Исследовательская работа «Школьная форма: «за» и «против».

ЗАЯВКА
на участие в муниципальной Конференции
исследовательских и проектных работ «Золотое перо»

Информация об образовательном учреждении.

Наименование.
Таймырское муниципальное казённое образовательное учреждение
«Дудинская средняя общеобразовательная школа № 3»

Почтовый адрес, телефон, факс
647000 г. Дудинка Красноярского края
ул. Ленина, 38 8(39191)5-21-04

Электронный адрес
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информация об участнике.

Ф.И.О.
Провоторова Алина Руслановна
Шумакова Алина Сереевна
Власова Елизавета Сергеевна

Дата рождения
29.04.2003г
01.09.2003г
07.02.2003г

Класс
4 «А»

Домашний адрес,
телефон
г. Дудинка, Красноярского края, 647000
г. Дудинка, ул. 40 лет Победы 5а кв. 8
г. Дудинка, ул. 40 лет Победы 6 кв. 11
г. Дудинка, ул. 40 лет Победы2а кв. 45

Регистрационный номер


Информация о работе

Направление (секция)
«Социально-гуманитарное»(психология и социология)

Название
Исследовательская работа «Школьная форма: «за» и «против».

Информация о научном руководителе или педагоге наставнике

Ф.И.О.
Васильева Ольга Михайловна

Место работы, должность
ТМК ОУ «Дудинская средняя общеобразовательная школа № 3»,учитель начальных классов.

Учёная степень
нет

Контактные телефоны
сот.т . 8-904-899-83-28






АННОТАЦИЯ

Актуальность работы: в последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности?
Цель исследования – привлечь внимание учащихся к проблеме внешнего вида современного школьника. Поставленная перед нами цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Собрать и изучить материал об истории школьной формы;
Познакомиться с мнением о школьной форме современных Кутюрье;
Провести конкурс сочинений, анкетирование и выяснить отношение учителей, родителей и учащихся к проблеме внешнего вида;
Создать буклеты с советами узких специалистов и образцами школьной формы глазами учеников нашего класса.
Объект исследования – школьная форма
Предмет исследования – необходимость введения в школе единой формы для учащихся.
Гипотезы исследования –
Возможно, школьная форма нужна, потому что она дисциплинирует;
Допустим, сглаживает социальное неравенство;
В ней всегда выглядишь опрятно и нарядно.

Практическая значимость: полученные знания учащиеся могут использовать в повседневной жизни при приобретении и пошиве школьной формы, при выступлении учащихся в других классах с презентацией «Школьная форма «за» и «против»». А также при распространении памяток о правилах выбора одежды и рекомендации с советами узких специалистов между учащимися школы №3. И наконец, при создании собственных продуктов на основе исследования и интервью (буклет «Школьная форма глазами учащихся нашего класса») В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
изучение различных источников информации;
анализ и обобщение информации;
анкетирование, составление диаграмм;
сравнение и обобщение;
моделирование и практическая работа по изготовлению буклетов:
«Школьная форма глазами учащихся нашего класса»;
Памятка с советами и рекомендациями узких специалистов.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение4-5
Этапы исследования.5
База, материалы и методы исследования.......5 Из истории школьной формы..6-7 Школьная форма глазами современных Кутюрье.7
Психология цвета..8-10
Практическая часть исследовательского проекта (результаты опроса)..10-12
Заключение.12
Список литературы........13
Словарь.......13
Приложения...........14-15






























