План вводного занятия в дебатном клубе для школьников


План занятия № 1
Объединение: дебатный клуб «Эрудит» Дата: 05.10.2015
Руководитель: Олейниченко Елена Владимировна Время: 15.00-16.30
Тема: Введение. Что такое дебаты?
Цели: а) образовательная: формирование представления о дебатах как интеллектуальной игре и способу развития важных качеств личности. Изучение общих основ дебатной технологии, истории возникновения дебатов.
б) развивающая: развитие речевой компетенции и умения работать в команде; старт-контроль умений говорить и слушать (с использованием методики Маклени)
в) воспитательная: воспитание уважительного отношения к собеседнику
Оборудование: лист ватмана с надписью «Договор-соглашение», маркеры/ фломастеры, компьютер, экран и проектор, презентация о дебатах с элементами видео, бланки с тестовыми вопросами для каждого воспитанника.
Ход занятия:
Приветственное слово руководителя кружка. Несколько слов о дебатах, главных задачах и перспективах обучения дебатированию.
Эпиграф: «Умение говорить – это наикратчайший путь к известности»
Дейл Карнеги
Добро пожаловать на первое заседание нашего дебатного клуба!
-Какие ассоциации возникают у вас при слове «Дебаты»? (мозговой штурм)
Ответы ребят: Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы Президента…
Для 100 тысяч студентов и школьников и 20 тысяч преподавателей «Дебаты» представляют интересную программу и познавательную интеллектуальную игру, в которую можно играть в семье, в классе, на турнирах и чемпионатах различного уровня. Причем, в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, участие в которых редко выходит за пределы школы или района, «Дебаты» дают равные, а главное, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, выступать на публике. Причем все эти умения и навыки можно проверить на настоящих соревнованиях вплоть до Кубка мира по дебатам.
Форма диспута, которую мы называем образовательными дебатами, широко распространена в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии, и, конечно же, в России. Оксфорд, Кембридж, Йель, Гарвард, Сорбонна — известнейшие мировые университеты, российские ВУЗы: МГУ, МИФИ, МГИМО, СПбГУ, Белгород, Новосибирск, Омск, Челябинск, Шадринск, Екатеринбург, Тюмень - вот неполный список университетов, где действуют и развиваются клубы дебатов. (сайт ru.idebate.org – всего 105 ссылок)
Джон Кеннеди, Ричард Никсон, Вудро Вильсон, Барак Обама - вот краткий список знаменитостей, участвовавших в своё время в дебатах.
Итак, ответьте на вопрос: «Нужно ли учиться искусству спора, умению убеждать слушателей и оппонентов?» Всякий, кто хоть раз выступал перед аудиторией, у кого дрожали руки, а язык становился ватным, кто отлично представлял тему выступления, но не мог сформулировать свои мысли, тот, без сомнения, ответит: «Да!». Как же научиться этому? Есть мнение, что достаточно прочитать книгу с изложением основ ораторского искусства — и лавры Цицерона станут вашими. Если вам будет достаточно знать, чем аспект отличается от аргумента, а фабула от композиции — смело принимайтесь за чтение. Если же ваша цель - научиться непринуждённо беседовать с аудиторией, то ваш единственный учитель - практика.
Овладевая искусством дебатов, вы научитесь критически мыслить, исследовать различные вопросы и убеждать слушателей.
Ролевая игра «Давайте познакомимся». Всем присутствующим предлагается назвать своё имя и как-нибудь похвалить себя, сказать об обладании важным качеством личности, которое пригодится для дебатов.
Правила и законы клуба. «Договор-соглашение»
Независимо от того, участвуете ли вы в дебатах для развлечения, или же для развития полезных навыков, дебаты откроют для вас много новых возможностей. Люди, работающие в различных областях: в бизнесе, политике или в науке, используют технику дебатов для принятия и обоснования своих решений. Даже сами того не зная, вы наверняка уже пробовали себя в неформальных дебатах. Когда вы убеждаете маму разрешить вам прийти домой поздно, это тоже дебаты. Когда у людей разные взгляды на вещи - это и есть дебаты. Дебаты в повседневной жизни - это неформальные дебаты.
