Презентация на тему :Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы


Технология продуктивного чтенияВедущая технология Образовательной системы «Школа 2100»Читать – это еще ничего не значит,что читать и как понимать прочитанное –вот в чем главное.             К.Д.Ушинский. Требование ФГОСОсвоение обучающимися умений полноценного чтения: понимание текста (общее, полное, критическое)Поиск конкретной информацииВосстановление широкого контекстаИнтерпретация текстаКомментирование текстаЧитательская самостоятельностьУмение задавать вопросы и высказывать свои сужденияУмение строить умозаключенияПродуктивный характер чтения

Кто такой «грамотный читатель»?Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать по содержанию текста: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Что такое «технология продуктивного чтения»?Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем , активную читательскую позицию поотношению к тексту и егоавтору

В чём разница традиционных приёмов чтения и продуктивного чтения?Прочитайте дома и перескажитеРасскажите о героях, их поступках. Где происходит действие?Прочитайте про себя. Ответьте на вопросы.Сопоставляем свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текстЧитаем и находим для себя вопросы и ответы на нихДелимся впечатлениями после чтения и сравниваем своё понимание текста с другими 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтенияТехнология формирования типа правильной читательской деятельности Цель - понимание текстовАлгоритм - три этапа работы с любым текстом:

Этапы читательской деятельности(по технологии продуктивного чтения)1Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, автору, иллюстрацииВызвать желание, мотивацию прочитать книгуРабота с текстом до чтенияАнализ названия текста, фамилии автора, иллюстраций, высказывание предположений о героях, теме, содержании 7 класс Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту. Проанализируйте название повести «Чучело». Выскажите своё предположение о героях, теме, содержании. Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникли? На что обратили внимание перед чтением? Учитель ставит задачу провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением.В.К.Железников «Чучело»
Этапы читательской деятельности(по технологии продуктивного чтения)2Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)Обеспечить полноценное восприятие текстаРабота с текстом во время чтенияЧтение текста (самостоятельное или на уроке), диалог с автором, комментированное чтение, словарная работа, беседа, обсуждение интерпретаций Фактуальная информацияКонцептуальная информацияПодтекстовая информацияПолное понимание текста В.К. Железников «Чучело» Прочитайте повесть. Попробуйте комментировать текст и вести диалог с автором по ходу чтения. Обратите внимание на авторское отношение к героям, определения, которые даёт автор своим героям. Беседа по содержанию текста, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.Учительница Маргарита Ивановна – у неё все мысли о свадьбе и о женихе. Она почти не замечает того, что творится в классеМиронова «Железная Кнопка» - девочка, фактически лидер класса, никогда не отступает, всегда стойко идёт к своей цели. У неё всё по закону и ко всем один счет: живешь не по правде - расплата, никто не уйдет от ответа.«Лохматый» - силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила.Шмакова - первая красавица в классе, интриганка, никогда не делает того, что для неё невыгодно. Этапы читательской деятельности(по технологии продуктивного чтения)3Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замысломОбеспечить углублённое восприятие и понимание текстаРабота с текстом после чтенияБеседа на понимание авторского смысла, повторное обращение к названию, иллюстрациям, творческие задания. Проблематика повести{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA} В Предательство: почему человек способен предать друга?О Дима Сомов, боясь ответить за свой проступок перед классом и потерять авторитет, предал своего единственного верного друга - Лену Бессольцеву.ТрусостьВзаимоотношения детей: почему дети жестоки друг к другу?Лена Бессольцева выделялась на фоне остальных детей. Она не была такой же озлобленной и подлой, как остальные, не строила козни. Поэтому дети хотели самоутвердиться за счёт унижения ЛеныВзаимоотношения поколений: почему молодое поколение неуважительно относится к старшему?Дети обзывали Н.Н. «Заплаточником», хамили ему, воровали у него яблоки {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Через какие страдания проходят люди…Лена вытерпела много унижений и страданий, но благодаря этому она окрепла духом и поняла, вместо того, чтобы убегать, всегда нужно сражаться.Безответственность учителя: почему учитель из-за собственного счастья не замечает ничего вокруг?Из-за того, что все мысли Маргариты Ивановны были заняты одним женихом, она не смогла уследить за тем, что творилось в её класс. Мысли Маргариты Ивановны были заняты одним лишь женихом. Поэтому надежда Лены на её помощь полетела прахом.Любовь к родному краюРодовой дом Н.Н, был для старика не просто домом, а его жизнью и колыбелью.Сохранение памятиН.Н. на протяжении многих лет собирал картины, созданные его предками. Для Бессольцева они были самой главной ценностью. Какие ощущения, эмоции вы испытали во время чтения? Совпадали ли они с авторскими?«Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.Это ожесточает человека. Надо быть милосердным» В.Железников. Что вы можете сказать об особенностях сюжета рассказа? С какой целью автор так подробно описывает взаимоотношения детей, жестокость, презрение? Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание, потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть. В каждом человеке есть хорошее. Чтобы не обидеть человека, почаще становись на его место. Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Дари людям радость. В.К.Железников «Чучело»АВ Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник. Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? Результаты продуктивного чтенияЭмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору);Активность и объективность читательского воображения (воссоздающего и творческого)Постижение содержания произведения на разных уровнях (репродуктивном, аналитическом, синтезирующем)Осмысление художественной формыКоммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информациюЛичностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные сужденияРегулятивные – умение работать по плану (алгоритму) Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью. Эдмунд Берк