ВВЕДЕНИЕ
В человеке должно быть все прекрасно:  и лицо, и одежда, и душа, и мысли.  А.П. Чехов
В нашей стране периодически возникает волна интереса к отсутствующей школьной форме. Перед началом учебного года во многих средствах массовой информации обсуждается вопрос введения школьной формы, свое мнение высказывают педагоги, родители, ученики, журналисты, социологи.
Согласно статистике 70% родителей за введение школьной формы. Школьники сходятся во мнение, что неплохо бы в каждой школе всё-таки иметь свою форму. Хотя бы на всякий торжественный случай, в целях воспитания гордости за свою школу. По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус детей к деловому костюму. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Но главное - она положит конец соревнованиям в одежде: «Кто дороже сегодня одет». Когда в начале 90-х отменили униформу, никто не возмущался по поводу её утраты, наоборот, радовались свободе стиля. Но «бесформенная свобода», по утверждению психологов, отрицательно сказалась на психике школьников, зачастую школа стала напоминать нам подиум.
Актуальность работы: в последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности?
Цель исследования – привлечь внимание учащихся к проблеме внешнего вида современного школьника.
Объект исследования – школьная форма
Предмет исследования – необходимость введения в школе единой формы для учащихся.
Гипотезы исследования –
Возможно, школьная форма нужна, потому что она дисциплинирует;
Допустим, сглаживает социальное неравенство;
В ней всегда выглядишь опрятно и нарядно.
Поставленная цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:
Собрать и изучить материал об истории школьной формы;
Познакомиться с мнением о школьной форме современных Кутюрье;
Провести конкурс сочинений, анкетирование и выяснить отношение учителей, родителей и учащихся к проблеме внешнего вида;
Создать буклеты с советами узких специалистов и образцами школьной формы глазами учеников нашего класса.
Практическая значимость: полученные знания учащиеся могут использовать в повседневной жизни при приобретении и пошиве школьной формы, при выступлении учащихся в других классах с презентацией «Школьная форма «за» и «против»». А также при распространении памяток о правилах выбора одежды и рекомендации с советами узких специалистов между учащимися школы №3. И наконец, при создании собственных продуктов на основе исследования и интервью (буклет «Школьная форма глазами учащихся нашего класса).
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Выполнение работы было запланировано на 3 месяца и разбито на 3 основных этапа:
I этап – подготовительный (декабрь2013 г.);

·I этап – практический (январь 2014 г.);

·I
· этап – заключительный (февраль 2014 г.).
В подготовительный этап вошли:
обзор источников информации: литературы в библиотеках города и школы и интернет-ресурсы;
обоснование актуальности темы;
постановка цели и задач;
определение объекта и предмета исследования;
выбор методов исследования.
На практическом этапе мы составили календарный план организации работы (приложение 1), где обозначили наши действия и сроки выполнения. Сюда вошли:
подбор вопросов и анкетирование
изучение литературы по данному вопросу
В заключительный этап вошли обсуждение, систематизация собранных сведений, оценка полученных результатов исследования, формулирование выводов.

БАЗА, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве базы для исследования стали:
учащиеся начальной школы ТМК ОУ «Дудинской средней школы №3»;
школьная библиотека;
Сеть Интернет.
Изучение существующих данных велось из двух источников информации: печатная литература и статьи в интернете.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
изучение различных источников информации;
анализ и обобщение информации;
анкетирование, составление диаграмм;
сравнение и обобщение;
моделирование и практическая работа по изготовлению буклетов:
«Школьная форма глазами учащихся нашего класса»;
Памятка с советами и рекомендациями узких специалистов.

Из истории школьной формы
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии и 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастёрках, шинелях, куртках, чёрных ботинках и непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали вне положенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. А дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного покроя для мальчиков и тёмное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
1918г. гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазной пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы » старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки – «гимназистка»). С другой стороны – форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженная и подневольная положение. Но этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка – бедность. Ученики не ходили в школу в то, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
В СССР школьная форма в несколько раз менялась. Существовала несколько моделей. У девочек – коричневое классическое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательно. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые или белые банты.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Покрой формы стал более тождествен тем направлением моды, которые имели место с1960-х годах. Правда, повезло только мальчикам. У них в середине 1970-х годах серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.
Для девочек в 1984 году был введен костюм – тройка синего цвета. Состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
В 1992 году была отменена школьная форма в школах Российской Федерации.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок.

