТ? - Вставьте пропущенные буквы.
В каком слове можно использовать способ подбора однокоренного слова по команде вопроса ЧТО?
Как вы думаете хорошо ли мы умеем подбирать проверочные слова к названиям действий?
Чему вы должны будете научиться сегодня на уроке?
На какие вопросы отвечают слова названия действий?
- Посмотрите на доску ( на интерактивной доске)и попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.
 Что ? Где ? НАДО
 Как ? ПРОВЕРИТЬ
 Чем ?(Что? Нам нужно проверить?
Где? нам нужно проверить?
Как? Мы будем проверять?
Чем? Мы будем проверять?
Подберите проверочные слова знакомым вам способом изменением по команде вопроса что (с) делает? к словам НА ДОСКЕ
прив.ла- подм.ли
Удалось ли нам решить задачу в корне знакомым способом?
ДАВАЙТЕ ПРИМЕНИМ ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ ПРОВЕРКИ.
Изменим слова по команде вопроса ЧТО (С СДЕЛАЛ?)
- Давайте проверим, подходит ли наш выбор к другим словам:
Упр№386
ОТ.НЕСУ- ОТВ.ЗУ- П.ЛЗУ-
Какая орфограмма появилась в проверочных словах?
Что будем использовать, чтобы не допустить ошибок?
На какие вопросы отвечаю проверяемые слова?
Как проверим орфограмму на парного звука на конце слова?
С какие новые способы проверки орфограмм корня мы выявили?
Давайте потренируемся решать орфографические задачи в корнях слов действий открытыми нами способами.
Работа в парах. У каждой пара на парте – карточка. Задание : образуй от названий действий однокоренные проверочные слова и запиши пары, объясняя выбор букв
ЧТО (С) ДЕЛАЛ? ЧТО (С)ДЕЛАЮ?
ОТН.(Е/И)СЛИ ________ ВЛЕ.(З/С) ________________
ОТВЮ.(Е/И)ЛИ___________ ВЫТЕ.(Г/К) _______________
ПОДМ.(Е/И)ЛИ __________ УПОЛ.(З/С) ___________________
ПРИП.(А/О)СЛИ__________ ПРОМО.(Г/К) __________
Учитель проговаривает стихотворение.
Работа по вариантам упр. 389
Выбери столбик слов и запиши сначала проверочное слово , и с его помощью реши орфографическую задачу.
- Прежде чем вы будите записывать слова , прочитайте подсказку авторов учебника в синей рамке. О чём напоминают цифры 1, 4?
На интерактивной доске высвечивается правильно выполненное задание .Дети проверяют себя и пастой чёрного цвета делают исправления.
- Поднимите руку те дети, которые не допустили ошибки.
- Поднимите руку те дети, которые допустили ошибки. Как вы думаете, почему были ошибки? Что нужно помнить, чтобы в дальнейшем их избежать?
Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?
Какие способы проверки вы узнали?
Работа в группе
1уровень
Поставьте ударения в словах и определите, в какой строчке проверка безударного гласного в корне выполнена неверно.
Делил-делитНаписала-написалНосить-носНавредил-вред2уровень
Решите орфографическую задачу в корне слов названий действий известными вам способами.
Навр(е/и)дил-______________
Т(о/а)нцует-________________
Ск(о/а)зал- ________________
Замерз- ___________________
3 уровень
Поработайте корректорами, исправьте ошибки в предложении и объясните орфограммы корня.
Мама сворила вкусную кашку, испикла пирошки, прготовила окрожку.
- Прежде, чем мы пойдёт на перемену, давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке? Над какой темой работали?
- Назовите способы проверки слов названий действий.
Если бы вы были авторами учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?
-Где пригодятся вам данные знания?
Домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой урока вы выполните упр392 в тпоА теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте 3 полоски: красная, жёлтая, зелёная. На одной из них вы сейчас запишите своё имя.
Вы выберете зелёную полоску , если всё было понятно, всё получалось, задания выполнял без ошибок, активно работал.
Жёлтую, если не всё было понятно, не всё получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить; не всегда активно работал.
Красную, если не всё было понятно, не всё получалось, задания выполнял с ошибками; не доволен своей работой и просит помощи.
Выбранные полоски с вашим именем положите после урока в конверт на столе.
Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу завтра.
Ответы детей.
Составляют название темы урока, а один из учеников двигает слова на доске, выстраивая фразу: Учимся решать главные
орфографические задачи в корне слова.
Выбрать правильную букву.
Подобрать проверочное слово
Названия предметов
Изменить слово во мн. числе в ед.число или наоборот : ед.число во мн.число;
- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;
- изменить слово по команде вопроса МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?
- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ.
- от значения слова – к правильной букве.)
- подобрать однокоренное слово , которое отвечает на вопрос что?
Изменить слово по « команде» вопроса что (с)делает?
.
Из домашней работы, упр.№383
Что делал?
Изменяли по команде вопросов что (С) ДЕЛАЕТ?
Ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора.
ВАРКА, ВЗГЛЯД
Писать буквы гласных звуков в корне слов в названиях действий
Что делает? что сделает?
Букву гласных звуков в корне слова.
В словах названий действий предметов.
Путём подбора проверочных слов.
Какие проверочные слова будем подбирать.
Нет
ПАРНЫЙ НА КОНЦЕ СЛОВА
Проверяемые
Что (С)делаю?
Изменим слово по команде вопроса ЧТО (С)ДЕЛАЮ?
Гласную по команде вопроса ЧТО (С)делал?
Парную согласную по команде вопроса Что (С)делаю?
Проверка:Ученики по цепочке читают пары слов: один называет слово проверочное, другой –говорит букву, которую они выбрали. Остальные- оценивают сигналом светофора.
Дети выполняют движения
Ответы детей.
Проверка всем классом
Проверка происходит при помощи индивидуальных светофоров.
Представители групп выходят к доске и отвечают за всю группу.
Ответы детей.
Оценивают работу.