Разработка урока-конкурса по теме Основные понятия и законы химии (10 класс)


Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
ТЕМА: « ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ»
Тип методического пособия: методическая разработка урока-конкурсаАвтор: Светлана Андреевна СолончукДисциплина: химия
Уровень обучающихся: 1 курс
2015
Цели и задачи:
обобщить первоначальные химические понятия, уметь составлять химические формулы;
обобщить знания о веществе на основе атомно-молекулярного учения;
развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы;
работать самостоятельно и в коллективе;
показать использование знания теории на практике.
Материальное оснащение урока:
портрет М.В.Ломоносова;
девиз урока « Если природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе»;
видеофильм «М.В.Ломоносов»;
конкурсные задания командам на карточках (приложение 1);
вопросы викторины (приложение 2);
реактивы для практического конкурса;
ответы к конкурсным заданиям (приложение 3);
протоколы для экспертной комиссии (приложение 4).
Продолжительность занятия - 45 минут.
План занятия:
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Конкурс №1 – «Разминка».
3. Домашнее задание (кроссворд).
4. Конкурс №2.
5. Конкурс №3.
6. Эстафета.
7. Домашнее задание (сообщение на тему «В мире химии» или реклама любого химического понятия).
8. Конкурс №4.
9. Практический конкурс.
10. Домашнее задание.
11. Викторина.
Примечание: (проводится заранее)
Группа делится на 3 команды.
Получает домашнее задание:
1. Грамотно составить и оформить кроссворд на первоначальные химические понятия (например, используя такие понятия как, атом, Ломоносов, молекула и т.д.).
2. Подготовить сообщение на тему «В мире химии» (можно использовать материалы учебных пособий, Интернет-ресурсы и т.д.).
3. Придумать рекламу любого химического понятия (допускается изложение как в стихотворной форме, так и в прозе).
В кабинете вывешиваются вопросы викторины для изучения материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Вступительное слово преподавателя.
- Сегодняшний урок начну со стихов. Их написал замечательный русский ученый М.В.Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий, не только в химии, физике, астрономии, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики и др.
(Просмотр видеофильма «М.В.Ломоносов»)
- М.В.Ломоносов писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
- Поистине сокровищами являются те знания, которые получает и накапливает каждый человек в течение всей своей жизни.
- Итак, мы начинаем наш урок-конкурс.
(В каждом конкурсе задания выполняются всеми членами команды. Итоги подводят на командное и личное знание темы).
II. Конкурс №1 – «Разминка»
Конкурс состоит из трех заданий. Проводится в форме диктанта. За каждый правильный ответ – 1 балл.
III. Домашнее задание. (для первой команды)
- Сейчас проверим домашнее задание «Кроссворд».
(Первая команда вывешивает свой кроссворд, а вторая и третья команды его отгадывают.)
IV. Конкурс №2
(Конкурс состоит из двух заданий к каждой команде. За правильно отвеченное задание – 2 балла).
- В этом конкурсе мы узнаем, как вы усвоили понятие «валентность», научились определять ее по формуле и составлять формулы валентности.
- А теперь продолжим проверять домашнее задание «Кроссворд» для второй команды.
(Вторая команда вывешивает свой кроссворд, а первая и третья команды отгадывают).

V. Конкурс №3
(За правильно отвеченное задание в целом - 3 балла. Выполнение задания проверяется у доски. Затем задаются дополнительные вопросы каждой команде).
Дополнительные вопросы:
Что называется валентностью?
Что называется атомом?
Что называется молекулой?
- А теперь продолжим проверять домашнее задание «Кроссворд» для третьей команды.
(Третья команда вывешивает свой кроссворд, а остальные две команды отгадывают).
VI. Эстафета.
- А сейчас проведем «Эстафету». У каждой команды есть лист бумаги и задание: необходимо наиболее полно описать физические свойства данного вещества (за каждое свойство 1 балл). Каждый из участников в команде записывает по одному физическому свойству вещества и передает следующему участнику. Лист бумаги получает последний
участник, записывает свойство и передает вперед на первую парту.
VII. Домашнее задание.
- Нашим командам было предложено еще одно домашнее задание:
составить рекламу химического понятия. Давайте послушаем.
VIII. Конкурс №4
Задание: вставить пропущенные слова в предложении. За правильный ответ - 3 балла.
IX. Практический конкурс
(От каждой команды один участник выполняет задание по карточке. За правильно выполненное задание – 5 баллов. За проведением практического конкурса следит лаборант).
X. Домашнее задание.
- Пока участники команд выполняют практическое задание, мы проверим домашнее задание: приготовленное сообщение каждой командой на тему «В мире химии» (Участники команд выступают со своими сообщениями).
XI. Викторина.
(За правильный ответ – 1 балл).
Конкурсные задания оценивает экспертная комиссия.
В конце урока подводятся итоги конкурсов и объявляются занятые места.
Приложение 1
1. Конкурс №1.
Задание №1:
Физические и химические явления.
При ответе надо ставить ф – физические явления, х – химические явления.
Испарение воды;
Помутнение известковой воды под действием углекислого газа;
Горение ацетилена;
Ковка металла;
Обугливание лучины;
Ржавление гвоздя.
Задание №2:
Чистые вещества и смеси.
При ответе надо ставить В – это вещество, С – это смесь.
1. Дистиллированная вода;
2. Медь;
3. Технический кислород;
4. Сахар;
5. Воздух;
6. Фосфор
Задание №3:
Химические элементы.