Школьная форма глазами современных Кутюрье
«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие», – считает модельер Вячеслав Зайцев.
Кира Пластинина - самый молодой российский дизайнер. Она считает, что школьная одежда должна выглядеть достаточно серьезно. Это очень помогает установить контакт с учителями, они понимают, что ты - серьезный человек и в школу ходишь учиться, а не развлекаться.
«Нельзя, чтобы школьник за партой был похож на спортивного болельщика», – уверена Елена Бадмаева. «А что касается свободы самовыражения, она, как модельер, уверяет, что проявлять свою индивидуальность интереснее в заданных рамках».
Психология цвета.
Большое значение в одежде человека имеет цвет, поэтому я приведу краткие характеристики некоторых цветов, которые чаще всего встречаются в одежде школьников.
Психологи давно установили, что различные цвета вызывают у людей разные эмоциональные реакции. И наоборот, люди с различными уровнями тревожности выбирают различные цвета.
Белый. Цвет невинности и чистоты. Белый цвет у многих символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, неискушенность. Белый жилет придаёт облику изысканность, белое платье невесты означает невинность, белые пятна на географической карте – незнание и неизвестность. В рекламе понятие чистоты часто воплощается в сверкающем белоснежном кафеле. Врачи носят белые халаты, больничные палаты раньше были выдержаны в белом цвете (пока не установили негативное воздействие избытка белого цвета на психику).
Однако белый цвет может быть целительным. Людей, склонных к так называемой «зимней» депрессии, лечат белым светом, который дает толчок образованию гормонов кортизола, «пробуждающих» организм. Постоянная темнота, напротив, делает человека апатичным и ввергает в депрессию.
Психологи утверждают, что склонность к одежде сочетаний белого с другими цветами свидетельствует об уравновешенности личности, а также о творческой, жизнелюбивой натуре.
Чёрный цвет – антоним белому. Это цвет тайны, зла, печали, смерти. Чёрная душа, чёрная зависть, чёрный рынок, чёрный день. Чёрный – это почти всегда что-либо негативное, опасное, запрещенное. Черный цвет – цвет противозаконности. В каждом вестерне найдётся бессовестный, одетый в чёрное убийца с револьвером в руке. Кроме того, чёрный цвет – цвет экзистенциалиста, философа, творческой личности, играющей своим интеллектом, как актёр на сцене. Люди, одевающиеся только в чёрное, привлекают к себе внимание психологов. Они хотят произвести впечатление, любят эффектные выходы и одновременно с этим подавляют свои подавляют свои внутренние наклонности.
Красный – цвет, пробуждающий наиболее глубокие и сильные чувства. Многим людям нравится красный цвет. Красный – цвет жизни, радости, здоровья. Красный символизирует и опасность (предостерегающие дорожные знаки большей частью красного цвета). Красный – цвет агрессивности и страсти. В ярости кровь приливает к щекам. Люди от смущения краснеют. В медицине красный цвет успешно используют при лечении ветрянки и кори.
Синий цвет вызывает приятные ощущения. Он успокаивает, охлаждает, расслабляет, умиротворяет. Синий цвет обозначает идеализм, интуицию, стабильность, покой, традиции. Синий цвет у многих народов – это символ отдыха и удовлетворения самим собой.
Склонность к синему цвету позволяет заключить, что человек добросовестно выполняет свои обязанности и действует продуманно и рационально.
В природе представлены все оттенки зелёного цвета. Зелёный цвет смягчает страсти и – так же как синий – успокаивает. Этот цвет надежды, естественности, юности, свежести.
Зелёный цвет в умеренных дозах успокаивает, обилие зелени вызывает депрессию.
Серый цвет – выражение желания остаться незаметным. Он обозначает готовность к компромиссам, балансированию и индифферентность. Серый цвет многим кажется скучным и незначительным. Одежду серого цвета носят мужчины и женщины на работу, этот цвет говорит о серьёзности, основательности, компетентности, усердии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Цель исследования - выяснить отношение учащихся школы №3 к введению школьной формы
Для проведения исследования нами была составлена анкета (приложение 2), при помощи которой был проведен опрос учащихся начальной школы по параллелям, учеников 10 класса, родителей и учителей.
Рисунок 1 Результаты опроса учеников и учителей



Вывод:из опроса «Отношение к школьной форме» видно, что положительно относятся к введению ученической формы 83% педагогов и 67% учащихся начальной школы.
Рисунок 2 Результаты опроса учеников 10 «А» класса


Вывод:Почти половина старшеклассников отрицательно принимает форму, предпочитая ей свободный стиль одежды.

