Кружок Юнармеец Рабочая Программа


Краснодарский край Абинский район ст. Холмская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
муниципального образования Абинский район
«УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №_1_
от 31.08. 2015 г
Председатель
____________
подпись

С.Б. Трещева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
кружка «Олимпиец»
Направление:
военно-патриотическое
Возраст участников: 13-16 лет
Срок реализации рабочей программы : 3года
учитель физической культуры
Квашина Зоя Владимировна
ст. Холмская
2015-2016 уч.год
Введение
Кружок является важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке их к военной службе, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта и оздоровления учащихся.Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, "Об утверждении подпрограммы Министерства образования РФ государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016 годы». Структурно программа кружка состоит из четырех содержательных линий:
Военно-историческая и краеведческая деятельность.
Прикладная физическая подготовка
Основы военного дела
Основы военно-технической и специальной подготовки.
Цель кружкаСовершенствование системы патриотического воспитания учеников в школе, что способствует формированию высокого патриотического сознания.Основные задачи кружка:
Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе;
Пропаганда героических традиций Русской армии;
Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника;
Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся.
Программа рассчитана на 102 часа , реализуется в 7-9 классах общеобразовательного учреждения, 1 час в неделю . по 34 часа годовыхОсвоение программы заканчивается проведением соревнований и конкурсов, проведение «Зарницы», соревнованием по стрельбе из пневматического оружия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 13 - 16 лет. Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным и спортивным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).
Гибкость содержания и структуры программы обусловлена:
-возможностью её использования при различных уровнях оснащения материально-технической спортивной базы учреждения;
-возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей;
-возможностью её использования в иных форматах (внеурочная деятельность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образования, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.).
Формы и методы работы.
Формы организации занятий:
- практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные)
- проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале.
Приёмы и методы обучения на занятиях.
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы о культуре народов Кубани ,их подвигах в годы ВОВ;
- практические занятия по освоению военно-прикладных видов спорта;
- организация соревнований по стрельбе, разборке автомата..
Обучение знаниям, умениям и навыкам по военно-прикладной подготовке при реализации программы строится на дидактических принципах:
Принцип сознательности – осмысленное вдумчивое отношение к занятиям, понимание изучаемого материала, оценка своих сил и возможностей, критическое отношение к своим действиям на тренировках и соревнованиях, понимание и сознательное выполнений требований, связанных с тренировкой, соблюдение режима.
Принцип активности – стремление расширить свои знания, самостоятельно анализировать ошибки на соревнованиях, своевременно проводить разминку и т.п.
Принцип систематичности и последовательности – соблюдение трех правил: от простого к сложному, от легкого к сложному, от известного к неизвестному.Принцип наглядности – основными средствами соблюдения этого принципа является показ, изучение упражнений с кратким объяснением.
Принцип доступности – в занятиях очень важно учитывать возраст, физическую подготовленность, без знаний индивидуальных особенностей трудно определить нагрузку, выбрать средства тренировки, совершенствовать техническое мастерство.
Принцип прочности - Получаемые в процессе обучения и тренировки знания, умения, навыки должны прочно усваиваться и закрепляться. Достигается это повторением пройденного материала параллельно с изучением нового, регулярные занятия и достаточно частые повторения упражнений формируют полноценные навыки. Развивают физические качества.
Основные направления деятельности кружка.Совершенствование процесса патриотического воспитания.
<Развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;<Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;Развитие методических основ патриотического воспитанияМетодическими основами патриотического воспитания предусматривается:- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;- изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику.Сотрудничество с представителями общественных организаций в интересах патриотического воспитания предусматривает:- создание условий для участия общественных организаций в работе по патриотическому воспитанию в школе;- совместная работа с общественными организациями;- участие детей в районных культурных событиях, в шефской работе. Содержание деятельности на каждом этапе:
Диагностико-проектный:
комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у членов школьного сообщества и состояния героико-патриотического воспитания в школе;
обобщение опыта школы в организации героико-патриотического воспитания;
разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;
сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
Содержательно-деятельностный:
реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.