Формальные дебаты, которым мы с вами будем обучаться, имеют особую структуру, правила и ограничения. К примеру, если с мамой можно спорить до утра, то в формальных дебатах каждому из вас будет предоставлено только пять-шесть минут, чтобы предоставить свои аргументы. В формальных дебатах судья решает, кто победил, тогда как в жизни обычно мама решает, когда вам приходить домой: при этом она и участник дебатов и судья!
Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотичные дебаты, происходящие в повседневной жизни. Формальные дебаты начинаются с резолюции, представляющей собой краткую формулировку темы дебатов. Каждая команда (утверждающая команда и опровергающая команда) пытаются убедить нейтрального судью. Для этого они защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы своих оппонентов.
Основной характеристикой формальных дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Нужно не просто выступить с речами, но и парировать аргументы другой стороны, сравнить свою позицию с позицией оппонентов и, таким образом, убедить судью в своем превосходстве.
- Давайте сформулируем Ваши ожидания от посещения данного кружка и создадим свод правил, которым будем следовать. Работа с плакатом «Договор-соглашение»
NB! Три основных принципа дебатов: 1) Уважение необходимо, 2) честность обязательна, 3) проигравших нет
История дебатов с древности и до наших дней. Теоретическая информация.
Очевидно, что диалог как форма речевой коммуникации (и спор как его вид) появился в глубокой древности, когда один человек не согласился с другим по некоторому вопросу. Ведь спор естественен для человека. Именно в споре, как известно, рождается истина; Ещё великий греческий мыслитель Сократ пытался спровоцировать спор, чтобы выявить заблуждения окружающих. Его ученик, Платон, записал свои идеи в форме диалогов. Диспуты между политическими деятелями, нередко принимавшие крайние формы, были характерны для повседневной жизни античного мира. Формальную законченность дебаты приобрели к Средневековью. В средние века в Европе, в системе образования были курсы ораторского мастерства и дебатов. Сколько чертей может поместиться на острие иглы — характерная тема жарких теологических споров тех времён. Новое время — эпоха становления западной демократии. Её основной принцип — реализация воли большинства при сохранении прав меньшинства. Но кто представляет это большинство? Кто получит доверие общества? И снова: споры, диспуты, дебаты. В самом начале истории США дебаты укоренились в университетах. Во время президентских выборов 1960 года, первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном привлекли внимание к дебатам с новой силой.
Дебаты, как вид молодёжной деятельности, впервые оформились в США и Великобритании в начале XX века. Миссия программы — утверждение ценностей демократического общества, развитие взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами.
«Дебаты» — это яркая, зрелищная интеллектуальная игра; перспектива для активных молодых людей — будущих лидеров общества. Дебаты готовят к ответственному принятию решений, самостоятельности и другими навыкам, необходимым в цивилизованном обществе.
Старт-контроль воспитанников кружка.
Тест "Умеете ли вы говорить и слушать?" (методика американского психолога Маклени)
Отвечайте "да" или "нет".
1. Когда Вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель понял вас?
2. Подбираете ли Вы слова в зависимости от того, с кем общаетесь?
3. Обдумываете ли указания, распоряжения, прежде чем их высказать?
4. Если Вы высказали новую мысль, и никто не задает вопросов, считаете ли, что все поняли ее?
5. Следите ли за тем, чтобы Ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?
6. Обдумываете ли предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?
7. Нравится ли Вам отвечать на вопросы?
8. Можете ли Вы угадать мысли окружающих в определённой ситуации?
9. Различаете ли факты и мнения?
10. Ищете ли все новые возражения против аргументов собеседника?
11. Стараетесь ли, чтобы ваше окружение (родные, друзья, одноклассники) во всем соглашались с вами?
12. Всегда ли Вы говорите ясно, четко и вежливо?
13. Делаете ли Вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать Ваши слова, задать вопросы?
Результат: Если Вы, не задумываясь, ответите «да» на все вопросы, кроме 4, 8, 10 и 11, можно считать, что Вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника.
Подведение итогов занятия.
Сегодня мы приоткрыли «окно» в совершенно новый для вас мир дебатов. Что вам запомнилось? Есть ли у вас вопросы / предложения?
Отныне каждого из вас можно назвать дебатёром или спикером дебатного клуба, а я – ваш тренер по дебатам.