Школьный этап Олимпиады по русскому языку ( 4 класс)


Фамилия____________________________
Имя__________________ Класс__________________
Задания
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
        (А) палисадник;  (Б) камыш;  (В) заслонка;  
        (Г) посёлок;  (Д) укротитель.
2. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа. Подчеркни его.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
3. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт___________________,
Дегустация_________________,
Лозунг_____________________,
Финал_____________________.
4. Вот список существительных:
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи,  коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
_________________________________________________________________
5. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол? Выдели корень в этих словах.
 Столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, 
застолье.
6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...»  Как ему надо закончить фразу?
        (А) с расписанием;  (Б) расписания;  (В) расписанию;  
        (Г) расписаний;  (Д) по расписанию.
7. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - ___________________    хозяева - _______________________
туфли - ___________________   санатории - _____________________
носки - ___________________    помидоры - _____________________
килограммы - ______________   каникулы - _____________________
ботинки -  ________________      домишки - _____________________
8. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. ____________________________________________
Шайбы по весне считают _______________________________________
Когда в соседях согласья нет _____________________________________
9. Подчеркни несклоняемые существительные:
Музей, кони, бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри, ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.10. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться -_____________________________
б) Хорошо запомнить - _________________________________________
11. Отгадайте пословицы по двум ключевым словам:
Свет – тьма______________________________________________
Труд– лень_______________________________________________
Встречают – провожают____________________________________
Погибай – выручай________________________________________
12. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей:
богатый -__________________ хитрый - __________________
счастливый -_______________ грубый -___________________
13. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным:
Верный друг – _____________________________________________
Верное средство – _________________________________________
Верный ответ – ___________________________________________
14. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:
Больш… кенгуру, хохлат… какаду, уютн… кафе, чёрн… вуаль, стар… рояль, горяч… кофе, прозрачн… тюль, детский… шампунь.
15. Замените глаголом следующие выражения:
Зарубить на носу – ____________________________________________
Водить за нос – _______________________________________________
Бить баклуши - ________________________________________________
16. Выпиши слова с приставками и выдели приставки:
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасить, посмотрел, подарки, полевые, полка, покупка, победитель, полянка, заботливый, забавный. __________________________________________________________________17. Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова:
В поля, не кошеных косой, (_____________ )
Всё утро дождик шёл косой.(____________ )Дочь грома капля-егоза,Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (___________ )В ладонь цветка она стекла. (____________ )18. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:
килограммы-____________________ , сапоги-_________________,
помидоры-_______________________, ботинки-________________.
19. В каком слове количество букв и звуков совпадает, подчеркни:
Мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
Ответы на олимпиадные задания
Время выполнения: 50 минут
1.(Б) камыш .Правильный ответ 1 бал
2.Бахрома
Правильный ответ 1 балл
3.Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг - призыв, финал – конец За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего - 2 балла
4. бигуди, жалюзи санки, каникулы. За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 4 балла
5. столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье.  За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 6 баллов
6.(В) расписанию;  Правильный ответ 2 балла
7. чулки - чулок                              хозяева – хозяев
туфли - туфель                                               санатории - санаториев
носки - носков                                                  помидоры - помидоров
килограммы -  килограммов                           каникулы - каникул
ботинки – ботинок                                          домишки - домишек
Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).
За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.
8. Готовь сани летом, а телегу -  зимой.
Цыплят по осени считают.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
За одну верно записанную пословицу – 3 балла. Всего - 9 баллов
9.  пальто, кино, шоссе, шимпанзе, колибри, ателье, кофе, такси, кенгуру.
За каждое верно подчёркнутое слово 2 балла. Всего – 18 баллов
10.Брать себя в руки.
Зарубить себе на носу
За каждый правильно подобранный фразеологический оборот 2 балла. Всего-  4 баллов.
11.Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма; (Ученье – свет, а неученье – тьма)
Труд – лень; (Труд кормит, а лень портит)
Встречают – провожают; (Встречают по одёжке, провожают по уму)
Погибай – выручай. (Сам погибай, а товарища выручай)
(За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 4 балла )12.От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей
Богатый - богач, хитрый - хитрец
Счастливый - счастливец грубый - грубиян
Крепкий - крепыш весёлый – весельчак
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимально – 3 балла )13.Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – надёжный
Верное средство – проверенное
Верный ответ – правильный
(За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 3 балла )14.Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Большой кенгуру, хохлатый какаду,
Известное кафе, чёрная вуаль,
Старинный рояль, горячий кофе,
Прозрачная тюль, детский шампунь,
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимально – 4 балла )15.Замените глаголом следующие выражения:
Зарубить на носу – запомнить
Водить за нос – обманывать
Бить баклуши - бездельничать
(За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 3 баллов )16.Выпиши слова с приставками:
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасить, посмотрел, подарки, полевые, полка, покупка, победитель, полянка, заботливый, забавный. (За каждое верно выбранное слово – 0,5 балла, за каждое неверно выбранное слово – минус 0,5 балла).
17.Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова:
В поля, не кошеных косой, (сущ. ) Всё утро дождик шёл косой.(прил. )
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (сущ. ) В ладонь цветка она стекла. (глагол)
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимально – 2 балла).18.Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа
Килограммы - килограммов , сапоги - сапог, помидоры - помидоров, ботинки - ботинок.
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимально – 2 балла).19.В каком слове количество букв и звуков совпадает:
Мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
(За правильный ответ – 1 балл).