Рефлексивный:
выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив. Ожидаемые результаты
Диагностический этап:
получение целостной картины состояния героико-патриотического воспитания в школе и cформированности патриотизма как личностного качества у членов школьного коллектива.
2.Содержательно - деятельностный этап:
активизация деятельности в рамках героико-патриотического воспитания.
3.Рефлексивный этап:
-изменение социальной и гражданской позиции у детей;
-определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию школьников.
Освоение программы заканчивается проведением соревнований и конкурсов , проведение «Зарницы», соревнованием по стрельбе из пневматического оружия.
Распределение программы по разделам, темам и занятиям.
№п/пТема
Количество часов
1. Военно-историческая подготовка и краеведческая деятельность 9
История малой Родины и родного края 3
Беседа по теме «Гордость земли Кубанской»
Экскурсия по школьному краеведческому музею
Подготовка презентации «История ст. Холмской». Выступление с показом презентации Ратная история Советского Союза, история его вооруженных сил 3
1.Блокада Ленинграда . Обзор темы
Просмотр фильма «Блокада» 2.Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков. Просмотр фильма «Освобождение» 3.История русского оружия. (презентация) 4. История Вооруженных сил. Просмотр фильма «Черная акула» 5.Конкурс рисунков «Мы за мир на Земле»
История жизни и деятельности воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, ученых и конструкторов 3
Выступления учащихся по теме «Пионеры-герои в годы Великой Отечественной войны». Обзор книг. Просмотр фильма «Полководец Жуков»
История жизни и деятельности
Конструкторов
Военачальников Экскурсия в музей Боевой Славы (для средних классов)
1.Участники войны – наши земляки
2.Народ и армия в годы Вов. История военной символики, формы (мундира)
1История военной символики (презентация)
2. История военной формы (мундира) (презентация) 2 II. Основы военной службы 9
Правовая основа военной службы 3
Воинская обязанность и военная служба граждан Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия Приемы и правила стрельбы
Производство стрельбы
Стрелковая тренировка
Огневая подготовка
3
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия Приемы и правила стрельбы
Производства стрельбы
Топографическая подготовка
3
Магнитный азимут.
Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту 3 III. Прикладная физическая подготовка 18
Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке 6
Упражнения для развития общей выносливости Осенний кросс
Весенний кросс
Силовая подготовка
6
1. Силовая подготовка в тренажерном зале
Основы рукопашного боя (6 часов)
6
1. Разучивание приемов рукопашного боя
2. Тренировка в выполнении приемов рукопашного боя
4 IV. Основы военно-технической и специальной подготовки 12
Вооружение российской армии
6
Подготовка презентаций «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций. Устройство малокалиберной винтовки
Правила стрельбы из малокалиберной винтовки
Стрельба из малокалиберной винтовки
Подготовка стрелка 3
Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки 5. V.Тренировка в стрельбе
9
1. Стрельба из пневматической винтовки
6
2. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки 3
6. VI. Подготовка и проведение военно-патриотической игры «Зарница»Подготовка к конкурсам и соревнованиям 27
1 Подготовка к конкурсу «Ратные страницы истории Отечества» 3
2 Подготовка к конкурсу «Статен в строю, силен в бою» 6
3 Медицинская подготовка
3
4 Подготовка к соревнованиям «Защита»
3
5 Подготовка к соревнованиям «В здоровом теле здоровый дух» 3
6 Подготовка к туристическому многоборью
3
7 Подготовка к соревнованиям «Снайпер»
3
8 Подготовка к конкурсу «Знакомьтесь, это – Мы»
3
7. VII. Подготовка к участию в конкурсе «Школа выживания» 6
Подвижные игры в спортивном зале
8. VIII. Участие в конкурсах, проектах, праздниках 15
1. Подготовка презентации «Война глазами детей»Выступления с презентациями 3
2. Игра «Зарница» 3
3. Военно-спортивные эстафеты 3
4. Конкурс «А,ну-ка,мальчики!» 3
5 Участие в районных мероприятиях 3
Итого 102 часа
Ожидаемые результаты реализации программы.
< Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков.
<Создание условий для доступности занятий физической культурой и
спортом;
<Развитие социально-активной личности и воспитание
гражданской ответственности, патриотизма у воспитанников школы;
<Создание самостоятельной альтернативной системы тренировок,
соревнований для детей, подростков, не вовлеченных в сферу
деятельности спортивных школ.
Воспитательные результаты внеурочной спортивно
оздоровительной - деятельности школьников распределяются
по трем уровням. 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни ) :
приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового
образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности
при занятии спортом , о способах и средствах самозащиты; о способах
ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе ; о приятных в обществе нормах отношения к природе ,
к памятникам истории и культуры ; о российских традициях памяти
героев Великой Отечественной войны ;о русских народных играх ;
о правилах конструктивной групповой работы ; об основах разработки
социальных проектов и организации досуга других людей ; о способах
самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ):
развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и
здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе,
к родному Отечеству, его истории и народу ,к труду ,к другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия ): приобретение школьником
опыта актуализации спортивно -оздоровительной деятельности в
социальном пространстве ; опыта заботы о младших и организации их
досуга ; опыта волонтерской деятельности ; опыта самообслуживания , самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя
ответственности за других.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности
возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
подростков. .Используемая литература :1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д:
«Феникс», 1999. – 416 с.
2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу
«Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала
«Военные знания», 2001. – 186 с.
3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков
как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. –
М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования /
Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения,
музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников:
Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс,
2005. – 64 с.
10. Патриотическое воспитание: система работы, планирование,
конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Календарно-тематическое планирование кружка «Олимпиец».
№ Тема Дата
1. Беседа «Гордость земли Кубанской». Подготовка к презентации. 2. История русского оружия. Устройство малокалиберной винтовки. 3. Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. История жизни и деятельности военачальников 4 Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке. Приемы стрельбы 5 История военной символики. Развитие общей выносливости. 6 Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия 7 Подготовка презентаций «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций. 8 Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки
Стрельба из пневматической винтовки 9 Приемы и правила стрельбы. 10 Топографическая подготовка. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. 11 Прикладная физическая подготовка. Упражнения для развития общей выносливости 12 Силовая подготовка. Силовая подготовка в тренажерном зале. 13 Основы рукопашного боя Разучивание приемов рукопашного боя. 14 Тренировка в выполнении приемов рукопашного боя. 15 Основы военно-технической и специальной подготовки. Вооружение российской армии 16 Подготовка презентаций «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций 17 «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций. 18 Устройство малокалиберной винтовки. Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. Стрельба из малокалиберной винтовки 19 Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. Стрельба из малокалиберной винтовки 20 Тренировка в стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки 21 Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки Подготовка и проведение военно-патриотической игры «Зарница». Подготовка к конкурсам и соревнованиям 22 Подготовка к конкурсу «Ратные страницы истории Отечества» 23 Подготовка к конкурсу «Статен в строю, силен в бою» 24 Медицинская подготовка 25 Подготовка к соревнованиям «Защита» 26 Подготовка к соревнованиям «В здоровом теле здоровый дух» 27 Подготовка к туристическому многоборью 28 Подготовка к соревнованиям «Снайпер» 29 Подготовка к конкурсу «Знакомьтесь, это – Мы» 30 Подготовка к участию в конкурсе «Школа выживания» Подвижные игры в спортивном зале Участие в конкурсах, проектах, праздниках 31 Игра «Зарница» 32 Военно-спортивные эстафеты 33 Конкурс «А,ну-ка,мальчики!» 34 Участие в районных мероприятиях Итого: 34 часа