Рисунок 2 Результаты опроса учеников и учителей





Вывод: вместе с тем, стоит отметить, что примерно половина из всех опрошенных считают: ученическая форма снижает социальное неравенство между школьниками.

Результаты конкурса сочинений «Какой цвет школьной формы вы предпочитаете?»

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Вывод:подведя итоги конкурса сочинений мы видим, что 54% учащихся предпочитают синий цвет школьной формы, 23 % - зеленый цвет, 10% - серый цвет, 6% - красный цвет, 4% - чёрный и 3% - черный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовательской работе мы многое узнали, о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения. Собрали материал об истории школьной формы, познакомились с мнением современных Кутюрье, выяснили, какое значение в одежде человека имеет цвет. В ходе проведения этой работы, мы убедились в необходимости введения школьной формы. Ведь не зря она существует на протяжении долгого времени и является весьма актуальной в западных странах. Безусловно, у нее есть недостатки, но все же достоинства преобладают.
Мы считаем, что школьная форма - это лицо ученика и ее ведение необходимо.
Во-первых, ребята выглядят опрятно и им удобно и комфортно.
Во- вторых, сглаживает социальное неравенство.
В- третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине. Итак, наши гипотезы подтвердились.  























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шибаева С. В. 12 секретов преуспевающей женщины.- М., Гранд 2004.
Мухина Э. Г.-М., Астрель-АСТ 2007.
Шнайдер Л. Секреты от BURDA: ты и цвет.-М., Внешсигма 1997.
Карчевская Е. Здоровье школьника.- М., МЦФЕР 2007.
Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии щкольника.-М., Высшая школа 1990.
http://wapedia.mobi/ru/Школьная форма
http://ru.wikipedia.org/wiki/Школьная форма




СЛОВАРЬ
Актуальность – важное, существенное для данного момента
Анализ – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] целого на составные части его; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из частных заключений
Большевик – член большевистской партии ВКП (б), коммунист, последователь большевизма.
Гимнастерка – верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротом, принятая как военная форменная одежда.
Гипотеза – предположительное суждение о закономерной, причинной связи явлений
Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.
Модельер – специалист по изготовлению моделей одежды.
Обобщение – общий вывод, общее положение, основанное на получении отдельных фактов, явлений
Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь.
Систематизация – приведение в систему полученных знаний, фактов.
Эмблема – условное изображение, какого – нибудь понятия.













Приложения
Приложение 1
Календарный план
I этап
Действия
Сроки


Обоснование актуальности темы
декабрь 2013 г.


Постановка цели и задач



Определение объекта и предмета исследования



Выбор методов исследования


I
· этап
Посещение библиотеки, работа с Интернет-ресурсами
декабрь 2013 г.


Изучение подобранного материала



Составление анкеты и анкетирование
январь 2014 г.

I
·I этап
Обсуждение, систематизация собранных сведений
февраль 2014 г.


Оценка полученных результатов исследования, формулирование выводов



Создать и оформить буклеты с советами и образцами школьной формы.

















Приложение 2

Анкета «Школьная форма «за» и «против».
(если вы согласны с утверждением поставьте плюс, если нет, то минус)
1.Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

2. Форма дисциплинирует человека.

3.Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

4. Нет проблемы «В чем пойти в школу».

5. Если форма придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

6.Школьная форма экономит деньги родителей.

7. Ученик теряет индивидуальность.

8.  Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

9. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.

















































13PAGE 143315


13PAGE 141615







Рисунок 1Рисунок 3Root Entry