При ответе надо ставить Э – элемент, В – вещество.
1. Медь входит в состав медного купороса;
2. Рыбы дышат кислородом, растворенном в воде;
3. железо входит в состав ржавчины;
4. Железо во влажном воздухе ржавеет;
5. При газовой сварке используют кислород;
6. Оксид меди состоит из кислорода и меди.
2. Конкурс №2.
Задания команде №1:
Как обозначить при помощи химических знаков: пять атомов кислорода, две молекулы кислорода, молекулу кислорода?
Обозначьте валентность элементов в формулах:
CaO, H2S, Fe2O3
Задания команде №2:
Как обозначить при помощи химических знаков: три молекулы азота, молекулу азота, семь атомов азота?
Обозначьте валентность элементов в формулах:
SO2, CuO, NH3
Задания команде №3:
Как обозначить при помощи химических знаков: три молекулы хлора,
7 молекул хлора, семь атомов хлора?
Обозначьте валентность элементов в формулах:
BaO, CO2, HF
3. Конкурс №3.
1 команда:
Составьте формулу соединений углерода(IV) с водородом, с кислородом, с хлором (I) и укажите вид химической связи.
2 команда:
Составьте формулу соединений натрия с водородом, с кислородом, с хлором(I) и укажите вид химической связи.
3 команда:
Составьте формулу соединений кальция с водородом, с кислородом, с хлором(I) и укажите вид химической связи.
4. Эстафета.
1 команда:
Описать физические свойства воды.
2 команда:
Описать физические свойства поваренной соли.
3 команда:
Описать физические свойства кислорода.
5. Конкурс №4.
Задание 1 команде:
Воздух – смесь, в состав которой входят … кислорода.
… воды состоят из … кислорода.
Сладкий вкус варенья принадлежит содержащимся в нем …сахара.
Задание 2 команде:
При растворении кислорода в воде … кислорода распределяются между … воды.
В состав … сахара кроме … кислорода и водорода входят … углерода.
Запах нашатырного спирта обусловлен испарением из нее … аммиака.
Задание 3 команде:
1. Для дыхания животных необходимы … кислорода.
2. При растворении сахара в воде … сахара равномерно распределяются между … воды.
3. В состав стали входят … железа и углерода.
6. Практический конкурс.
Задание 1 команды:
Дана смесь соли с песком. Отделить песок от соли.
Задание 2 команды:
Дана смесь железа и серы. Как разделить их?
Задание 3 команды:
Дан раствор соли. Выделите соль из раствора.
Приложение 2.
Викторина.
Какое самое распространенное вещество на Земле? (H2O)
Кто из ученых внес вклад в развитие атомно-молекулярного учения? (Ломоносов, Дальтон)
Какой знаменитый итальянский художник средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо-да-Винчи)
Назвать газы, содержащиеся в выхлопных газах, вызывающие гибель человека и животных. (CO2, CO)
Из каких металлов или сплавов изготавливают электроды для сварки? (сталь, чугун, их сплавы, алюминий, медь и их сплавы, уголь, графит, вольфрам)
Какой самый распространенный металл на Земле? (Al)
Дайте определение валентности.
Приложение 3
Ответы к конкурсным заданиям.
1. Конкурс №1.
Физические и химические явления.
Ответ: ФХХФХХ.
Чистые вещества и смеси.
Ответ: ВВСВСВ.
Химические элементы.
Ответ: ЭВЭВВЭ.
2. Конкурс №2.
Задания команде №1:
пять атомов кислорода - 5О, две молекулы кислорода - 2О2,
молекула кислорода - О2.
Обозначьте валентность элементов в формулах:
II II I II III II
CaO, H2S, Fe2O3
Задания команде №2:
три молекулы азота - 3N2, молекула азота - N2, семь атомов азота - 7N.
Обозначьте валентность элементов в формулах:
IV II II II III I
SO2, CuO, NH3
Задания команде №3:
три молекулы хлора - 3Cl2, 7 молекул хлора - 7Cl2, семь атомов хлора - 7Cl.
Обозначьте валентность элементов в формулах:
II II IV II I I
BaO, CO2, HF
Конкурс №3.
1 команда:
CH4, ковалентная полярная; CO2, ковалентная полярная; CCl4, ионная.
2 команда:
NaH, ионная; Na2O, ионная; NaCl, ионная.
3 команда:
CaH2, ионная; CaO, ионная; CaCl2, ионная.
4. Эстафета.
1 команда:
физические свойства воды:
2 команда:
физические свойства поваренной соли:
3 команда:
физические свойства кислорода:
5. Конкурс №4.
Задание 1 команде:
молекулы
молекула, атомов
молекулам.
Задание 2 команде:
молекулы, молекулами
молекулы, атомов, атомы
молекул.
Задание 3 команде:
молекулы
молекулы, молекулами
атомы.
6. Практический конкурс.
Задание 1 команды:
Ответ: растворить в воде.
Задание 2 команды:
Ответ: провести магнитом.
Задание 3 команды:
Ответ: выпарить над спиртовкой.
Приложение 4
ПРОТОКОЛ
КОМАНДА №
КАПИТАН:________________________________________________
Конкурсы
Дополнительные вопросы
по 1 баллу Эстафета
по 1 баллу Конкурсы Викторина
по 1 баллу Итого
№1
6б.
№2
6б. №3
3б. №4
3б. Практи-ческий
5б. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Итого: Кроссворд – 10 баллов
Реклама химического понятия – 4 балла
Сообщение на тему «В мире химии» – 2 балла