Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса

МКОУ Ангинская СОШ















«Взаимодействие семьи и школы как залог успеха
учебно-воспитательного процесса»












Педагог – психолог:
Куприянова И. Ю.












2013г.
Взаимодействие семьи и школы как залог успеха
учебно-воспитательного процесса.
Семья является базисом для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным инструментом, располагающим широким
Диапазоном уникальных средств влияния на формирование саморазвитие личности.
Семья, какой бы она ни была, - это единственный дом ребенка, в котором он получает первый опыт частной жизни, где он защищен от «вторжения» внешнего мира. Поэтому задача образовательного учреждения – помочь обучающемуся определить свое поведение в этом Оме. При этом школа выступает в качестве партнера, обладающего определенными возможностями для поддержки семьи.
Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий , повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Но время показало, что комфортность обучения – вещь необходимая, но недостаточная.
Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В ней и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.
А это положение бывает самым различным:
- нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;
- ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.
К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отделяется от родителей. По данным НКИ детства, в Росси из-за разводов ежедневно остаются без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребенка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбираются от родителей – 32, убегают из дома – 237 детей.
Это, безусловно, проявление дезорганизации семьи как социального института, отражающее негативные процессы в государстве.
Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.
Психологи отличают следующие типичные страхи родителей:
- страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
- страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И хорошо, когда родители стараются наладить личные отношения с учителями;
- страх, что ребенка будут обижать в школе и т д.
Все это показывает, почему так важно взаимопонимание с родителями.
В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемой школой программы.
Конкретное наполнение общения с родителями, определяемое возрастом ребенка, осуществляется на основе психолого-педагогической модели учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
В ходе общения с родителями мы стараемся добиваться создания атмосферы взаимного доверия , психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.
Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. Но в неблагополучных семьях приемы и решения более трудны и кропотливы. Многие учителя меняют обстоятельства жизни ребенка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха.
Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научить разбираться в мотивах их поступков.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания. Все это так. Но никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только контакт с учителем.
Деятельность педагогического коллектива реализует следующие цели:
Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Цель каждого воспитателя – учителя, родителя, общественника – содействовать наилучшему для того или иного ребенка сочетанию его социализации, воспитания и саморазвития.
Ни один педагог, воспитатель практически не имеет реальной возможности сколько – нибудь существенно изменить объективную ситуацию жизни тех, с кем имеет дело! Он не может прибавить зарплату родителям, снизить цены, да и никем не вменено ему это в обязанности, должностные или человеческие. Задача более сложна: помочь облегчить жизнь детей в том, что им самим в какой – либо степени под силу.
Взаимодействие школы и родителя наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем детям».
Существует два различных знания о ребенке. Одно – научное, теоретическое, которым обладает учитель. Другое – личностное эмоциональное знание родителя. Если школа и родитель поделятся друг с другом тем, что они знают, вместе они смогут решить проблемы ребенка и создать оптимальные условия для его развития.



·